Найти в Дзене
Fon Kraft

"Бисмарк" в масштабе 1/200 | Как выглядит модель в таком масштабе: Моделист из Москвы построил легендарный линкор

Оглавление

Вообще, этот линкор не должен был появиться в доке. Ни он, ни его младший брат "Тирпиц". По условиям Версальского договора, Германии запрещалось строить корабли такого водоизмещения и с орудиями калибром в 380 мм. Но... тупицы не правят странами. За несколько лет находившийся у власти Адольф Гитлер предпринял довольно хитроумные шаги, вначале уравняв собственный военный флот с флотом Франции и Италии - странами-победителями в Первой Мировой войне. Заключённое при этом англо-германское соглашение о флоте от 1935-го года, фактически, устраняло ограничения Версальского договора о капитуляции. А затем, в 1939-ом году, Гитлер и вовсе заявив о расторжении договора. Мол, и знать ничего не знаю, и вообще - это не в интересах Германии. А кто ему мог бы что-то возразить, глядя в дуло 380-миллиметровых корабельных орудий? Именно во время действия этого договора был спущен на воду один из крупнейших линкоров той эпохи - "Бисмарк" - линкор военного германского флота, один из самых известных кораблей времён Второй Мировой войны.

Гордость германского военного флота - линкор "Бисмарк"
Гордость германского военного флота - линкор "Бисмарк"

Жизнь линкора "Бисмарк": яркая, но короткая

14 февраля 1939-го года в присутствии самого Адольфа Гитлера и Доротеи фон Лёвенфельд - внучки первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, линокр "Бисмарк" был спущен со стапелей на воду. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, а установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Изначально "Бисмарк" создавался в качестве океанского рейдера - судно, которое в одиночку (или в составе малой группы) действует против транспортных и торговых судов противодействующей стороны. Предполагалось, что "Бисмарк" будет сковывать и оттягивать от караванов военные корабли прикрытия, в то время как остальные корбали малой группы могли бы наносить урон "транспортникам".

18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и тяжёлый германский крейсер «Принц Ойген» вышли с базы кригсмарине в Готенхафене. Два дня рейда были вполне успешными, а вот 20-го мая команда шведского лёгкого крейсера "Готланд" заметила линкор. И в тот же день норвежское Сопротивление сообщило об обнаруженной эскадре, состоявшей из двух больших кораблей.

Движение сопротивления в Норвегии - организованное сопротивление немецкой оккупации в Норвегии во время Второй мировой войны.

21 мая 1941 года Британское адмиралтейство получает сообщение от своего военного атташе, что возле Скандинавского полуострова замечены два больших корабля. То есть, элемент скрытности передвижения тяжёлой военной группы продержался недолго.

Германское соединение на сутки встало на стоянку в норвежских фьордах, где занималось перекраской кораблей в серо-стальной маскирующий окрас океанского рейдера - им предстоял поход по Атлантике. Тогда же верхняя часть орудийных башен и орудийные стволы были выкрашены в тёмный цвет для маскировки.

Пока рейдеры перекрашивались, их сфотографировал самолёт-разведчик британских королевских ВВС. Теперь у англичан не было никакого сомнения: германский монстр кригсмарине вышел на тропу войны. К месту стоянки германцев были направлены бомбардировщики, но их встретили опустевшие фьорды - "Бисмарк" и "Принц Ойген" уже ушли и незамеченными прошли через Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы не думали, что тяжёлые германские корабли поднимутся в такие широты и искали их значительно южнее. Разумеется, безрезультатно.

Бисмарк наводит орудия главного калибра для обстрела британских самолётов.
Бисмарк наводит орудия главного калибра для обстрела британских самолётов.

