Найти в Дзене

Отпустите меня в школу

Малаховское одноклассное училище Министерства народного просвещения было открыто в Малахово в 1902 году. В рукописи краеведа Д.Г. Ледникова есть такие строки:

"Робко озираясь по сторонам, в непривычной обстановке, за дощатыми столами сидят первые ученики школы: Федюшка Ярных, застенчивая и забитая Маринка Ковешникова, медлительный Сенька Буробин и озорной непоседа с чёрной, как смоль, копной волос - Егорка Дубских. Тут же и два тёзки: Ванятки - Тушев и Пестрецов. С затаённым дыханием, широко открыв свои детские смышлёные глаза, слушали они тихо-певучий голос своей первой учительницы."

Малаховская детвора 100 с лишним лет назад
Малаховская детвора 100 с лишним лет назад

Большинство учеников, конечно же, мальчики. Хотя Малахово в волости ещё рекордсмен по женскому образованию, в других сёлах Косихинской волости дела обстояли хуже, например, в Романово и Каркавино в 1909 году при практически таком же, как у нас, количестве мальчишек, школу посещала лишь одна девочка.

Анисья Васильевна Шишкина рассказывала Ледникову в 60-х годах: «Как я хотела учиться, но папка с мамкой не отпустили, сказали: Сиди - пряди, вот твоя школа. И так осталась я на всю жизнь неграмотная."

-2

Ниже представленные миниатюры придуманы нами в 2022 году, когда наши ребятишки ставили спектакль к юбилею школы. Это, конечно же, выдумка, но в ней есть доля правды, ведь за основу мы брали воспоминания старожилов и заметки из прессы начала 20-ого века, посвящённые школьному образованию.

Итак, наше творчество:

Действующие лица:

Матрёша, родители Матрёши, учитель, ученики: Сёмка, Фролка, Петька, купец Морковник

Начало 20 века, село Малахово Косихинской волости Барнаульского уезда

Действие 1

Обстановка сибирской избы, отец чинит хомут, мать прядёт шерсть

Девочка Матрёша (подходит к отцу)

- Тятенька, Сёмка, Фролка и Петька в школу пошли. Отпусти меня тоже, в школу…

Отец:

- Они солдаты будущие, они в школу ходят, чтобы служить меньше. Образованным льгота вышла – вместо 6 лет только 4 года надо царю-батюшке послужить. Да и налог, его мужик платит, считать надо уметь, опять же на базаре торговать да закупаться. А ты – девка, тебе к чему грамота? Горшки в печку сажать и так можно… Нет, ни к чему тебе школа…

(Девочка подходит к матери)

- Маменька, мальчишки в школу пошли, вот бы и мне тоже – в школу. Научусь писать, читать, буду грамотная. А может, и сама учительницей стану. Мне дьяк говорил, что я способная

- Какая нам грамота, Матрёша, из нужды выбиться не можем. Тебе и в школу идти не в чем – заплатка на заплатке.

- А я, я сама заработаю….

- Как же ты заработаешь?

- А я к Морковнику пойду, работу попрошу, вот и заработаю..

Действие 2

Лавка деревенского торговца Морковника

Девочка приходит к купцу:

- Дядя Афанасий, возьми меня на работу…

- Маленькая ты ещё, какая с тебя работница, жать не сможешь.

- А я буду в лавке твоей убирать, пол мыть, самовар ставить. Мне в школу надо, одежонку справить, да чернильницу с тетрадкой.

- Да слышал я, занятия, начались уже..

- А я догоню, вот как заработаю, сразу – в школу, и догоню ребят.

Купец зашёл в лавку, вынес девочке отрез материи и чернильницу с тетрадкой:

- Иди, Матрёшка, в школу. Учись. Нужны грамотные в селе. А выучишься – возьму тебя в контору свою. А пока после школы будешь заходить в лавку, помогать

Действие 3

Сельская школа

Учитель (представляя Матрёшку):

- А вот и первая девочка в нашей школе. Садись, Матрёна, за парту. Начинаем урок арифметики:

«Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день будет ему платить по 20 копеек, а за каждый нерабочий день — вычитать 30 копеек, по прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?

Петька:

- 60

Учитель:

- Так почему же тогда работник остался без платы?

Петька

- А доля наша такая бедняцкая. Только спину ломишь, а в кармане- ветер гуляет

Фролка:

- У нас, у бедняков, все дни рабочие, выходных нету

Учитель:

- Нет, задача требует решения, от вас требуется логический подход, вычисления

Семён:

- Всё равно неправильная она. По 20 копеек платить – жирно сильно, тятька мой говорит, и 10 копеек хватит им

Учитель вызывает Матрёну к доске, та решает задачу наглядно показывает ход решения и оглашает ответ:

- 36 рабочих дней.

Фрол:

- Да говорим же – неправильная задача. Где ж это видано, чтоб крестьяне столько отдыхали?.

Семён:

- С такими работниками и связываться не стоит, без урожая останешься..