Найти в Дзене
Вестник Запада

Как Spotify использует искусственный интеллект для увеличение трафика

Соучредитель и генеральный директор Spotify Дэниел Эк выступает с докладом в прямом эфире в Acquired, технологическом подкасте, в Chase Center в Сан-Франциско, Калифорния
Соучредитель и генеральный директор Spotify Дэниел Эк выступает с докладом в прямом эфире в Acquired, технологическом подкасте, в Chase Center в Сан-Франциско, Калифорния

ЛОНДОН, 14 января — Дэниел Эк повышает громкость в Spotify Technology. Два года назад музыкальный стриминговый сервис, зарегистрированный в США, столкнулся с давлением со стороны инвестора-активиста ValueAct Capital Management и был вынужден сокращать рабочие места и нести убытки. С тех пор рыночная стоимость Spotify выросла в четыре раза до 92 миллиардов долларов, а генеративный искусственный интеллект может дать ему ещё одно преимущество. Тем не менее, искусственный интеллект также объясняет, почему группа находится на перепутье. Превосходная динамика Spotify обусловлена фундаментальными факторами. В 2023 году валовая прибыль составила 26% от выручки. За три месяца до сентября, согласно последним доступным данным, она впервые превысила 30%. Согласно данным Visible Alpha, аналитики ожидают, что свободный денежный поток в 2024 году вырастет до 13% от выручки по сравнению с 5% в 2023 году.

Свободный денежный поток Spotify может удвоиться в 2024-м году

Гистограмма, показывающая рентабельность свободного денежного потока Spotify за несколько лет.
Гистограмма, показывающая рентабельность свободного денежного потока Spotify за несколько лет.

Отчасти это связано с тем, что Ek повысил цены на подписку, не потеряв при этом пользователей. Но Spotify также изменил свою структуру платежей. Некоторые изменения, например, побуждение пользователей платить за доступ к таким функциям, как тексты песен, в основном связаны с тем, что он может себе это позволить. Другие изменения, например, предложение клиентам более низких тарифов для доступа только к каталогам песен или аудиокнигам, помогают увеличить прибыль. В настоящее время 70% прибыли от каждого доллара, на который повышается цена подписки Spotify, идёт музыкальным лейблам, говорят аналитики Macquarie. Аудиокниги и подкасты помогают Ek сохранить больше денег, заработанных у потребителей и рекламодателей, вместо того чтобы платить отчисления музыкальным лейблам.

Ek могла бы настроить ещё больше. Мегазвёзды, такие как Тейлор Свифт, не получают полную долю доходов от стриминга, когда пользователи воспроизводят их песни, — Spotify использует часть выручки для перекрестного субсидирования менее популярных исполнителей. В обмен на новую модель ценообразования, при которой большая часть доходов может доставаться более крупным артистам, Spotify могла бы заключить более выгодные сделки с лейблами этих исполнителей — возможно, сделав так, чтобы цифры работали, и взимая с пользователей больше за раннее прослушивание новых релизов.

Генеративный искусственный интеллект открывает ещё больше возможностей. Spotify может использовать более дешёвых исполнителей для записи музыки, которая затем поступает в автоматизированную модель, в результате чего получаются универсальные плейлисты, привлекательные для таких компаний, как Starbucks (SBUX.O), открывает новую вкладку или студии йоги. По словам Macquarie, в 2023 году доля стримов, созданных крупными звукозаписывающими лейблами, такими как Sony, упала до 74% по сравнению с 88% в 2016 году.

-3

Представьте, что эти факторы помогут Spotify увеличить маржу свободного денежного потока до 20% к 2027 году, что на три процентных пункта больше, чем ожидают аналитики. При ожидаемом на эту дату доходе в 23 миллиарда долларов и коэффициенте отношения цены к свободному денежному потоку Netflix равном 27, рыночная капитализация Spotify составит 125 миллиардов долларов.

Тем не менее, ИИ сопряжён с определёнными рисками. Universal Music с YouTube, чтобы также изучать звуки, созданные ИИ. Такие стартапы, как Suno AI, могут за считанные секунды создавать полноценные песни на основе простых текстовых подсказок. Если барьеры для входа стримеров снизятся слишком сильно, то нежные тона Spotify могут перестать быть таковыми.

Компания Spotify Technology опубликует результаты за четвёртый квартал 2024 года 24 февраля 2025 года.