Найти в Дзене
Азвука - теория звука.

Что можно найти в контрольной комнате в ДК?

Вот, перед вами очередная порция погружения в реальность) Очередное доказательство, что без измерений о качественном звуке говорить бесполезно. В одном городе есть дом культуры, и там есть комната, отведенная под контрольную. Чтобы музыку сводить, миксы делать, мало ли что ещё. Нужны хорошие акустические условия и высокая точность звука приветствуется. Для этого проведены работы по акустической обработке помещения, установлены студийные мониторы. Казалось бы, всё должно быть хорошо! Но, есть нюанс. Честь и хвала моему тёзке, который принял решение перейти к измерениям и найти некоторые "особенности" своего рабочего инструмента. Ведь для студии достоверность в звуке особенно важна, от этого зависит качество итогового результата и скорость работы. А за достоверностью, как всегда, обращаемся к микрофону и графикам. Итак, студия! По внешнему виду акустической обработки у большинства появятся сомнения в правильности и профпригодности такого помещения: Ненавистные многими пирамидки из акус

Вот, перед вами очередная порция погружения в реальность) Очередное доказательство, что без измерений о качественном звуке говорить бесполезно. В одном городе есть дом культуры, и там есть комната, отведенная под контрольную. Чтобы музыку сводить, миксы делать, мало ли что ещё. Нужны хорошие акустические условия и высокая точность звука приветствуется. Для этого проведены работы по акустической обработке помещения, установлены студийные мониторы. Казалось бы, всё должно быть хорошо!

Но, есть нюанс.

Честь и хвала моему тёзке, который принял решение перейти к измерениям и найти некоторые "особенности" своего рабочего инструмента. Ведь для студии достоверность в звуке особенно важна, от этого зависит качество итогового результата и скорость работы. А за достоверностью, как всегда, обращаемся к микрофону и графикам.

Итак, студия! По внешнему виду акустической обработки у большинства появятся сомнения в правильности и профпригодности такого помещения:

Ненавистные многими пирамидки из акустического поролона приводят к вот такому результату по времени затухания:

-2

На частотах выше 3кГц время затухания на 60дБ составляет порядка 100мс - это очень низкий показатель, помещение на этих частотах очень сильно заглушено и его влияние на звук будет минимально. В этом факте я никакой проблемы не вижу, но не исключено, что в таком помещении будет с непривычки некомфортно находиться. Продуктивность может падать. Проблема для звука в другом: на более низких частотах мы явно вылезаем за коридор допустимых значений, комната гудит на низких и средних частотах. С одной стороны, 300-400мс - это вполне нормальные значения для бытовой комнаты для прослушивания, особенно на низах. Но здесь студия, требования к такой акустике должны быть выше. К тому же, проблему может усугублять дисбаланс скорости затухания: при "переглушенном" верхе недоглушенная середина и низ будет особенно выделяться.

Но это не самая большая проблема данной студии. Я бы даже сказал "самая маленькая")

К влиянию помещения мы еще вернемся, пока же смотрим АЧХ:

-3

Смущает провал на частоте 2кГц - такого студийные мониторы не должны себе позволять. Учитывая, как сделан замер (микрофон находится выше оси ВЧ динамика) смущает и подъем АЧХ к высоким частотам. Если вернуться на ось, высоких станет еще больше, мониторы так не должны работать.

Микрофон при измерении находится выше оси ВЧ динамиков.
Микрофон при измерении находится выше оси ВЧ динамиков.

Расположение акустики на столе чревато проблемами в виде раннего отражения от стола - и вот оно, присутствует в явном виде:

-5

Спустя пол миллисекунды прилетает дубль сигнала, всего на 2дБ тише основного. Естественно это влияет на итоговый результат, одним из проявлений является изрезанная АЧХ на ВЧ. Для разнообразия покажу это на ватерфоле: смотрим на верхушки пиков в правой части графика.

-6

Чтобы проверить эту теорию, повторяем измерения на краю стола:

-7

При этом микрофон находится ну уровне ВЧ. Есть хорошие новости: проблемы с провалом и гребенкой ушли:

-8

Из плохих новостей - ВЧ все-таки явно задраны. Более явно это видно на графике АЧХ:

-9

А еще и в первом измерении с рабочего положения и во втором измерении с края стола правая пищалка играет заметно громче. Это тоже недопустимо для студийного формата.

В общем, проблем не мало отыскалось даже при первом взгляде на систему с помощью микрофона. И, кстати, это еще не всё, там еще вопросы по искажениям были. Ну и плюсы можно тоже выделить: вернитесь к графику ETC: если не считать раннего отражения от стола - на сколько чистый импульс! По -20дБ с большим запасом! Стерео картинка должна быть очень точная.

В очередной раз не голословно утверждаю, что любая система без контроля может иметь огромное количество проблем. И никакая уверенность в собственной златоухости вам не поможет - с вероятностью 99% вы не сможете диагностировать проблему, если она у вас в системе есть. Как это обычно происходит: первая мысль - со звуком что-то не так. Через день как будто бы и не критично. Через неделю - нормально играет, видимо колонки/провода прогрелись наконец-то, заиграли как надо. По факту просто мозг завершил адаптацию к кривому звуку. Способность адаптироваться - это прекрасно, но она не может не помешать качественной работе. Да и удовольствия от систем, к которым не нужно адаптироваться на порядки больше.

А ведь судя по всему, человек так много лет работал:

-10

А чуть позже выяснилась причина некоторых проблем:

-11

Будем разбираться дальше, и после микрофонного вмешательства звук в этом помещении станет определенно точнее и лучше. Видео-разбор этих замеров доступен здесь же на Дзене в премиуме.

Если созрели перейти к измерениям своей системы - пишите мне в ЛС, например, в ВК

А здесь можно послушать, как примерно это будет звучать:
https://dzen.ru/video/watch/6787b87e8f01f35b5c071735