Иногда место, в котором композитор создает шедевр, идеально соответствует его образу.
Нетрудно представить себе глухого и одинокого Бетховена, пишущего свои загадочные поздние квартеты в обстановке бытового хаоса съёмной венской квартиры.
Или влюблённого Вагнера, сочиняющего "Смерть Изольды" в роскошном номере старинного венецианского дворца.
И совершенно закономерным выглядит то, что Григ написал свои "Норвежские танцы" в маленьком деревянном домике-кабинете, построенном на берегу озера с видом на поросшие соснами горы.
Но невозможно представить себе место, где Бах мог бы писать си-минорную Мессу или Страсти по Матфею. Разве что на каком-нибудь облаке, откуда вся человеческая жизнь видна в обе стороны.
Но, как и любой смертный, он не избежал жизненной прозы. Бах тоже был квартиросъёмщиком.
Гений места и место гения
Главный город в биографии Баха - Лейпциг. Здесь он прожил 27 последних лет своей жизни, занимая пост кантора Школы Святого Фомы и городского музикдиректора, здесь и похоронен.
Лейпциг стал также главным городом посмертной славы Баха. Здесь началось его возрождение после более чем полувекового забвения.
В 1802 году в лейпцигском издательстве вышла первая биография Баха (её автор - Иоганн Форкель), потом (в 1829) здесь же Феликс Мендельсон с триумфом исполнил "Страсти по Матфею" и дал этим старт музыкальному возрождению немецкого гения.
Первый памятник Баху тоже был установлен в Лейпциге в 1843 году (стараниями того же Мендельсона) перед зданием школы Святого Фомы (Thomasschule).
Томасшуле представляла собой что-то вроде современной музыкальной спецшколы-десятилетки с богатым историческим прошлым. К моменту приезда Баха ей исполнилось уже 500 лет.
В школу принимали только подготовленных и музыкально одарённых мальчиков с 12-ти лет. Большинство из них жили в интернате за счёт городской казны. В учебном плане были разные дисциплины, в том числе, и специальные - пение, теория музыки и игра на разных инструментах.
Хор Томасшуле под руководством кантора или назначенных им заместителей обслуживал четыре церкви Лейпцига (пел на воскресных и праздничных службах), а также участвовал во всех общегородских и частных мероприятиях. Мальчики пели на юбилеях, инаугурациях, венчаниях, отпеваниях и даже сопровождали пением хоралов преступников к месту публичной казни.
Всё это лежало на плечах кантора. Кроме того, Бах должен был преподавать школьникам латынь, катехизис, обучать их музыке (вокалу, теории, игре на скрипке и клавесине), проводить репетиции, писать многочисленные характеристики и отчёты, следить за успеваемостью, дисциплиной и здоровьем учеников, а ещё, как сказано в его трудовом договоре, "подавать мальчикам хороший пример в жизни и поведении".
В обязанности кантора входило также сочинение для воскресных и праздничных служб "не очень длинных" и "вызывающих благоговение" сочинений (духовных кантат).
Чтобы примерно представить себе степень занятости Баха в Лейпциге, добавим, что помимо своих непосредственных обязанностей он давал много частных уроков, писал по случаю музыку для Кётенского, Дрезденского и Берлинского дворов, руководил университетским любительским оркестром, вёл нотно-издательский бизнес, ездил по городам Германии для экспертизы новых органов, занимался ремонтом клавесинов и успевал ещё вести непримиримую борьбу с местным "департаментом культуры", то есть с городскими и церковными властями Лейпцига, управлявшими Томасшуле.
При этом нельзя забывать, что у Баха была большая семья со всеми вытекающими обязанностями домохозяина, отца и мужа.
Но Бах сумел привести в порядок весь этот рабочий хаос так же виртуозно, как он сводил голоса в какой-нибудь сложной тройной фуге. Незначительное и мелкое он игнорировал, рутинное перепоручал другим (например, нанял вместо себя учителя по латыни), зато самое важное делал исключительно хорошо.
Лицо Баха на этом портрете не оставляет сомнений, что этот человек точно умел подчинять себе любые обстоятельства.
Хотя, конечно, и у него были порывы всё это бросить и найти себе более спокойное место (об этом он писал другу в одном из сохранившихся писем). Однако плюсы Лейпцига - это был большой университетский и торговый город с большой музыкальной аудиторией - всё же перевесили его недостатки.