На перехват рейдеров от английского Королевского флота было направлено несколько кораблей, в том числе краса и гордость Её Королевского Величества (да и всей Великобритании) - линейный крейсер "Худ". Отмечу, что это был весьма грозный противник, по огневой мощи мало чем уступавший "Бисмарку". Например, главный калибр британского "Худа" состоял из восьми орудий калибром 381 мм. Для сравнения: линкор "Бисмарк" - такие же четыре двухорудийных башни с калибром орудий в 380 мм каждая. Из громких побед "Худа" - уничтожение французского линкоре "Бретань", кторый взорвался и затонул после залпа англичан, унеся с собой жизни 997 членов экипажа.

24 мая 1941 года английская эскадра открыла огонь по шедшему впереди крейсеру "Принц Огейн". Не потому, что испытывала благоговение перед "Бисмарком", а просто перепутала эти корабли - основной целью был, всё-таки, линкор "Бисмарк". Капитан линкора заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю (фактически, нарушил приказ командования, кторый предписывал не ввязываться в бой с военными кораблями. если те не прикрывают транспортную флотилию), и открыл ответные залпы.

Далее исторический поиск расходится на период непродолжительного боя, но сходится на том, что пятый залп "Бисмарка" - а это почти семь тонн отличного снарядного чугуна и взрывчатки - практически разорвал надвое линейный крейсер "Худ", разметав его обломки в радиусе, без малого, километра. Из почти 1450 человек команды крейсера выжило всего трое. На момент гибели "Худа" между ним и "Бисмарком" было от 15 до 18 км.

Рисунок Дж. Лича, командира линкора Prince of Wales. (Сделан для 2-й комиссии по расследованию, 1941). На рисунке показан огненный фонтан, возникший за мгновение до взрыва. Предполагается, что имел место пожар кордита, вырвавшийся через вентиляцию машинного отделения
Рисунок Дж. Лича, командира линкора Prince of Wales. (Сделан для 2-й комиссии по расследованию, 1941). На рисунке показан огненный фонтан, возникший за мгновение до взрыва. Предполагается, что имел место пожар кордита, вырвавшийся через вентиляцию машинного отделения

Такую оплеуху британцы не получали в современной истории... да никогда! Поэтому ответить для них было делом поруганной чести. В охоту за "Бисмарком" включилась почти вся Североатлантическая британская эскадра. 27-го мая 1941-го года линкор "Бисмарк" принял свой последний бой, и когда замолчали последние орудийные башни "Бисмарка", англичане так и не увидели никаких предпосылок для сдачи германского корабля: боевой флаг "Бисмарка" находился на своём месте, а с борта никто не семафорил о сдаче.

Подойдя на дистанцию торпедного залпа два тяжёлых английских крейсера выпустили несколько 533-миллиметровых торпед, поразивших немецких линкор. Тем не менее, "Бисмарк" сохранил ход и продолжал оставаться на плаву. Разные источники сходятся в том, что команда "Бисмарка", не желая сдавать корабль, открыла кингстоны и затопила линкор.

Кингстон на корабле - задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части судна.

Повреждённый, но не сломленный германский линкор ушёл под воду Атлантики и встал на ровный киль на дне, словно демонстрируя невозмутимость и выдержку германских корабелов и несломленной команды.

Германский линкор «Бисмарк» на дне Атлантического океана. Глубина около 4000 метров.
Германский линкор «Бисмарк» на дне Атлантического океана. Глубина около 4000 метров.

Линкор "Бисмарк" в масштабе 1/200

Линкор "Бисмарк", на мой взгляд, является одним из самых узнаваемых кораблей в модельном мире. Практически, думаю, каждый моделист хотя бы раз да задумывался о постройке его модели, пусть и в масштабе 1/700. Самые смелые отваживаются на "корабельный" масштаб 1/350. А, например, Антон Финицкий - моделист из Москвы - смог построить модель легендарного линкора в масштабе 1/200. Представляю его работу:

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

"Давно хотел собрать эту гигантскую модель, но все никак не мог решиться. Но случай свел меня с заказчиком, который попросил сделать его в память о своем друге, который начал собирать, но не успел", - писал в своём блоге Антон: "В итоге работа заняла чуть меньше двух лет, естественно с большими перерывами, но и если считать "чистое" время, мне кажется, получается весьма не маленький срок. Я бы сказал месяца полтора-два, это если делать его каждый день, как на работу ходить".

