Арктика — особая территория для России. Это уникальная экосистема с удивительным животным миром, резервный источник чистой питьевой воды и огромные запасы полезных ископаемых. Она занимает целых 18% территории Российской Федерации, или 3 млн. кв. километров, то есть на её территории можно уместить почти всю Индию или половину Европы.
«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин.
Данное высказывание не может подвергаться сомнению, ведь северный морской путь позволяет уменьшить время в пути на 15-20 дней, а это почти вдвое быстрее, чем транспортировка через Суэцкий канал, а также стоимость перевозки товаров.
В этой статье мы разберём историю освоения и перспективы развития самого важного и короткого транспортного коридора национального и мирового значения — Северного морского пути.
История освоения
- В 1724 году было доказано, что между Азией и Америкой находится пролив;
- В 1878 году прошла шведская экспедиция на шхуне «Вега», которая впервые проложила путь через Северный Ледовитый океан в Тихий;
- В 1900 году русские исследователи на шхуне «Заря» под руководством Эдуарда Толля в третий раз в истории прошли по СМП;
- В 1932 году было создано Главное управление СМП — в его ведение переданы вся инфраструктура и ледокольный флот;
- В 1935 году состоялась первая транспортная операция на Северном морском пути — грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток;
- В 1977 году ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса;
- В 1978 году было выявлено, что в Арктике возможна круглогодичная навигация;
- В 2008 году атомный ледокольный флот передали Росатому, а база судов расположилась в Мурманске;
- В 2010 впервые подтвердили возможность прямых поставок углеводородов по СМП в Азиатско-Тихоокеанский регион;
- В 2018 утвердили проект развития Северного морского пути до 2024 года, а в 2022 продлили его до 2035 года.
Значение Северного морского пути
Северный морской путь ― это прежде всего доступ к богатейшим ресурсам Арктического шельфа и месторождениям Сибири. Сегодня в Арктике добывают 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. При этом на российском севере сосредоточены 80% всей арктической нефти и газа.
Во-вторых, он позволяет России выйти на рынки Юго-восточной Азии, а также сократить материальные и временные затраты на транзитные грузоперевозки компаний из европейских и азиатских стран северного полушария.
За счет увеличения количества перевозимых товаров, Северный морской путь станет конкурентом остальным маршрутам. Вот как о нём отзывается Гаджимагомед Гусейнов, Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: «Мы, по сути, все обречены на то, что этот маршрут станет реальным, а не альтернативой. Мировой глобальный рынок растет, спрос увеличивается, объем флота фрахтового увеличивается за счет того, что меняются маршруты, они удлиняются <…> Международные индексы контейнерных перевозок выросли за последние годы более чем в два раза. Это делает в разы привлекательнее Северный морской путь как еще один международный коридор. И вот в этом контексте роль нашей страны в глобальной мировой экономике огромна. Для нас это не просто экономические маршруты, это для нас суверенный маршрут, который нам и нашим друзьям позволяет перевозить грузы из Азии в Европу».
За использование северного морского пути не взимается плата, а также здесь отсутствуют очереди. Эти положительные качества отметил Сакико Хатайа, научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы: «То, что происходило в 2021 году в Суэцком канале, те пробки, которые там возникали, служили большим и важным уроком для глобальной индустрии судоходства. Необходимо заниматься диверсификацией рисков. И в этом смысле необходимость и преимущества Северного морского пути стали яснее»
Из неочевидных преимуществ Северного морского пути можно выделить низкий риск пиратских нападений, которые совсем недавно участились в его главном конкуренте — маршруте через Суэцкий канал.
Проблемы Северного Морского пути и способы их решения
Как бы не был удобен Северный морской путь, он является лишь перспективным маршрутом, а не готовым решением. В связи с этим он имеет ряд проблем. Давайте разберемся в них подробнее.
1. Неразвитость портовой инфраструктуры — основными сдерживающими факторами совершенствования и создания новых арктических транспортных маршрутов являются низкие темпы развития береговой инфраструктуры вдоль трасс Северного морского пути и неразвитость, а часто и полное отсутствие, железнодорожной инфраструктуры.
Для решения этой проблемы было начато строительство «Северного широтного хода» — железнодорожной магистрали, которая соединит западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Северную и Свердловскую железные дороги в единую логистическую систему. После завершения проекта ежегодный прогнозируемый объем перевозок должен составить 23,9 млн тонн.
В настоящее время практически по всей акватории СМП проводятся работы по восстановлению, реконструкции и модернизации действовавших ранее и строительству новых портов и портовых сооружений.
2. Высокий уровень экологических рисков — При увеличении грузооборота по
Северному морскому пути неизбежно возрастает риск загрязнения
окружающей среды, в первую очередь морских экосистем, а также
уничтожение местных видов. «В первую очередь это угроза разлива нефти
<…> Другая угроза — воздействие судов на морских животных, природную
среду», — заявил Алексей Книжников, сотрудник по экологической политике
в добывающей промышленности Всемирного Фонда дикой природы.
