Найти в Дзене
ИА «ТОЧКА»

Рыбный вопрос: Узбекистану выдали квоту на 25 тыс. тонн минтая и сельди в русских морях

Россия продолжает укреплять сотрудничество с Узбекистаном. На сей раз речь идет о рыболовном промысле. Так, согласно сообщению пресс-службы Министерства сельского хозяйства республики, Москва выделила Ташкенту квоту на вылов 25 тысяч тонн рыбы в российских водах в 2025 году. Теперь узбекские рыбаки смогут спокойно и совершенно бесплатно вылавливать минтай и сельдь в Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском морях, а также Тихом океане. С чем может быть связана такая щедрость, разбиралась «Точка». Итак, что именно могут добывать среднеазиатские рыбаки в наших водоемах? Сообщается, что квота предусматривает вылов 20 тысяч тонн минтая и 5 тысяч тонн сельди. В денежном измерении — это примерно 2,5 млрд рублей в оптовых ценах в первом случае, и 800 млн рублей во втором. Соглашение было достигнуто в ходе встречи в формате видеоконференции замглавы Федерального агентства по рыболовству России Андрея Яковлева и заместителя министра сельского хозяйства Узбекистана Кахрамона Юлдашева. Предполага

Россия продолжает укреплять сотрудничество с Узбекистаном. На сей раз речь идет о рыболовном промысле. Так, согласно сообщению пресс-службы Министерства сельского хозяйства республики, Москва выделила Ташкенту квоту на вылов 25 тысяч тонн рыбы в российских водах в 2025 году. Теперь узбекские рыбаки смогут спокойно и совершенно бесплатно вылавливать минтай и сельдь в Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском морях, а также Тихом океане. С чем может быть связана такая щедрость, разбиралась «Точка».

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Итак, что именно могут добывать среднеазиатские рыбаки в наших водоемах? Сообщается, что квота предусматривает вылов 20 тысяч тонн минтая и 5 тысяч тонн сельди. В денежном измерении — это примерно 2,5 млрд рублей в оптовых ценах в первом случае, и 800 млн рублей во втором.

Соглашение было достигнуто в ходе встречи в формате видеоконференции замглавы Федерального агентства по рыболовству России Андрея Яковлева и заместителя министра сельского хозяйства Узбекистана Кахрамона Юлдашева. Предполагается, что теперь российские водные ресурсы станут более доступными для узбекского рынка. Не стоит, наверно, напоминать, что при этом наши морепродукты недоступны для многих россиян. Цены, мягко говоря, кусаются.

С 2024 года практически все виды рыбы в магазинах нашей страны подорожали на 10-15%. Согласно данным Росстата, розничная цена за 1 кг «рыбы мороженой неразделанной» на 14 октября 2024 года составила 253,11 рубля. Годом ранее цена составляла 220,14 рубля.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Тем временем тревогу бьют и наши рыбаки. Как сообщает Союз рыбопромышленников Севера (СРПС), они рискуют остаться без квот. Один из поводов для переживаний — принятый в 2019 году нашим Рыболовством неоднозначный закон. Согласно ему, договор о закреплении квот может быть расторгнут, если в течение двух лет подряд пользователь выбрал их менее, чем на 70%. И беда в том, что регулятор не особо разбирается в причинах неполного освоения квот.

Будет ли этот закон распространяться на узбекских рыболовов — вопрос пока открытый. Но уже можно предположить, что отечественные рыбные хозяйства могут лишиться преимуществ. Однако, все может быть не так плохо. Таким мнением с «Точкой» поделился экономист, старший преподаватель кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Борис Пивовар.

«С экономической точки зрения это можно рассматривать с разных сторон, и в комплексе. Во-первых, никто не говорит, что эта же рыба не может потом вернуться на наш рынок. Я вот не припомню, чтобы Узбекистан был рыбной нацией, которая в больших количествах потребляет рыбу. Так что скорее всего, какая-то часть выловленного будет возвращаться к нам. Условно говоря, появится еще один поставщик. Это в краткосрочной перспективе поможет сбить цены», — отметил спикер.
Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Кроме того, предполагает экономист, Россия таким образом может сделать некий «щелчок по носу» Японии. Тут стоит напомнить, что еще в 2023 году Москва прервала действия договора с Токио о морском промысле азиатских рыбаков у Южных Курил в обмен на помощь для Сахалинской области. Тогда наш МИД объяснил это решение нежеланием вести переговоры о двусторонних отношениях с откровенно недружественным государством, «стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны».

«То есть соглашением с Узбекистаном, мы как бы говорим Японии, которая принимает против нас одни санкции за другими: “смотрите, вам не разрешаем ловить рыбу, а нашим более близким партнерам разрешаем“. У нас с Японией, мягко говоря, и так натянутые взаимоотношения после Второй мировой войны с учетом того, что до сих пор нет мирового соглашения», — добавил Пивовар.

Ну и, разумеется, считает собеседник «Точки», взамен нам предлагает Узбекистан в контексте нового соглашения.

«В политике, как и в экономике, всегда работает принцип взаимности. То есть мы им рыбу, они нам, возможно, какие-то другие ресурсы. Возможно, какие-то дополнительные договоренности будут достигнуты в этом ключе. Поэтому, нужно смотреть на общий пакет всех соглашений, всего сотрудничества. Рыба — это лишь один из элементов. Поэтому я бы не был столь пессимистичен. Да, сперва какие-то наши предприятия могут немного пострадать, но с другой стороны — пока нигде не было информации про то, что у нас заканчивается рыба и нам ее не хватает. До этого ее вылавливали те же японцы, и все было нормально, никто не возмущался», — заключил эксперт.

Ранее «Точка» писала о том, как в России ожидается рост оптовых цен на рыбу и креветки в среднем на 15-20%.

Подготовил Ренат Таневский