Переезд и три ремонта
В Лейпциг Бах приехал из Кётена 22 мая 1723 года, о чём сообщалось в одной из газет. Сначала прибыли четыре фургона с вещами, а затем - в двух каретах - семья нового кантора.
Она тогда состояла из восьми человек: Бах со своей второй женой и их двухмесячным ребёнком, четверо детей от первого брака (старшей дочери 13, младшему сыну 7), а также старшая сестра первой жены Баха Фриделена Маргарета, которая всегда жила в его семье.
По традиции квартиры кантора и ректора Томасшуле располагались в помещении школы, рядом с учениками, поэтому и Баху предоставили комнаты здесь же.
Томасшуле находилась рядом с собором Святого Фомы (на картинке оно слева от собора). В год приезда Баха оно было трёхэтажным и выглядело так:
Квартира Баха располагалась в левой части дома. Она имела вертикальную планировку и занимала три этажа.
Свои "Страсти по Матфею" Бах успел написать между двумя ремонтами (в архивных отчётах говорится о "каменных и столярных работах в покоях кантора"). А Мессу си минор он писал уже после третьего - капитального (в 1731 году), когда к Томасшуле пристроили два этажа, и она стала выглядеть вот так:
На время ремонта Бах с семьёй почти на год переехал в другой дом, где городской Совет арендовал для него несколько комнат.
По случаю окончания ремонта и освящения реконструированной Томасшуле Бах написал и исполнил с мальчиками новую кантату - "Счастливый день, долгожданный час" (DWV 18 Anh).
К этому моменту семья Баха выросла, теперь в доме было уже восемь детей. К тому же в квартире постоянно жили его частные ученики, юные племянники-Бахи, которых он тоже учил, и часть прислуги, за исключением приходящей - кому-то надо было топить печи, убираться, стирать/сушить/гладить, покупать продукты и готовить еду для огромной семьи.
Судя по тому, что жена Баха Анна Магдалена - профессиональная певица - время от времени уезжала с мужем на длительное время для выступлений, оставляя очередного грудного младенца, в доме жили также кормилицы.
Квартира Баха после этого ремонта стала больше на один этаж. Теперь её площадь составляла 250 кв.м. Сохранился её план:
- в подвале - кладовка для хранения напитков и продуктов;
- на первом этаже - комната, прачечная и туалет;
- на втором этаже - четыре комнаты и кухня площадью 8 кв.м.;
- на третьем - две комнаты;
- на четвертом - комната и большой холл.
Места для всех явно было маловато. Сын Баха Карл Филипп Эмануэль вспоминал позже, что квартира его отца напоминала "голубятню", учитывая многолюдность и постоянный музыкальный "шум", доносившиеся с разных этажей и комнат.
Где же сочинял Бах?
Было ли в этой квартире тихое место для гения, его личный кабинет, где он писал свои шедевры?
Судя по всему, его "композиторская" комната с библиотекой располагалась на втором этаже, там, где после его смерти находился кабинет следующего кантора Томасшуле. При сносе здания в 1902 году здесь под досками пола нашли старинный растраль - прибор для разлиновки нотной бумаги. Примерно такой:
А под толстым слоем штукатурки обнаружилась чугунная плита с монограммой Баха.
Перед сносом дома эту комнату сфотографировали. Её окно выходило на парк.
Здесь Бах расчерчивал нотными линейками бумагу, точил воронье перо и характерным почерком писал свою музыкальную Библию: Мессу, Страсти по Иоанну, Марку и Матфею, Рождественскую ораторию и кантаты, 2-й том Хорошо темперированного клавира, Музыкальное приношение и Искусство фуги.
Иоганн Себастьян Бах умер в возрасте 65 лет от последствий неудачной операции на глазах. Он был похоронен на кладбище при церкви Св. Иоанна. Поскольку обелисков или надгробий тогда не ставили, место его захоронения было известно только примерно.
В 1900 году прах лейпцигского кантора перезахоронили перед алтарём новой церкви Святого Иоанна, а в 1940-х переместили в собор Святого Фомы. C 1961 года его могила выглядит так:
Сейчас Томасшуле продолжает свою уже 800-летнюю историю, её хор - один из лучших в мире. Мальчики, зачисленные в начальные классы школы, обязательно проходят традиционный ритуал посвящения: они возлагают подсолнухи на могилу самого знаменитого кантора за всю историю школы.
Почитать другие статьи о Бахе и его семье, а также послушать самые известные его сочинения можно здесь 👇
Квартирный вопрос в жизни других великих композиторов 👇