У этого японского бренда в России была непростая судьба, напоминающая стремительное падение с горы. В конце 1990-х Mitsubishi Motors могла соперничать с ведущими производителями премиальных автомобилей, в 2000-х стала популярной в сегменте массовых машин, а в 2010-х превратилась в нишевого игрока. Но вот история у Мицубиси- захватывающая.Причём начинать можно прямо с фирменной эмблемы.
Каштаны, а не бриллианты
Все привыкли видеть на эмблеме Mitsubishi три драгоценных камня, и официальные представители компании также придерживаются этой версии. Однако на самом деле в начале своего существования эмблемой Mitsubishi были не драгоценные камни, а… каштаны.
Как это произошло? Семьи Ивасаки и Ямаучи, стоявшие у истоков компании, объединили свои фамильные гербы — три водных каштана (он же Болотница сладкая, он же Китайский водяной орех) и три дубовых листа. В переводе с японского Mitsu означает «три», а Hishi — «водный каштан». Поскольку словом Hishi японцы часто называют и драгоценные камни, каштаны со временем стали ассоциироваться с бриллиантами.
Рождённая в революцию
Mitsubishi Motors — старейший автомобильный бренд Японии, история которого началась в 1917 году! Модель A, созданная компанией Mitsubishi Shipbuilding Co, считается первым серийным автомобилем японского производства. За четыре года было выпущено всего 22 экземпляра седана, который напоминал Fiat Tipo 3 1910 года. И здесь не обошлось без заимствования идей.
Полетит, поплывёт, поедет?
Заметили ли вы, что изначально автомобили выпускались на базе судоверфи? Это связано с тем, что автомобили не были единственным продуктом в производственной программе Mitsubishi. Кроме кораблей, компания также производила станки, промышленное оборудование, кондиционеры и самолёты.
Помните легендарный Zero, который наводил ужас на американских пилотов в начале Второй мировой войны? Это тоже разработка «трёх бриллиантов», то есть «трёх каштанов». Полное название самолёта — Mitsubishi A6M Zero. Сейчас компания производит, например, известный в определённых кругах региональный лайнер Mitsubishi Regional Jet, который конкурирует с «Суперджетом» конструкторского бюро Сухого.
Дела военные
Если вы думаете, что американский внедорожник Willys MB стал основой только одной известной японской линейки внедорожников (о связи Jeep и Land Cruiser известно многим), то вы ошибаетесь. Именно на основе армейского «Виллиса», точнее, его гражданской версии CJ3, началась история внедорожников «трёх бриллиантов». Лицензионную версию третьего «си-джея» Mitsubishi Motors начала выпускать ещё в 1950-х годах. Внедорожник назывался Mitsubishi Jeep. Потренировавшись на простых моделях, японцы уже в 1970-х годах создали первый Pajero на базе этой модели.
Японский Ferrari
Фразу «Ferrari для бедных» можно услышать о многих автомобилях, но этот спорткар 1990-х годов определённо заслуживает большего. Если быть справедливым, то не каждый Ferrari того времени мог сравниться с Mitsubishi 3000GT!
Какой серийный «итальянец» мог похвастаться полным приводом, полноуправляемым шасси, активной аэродинамикой, амортизаторами с электронным управлением и 300 лошадиными силами? Возможно, в начале 1990-х годов именно это купе было самым передовым автомобилем в мире.
При чём здесь лошади?
Ещё один интересный факт, который может удивить ваших друзей на вечеринке: в названиях многих моделей Mitsubishi есть отсылка к лошадям. Например, название маленького Colt не имеет ничего общего с пистолетом. С английского оно переводится как «жеребёнок». В свою очередь, Lancer — это улан (лёгкий кавалерист), минивэн Chariot — колесница, а купе Starion — сочетание слов Star (звезда) и Arion (бессмертный конь из древнегреческой мифологии). Даже Eclipse, что переводится с английского как «затмение солнца», на самом деле названо в честь клички английской скаковой лошади XVIII века, которая не проиграла ни одного старта.
Первейший
Автомобили Mitsubishi не часто радовали покупателей инновационными функциями. 3000GT, который был загружен технологиями под завязку, скорее исключение из правил. Однако в истории бренда можно найти и кое-что из списка «впервые в мире». В бизнес-седане Diamante 1990 года впервые появился активный круиз-контроль и современное воплощение системы контроля тяги. Система TCL не только ограничивала тягу и подтормаживала колёса, но и с помощью четырёх управляемых колёс пыталась восстановить траекторию движения.
Лучший в мире полный привод?
И всё же главный вклад марки Mitsubishi в автомобильную историю — это трансмиссия Super Select, которую даже конкуренты считают лучшей.Здесь и фулл-тайм 4WD для уверенного движения по скользкой дороге, и жёсткое подключение передних колёс с блокировкой межосевого дифференциала для сурового бездорожья, и монопривод для экономичной езды по сухому покрытию.
А решение Super Select с цепной передачей между межосевым дифференциалом и выходным валом привода переднего моста вместо классической зубчатой передачи стало предметом для подражания и копирования.