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

Отсюда и далее - привожу авторский текст моделиста, Антона Финицкого.

Этот корабль собирается в основном из дерева. Небольшие заготовки выходили раз в неделю [в журналах - прим.Fon Kraft] и их можно было купить в киосках печати. Всего таких номеров 140. Кроме деревянных, много деталей из фототравленного металла, пластика, всяких проволочек, лесок, картона и прочих трубочек, и деталей из смолы.

Элементы надстроек для стендовой модели германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Элементы надстроек для стендовой модели германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

Первым серьезным испытанием было изготовление корпуса, а точнее выведение поверхностей, граней, стыковки деревянной обшивки и смоляных деталей.

Помимо традиционного клея и шпаклевки для дерева, на финальном этапе использовал автомобильную двухкомпонентную шпаклевку и автомобильный же заполняющий грунт из баллона.

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

На модели практически нет ни одной детали, на которой было бы меньше 5-7 слоев краски: грунт, прешейдинг, основной цвет, выделение деталей светлой краской, смывка/фильтр, выделение граней, матовый лак. Постарался сделать "объемной" буквально каждую деталь.

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

На финальных этапах работы пришлось запросить помощи, чтобы готовить каждый (!) столбик для лееров, через которые необходимо было продеть три ряда лески. А ведь ещё надо было наматывать канаты. В общей сложности, только работа с леерами по одному борту потребовала около 6 часов чистого времени.

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

Кстати, работа с такой большой моделью тоже отдельное приключение: приходится заранее планировать, что будешь делать по одному или другому борту. Процесс переворачивания модели это целая процедура с удалением всего лишнего со стола (чтобы не поцарапать корпус, не посбивать надстройки, мачты). Так что если забыл приклеить какую-то пушечку, то клеить ее будешь уже после того, как в следующий раз вернешься к тому борту.

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

Отдельным квестом оказалась фотосессия готовой модели: для фона понадобилась 5 листов ватмана. И приличное расстояние, на которое требовалось отойти от модели во время съёмки.

Необходимое и искреннее примечание: автор модели Антон Финицкий и блогер Fon Kraft абсолютно не идеализируют, не оправдывают и не пропагандируют идеи нацизма в любых его проявлениях. Использование символов нацистской Германии приводится исключительно в ознакомительной и историко-культурном контексте исторического моделизма.

Историческая достоверность модели подразумевала наличие символа, одной из самых отвратительных человеконенавистнических идеологий. Абсолютное зло которой автором не подвергается никакому сомнению! Нанесение его было продиктовано лишь желанию следовать той самой исторической достоверности и должно рассматриваться исключительно как позорное клеймо врага всего рода человеческого и врага нашего народа в первую очередь. И модель этого грозного военного корабля должна показать и подчеркнуть те значительные усилия, которые пришлось предпринять антигитлеровской коалиции для победы с этим сильным и смертельно опасным врагом.

Для бдительных поборников строгой морали и этики, узревших крамолу в модельном мире, приведу ссылку на публикацию с комментариями Верховного Суда РФ и лично Президента Российской Федерации относительно свастики в моделизме:

Модель получилась весьма солидной. И не маленькой. Она не только не влезла в коробку, которую я сделал специально для нее (купил пластик длинной 2700 мм, но почему-то корабль, заявленный как 125-ти сантиметровый, не влез в коробку, сделанную из половинок этого пластика, нос в итоге торчал, как нос собаки из конуры.

Словом, вот так выглядит модель "Бисмарка" в масштабе 1/200, которую все мечтали построить, но мало кто видел в реальности. А теперь, благодаря мастерству моделиста из Москвы - Антону Финицкому - увидели и читатели блога Fon Kraft.

Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).
Стендовая модель германского линейного корабля "Бисмарк" в масштабе 1/200. Автор: Антон Финицкий (город Москва).

Ваш Fon Kraft, © 2025 год

Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, снедавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.