В качестве решения угрозы негативного воздействия на морских животных можно выделить пример в Белом море, когда использовались спутниковые данные для определения мест нахождения тюленей.
А эксперт по контейнерным перевозкам, гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов заявил, что, если судно идет коротким путём, то оно тратит меньше топлива, а значит оказывает положительное влияние на экологию.
3. Наличие современных ледоколов в эксплуатации — Для сохранения
лидирующего положения в развитии атомного ледокольного флота и в
освоении Арктики, а также в отстаивании национальных интересов в этом
макрорегионе, России необходимо скорейшее обновление атомного
ледокольного флота. При этом стоимость строительства атомного ледокола,
который перекрывал бы проблему экологического загрязнения, слишком
велика.
«В нынешних финансовых условиях, с учетом ставки Центрального банка, с учетом очень жестких кредитных ограничений и финансовой политики бюджетной, такой консервативной <…> нагрузка финансовая на Северный морской путь, если мы его строим только по коммерческим принципам, по принципам, так сказать, рыночного привлечения средств, она будет для грузоотправителей неподъемная», — заявил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.
Согласно плану развития Северного морского пути, в эксплуатации будет семь атомных ледоколов 22 220, четыре неатомных ледокола, а также головной атомный ледокол «Россия» проекта 10 510. На данный момент на воде находится уже 4 атомных ледокола, а ещё 4 — в процессе производства. В результате к 2030 г. атомный ледокольный флот Госкорпорации «Росатом» будет включать 9 суперсовременных атомных ледоколов, при этом общая группировка арктического ледокольного флота к 2030 г. в акватории Северного морского пути должна составить не менее 13 единиц.
4. Безопасность перевозок на территории Северного морского пути — пусть на
территории Арктики и отсутствуют пираты, но это не отменяет вероятность
поломки судна, что может спровоцировать смерть экипажа и разлив нефти.
При развитии Северного морского пути особое внимание уделяется безопасности мореплавания. Для этих целей предусматривается строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального морского спасательного судна Arc5. В 2024 году был запущен первый из четырех Арктический комплексный аварийно-спасательный центр. До конца 2025 года на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов, а 13 вертолётов в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП. Будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск 5 космических аппаратов. На космодроме Восточный находится готовый к запуску радиолокационный спутник «Кондор-ФКА».
Вот как об этом высказался директор департамента образовательной и научно-технической деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Бондар:
«Мы ожидаем, что к третьему кварталу 2025 года появится второй арктический комплексный аварийно-спасательный центр из четырех ожидаемых. Останется Тикси, Диксон, останутся еще авиационные звенья, но уже сегодня четыре вертолета в Арктике на дежурстве есть — Мурманск, Архангельск, упомянутый мною Певек. <…> Мы сегодня можем говорить об экспортном потенциале технологий безопасности. И вот это, мне кажется, важнейшее выполнение задачи президента, не только представить Российскую Федерацию как надежного партнера в Арктическом регионе, но и создать экспортный потенциал для наших технологий».
Проект современного ледокола
Первые в мире атомные ледоколы появились в СССР, а после его распада единственным государством, которое имеет в своем распоряжении атомные ледоколы, стала Российская Федерация.
Первым построенным ледоколом стал ледокол «Ленин». В создании судна участвовали также более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий атомный ледокол можно сравнить с космическим кораблём В 1989 году «Ленин» был выведен из эксплуатации и превращен в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и доступен для посещения.
Но с момента его создания прошло уже 65 лет, а прогресс не стоит на месте. И вот, в 2020 году, был подписан контракт на строительство ледокола проекта 10510 «Лидер», самого современного и инновационного ледокола. Вот как о нём высказался Алексей Лихачёв, генеральный директор Росатома:
«Нам необходима круглогодичная навигация. Обеспечить ее может только атомный ледокол «Лидер» с новыми скоростными и техническими характеристиками. Строительство «Лидера» нужно рассматривать в контексте общей экономики глобального проекта развития российской Арктики».
Данный ледокол способен обеспечить круглогодичную навигацию и проведение крупнотоннажных судов. «Лидер» обладает мощностью 110 МВт, этого, например, хватит чтобы запитать около 10 тысяч жилых домов. Судно шириной 47,7 метров и длиной 209 метров обладает полной грузоподъемностью до 100 000 тонн. И что самое главное, с экономически эффективной скоростью 10 узлов во льдах толщиной порядка двух метров. Численность экипажа составит 127 человек, а провизии будет хватать на 8 месяцев.
Заключение
Стоит отметить, что Северный морской путь представляет собой стратегически важный транспортный коридор, который открывает новые возможности для международной торговли и развития арктических регионов. Этот маршрут имеет огромный потенциал для сокращения времени доставки грузов между Европой и Азией, а также для освоения природных ресурсов Арктики. Однако его использование требует учета множества факторов, таких как изменение климата, экологические риски и международные правовые аспекты. Важно, чтобы развитие Северного морского пути происходило сбалансированно, с учетом интересов всех участников процесса и с соблюдением принципов устойчивого развития.