Один из вдохновителей создания проекта нашего портала православный публицист Николай Карачев написал о нашумевшем манифесте «Ре-Ортодоксия». По его словам, манифест оказался сложным для восприятия, но изменил взгляды автора и побудил его к изучению философии и богословия в православной парадигме.
Среди основных идей манифеста можно выделить: обновление классического православия для современных людей, признание ограниченности человеческих знаний о Боге, акцент на любви и близости к Богу, отказ от чрезмерной зависимости от сакральных текстов и отказ от клерикализма. Тем не менее, пока вопросы о том, что делать и как жить с новыми идеями, остались без ответа.
Дисклеймер. Кому манифест может быть противопоказан?
Чтение этого документа может быть противопоказано людям, склонным к радикализму, фанатизму или ригидности мышления. Оно также может вызвать дискомфорт у тех, кто строго придерживается традиционных религиозных взглядов и боится любых изменений в вере. Наконец, документ может представлять угрозу для людей, страдающих психическими расстройствами, поскольку содержит глубокие размышления о вере и Боге, которые требуют высокого уровня рефлексии и самоконтроля.
Аннотация
Статья посвящена манифесту Вячеслава Рубского «Ре-Ортодоксия», который вызвал и продолжает вызывать активные дискуссии в православном сообществе. Автор делится своим опытом восприятия манифеста, подчеркивая его сложность и необходимость глубокого осмысления. Он отмечает, что идеи Рубского изменили его взгляды на веру и побудили к изучению философии и богословия, несмотря на критику, которую вызывает манера изложения мыслителя.
Мое прочтение
Манифест оказался для меня крепким орешком, хотя я с 2020 года сижу в чате о. Вячеслава, аккурат после той истории с его запретом и восстановлением в служении. Я тогда послушал его знаменитый доклад «О понимании пола в Православии», и увлёкся его творчеством. Это изменило мои взгляды, перекликающиеся с моим религиозным опытом. Манера и идеи о. Вячеслава вызывали и продолжают вызывать у многих раздражение. Но для меня он стал любимым мыслителем. После лекций Рубского многое, что ранее меня вдохновляло, потеряло свой блеск, и, напротив, захотелось расширять свои познания в философии, психологии, богословии, оставаясь при этом в рамках традиционного православного учения.
Таким образом, присмотреться к Манифесту однозначно стоит. Это действительно интересный текст. Прочитать который целиком и полностью можно здесь.
Манифест оказался сложным. Трижды прослушивал его через синтезатор речи, дважды пытался прочитать, но он, как и книга о. Вячеслава «Перезагрузка богословия», вгонял меня в сон, до тех пор, пока я не взял карандаш в руки, чтобы шаг за шагом активно осмыслить концентрат идей, которые ранее я встречал в многочисленных в зумах, голосовухах и YouTube-записях о. Вячеслава.
Как мне показалось, Жемчужина манифеста, вероятно, не в самом тексте. Она заключается в акте публикации! Называть православием то, что давно стало общим местом в науке, философии, психологии? «Иудеям — соблазн, эллинам – безумие». Не удивительно, что это вызывает возмущение, но, как мне кажется, православие способно вместить всё – от Шестоднева до эволюции, от катафатики до апофатики, от о. Дмитрия Сысоева до митрополита Антония Сурожского. Всё имеет своё место, но нужно открыто обсуждать эти вопросы, а не шептаться на кухнях.
Рубский осторожно входит в эту тему своим манифестом. Он громко заявляет то, о чём тихо размышляют многие. При этом он ничего принципиально нового не предлагает, просто меняет угол зрения на привычное. Этот текст предназначен, прежде всего, для тех, кто столкнулся с реальностью Церкви. Это похоже на осознание того, что Христос совсем не похож на иконописный образ. Важно не отвергать иконы, а научиться видеть их ценность.
Коротко о манифесте
Если ужать 18 страниц манифеста до половины странички, получится, что Ре-ортодоксия» представляет собой обновление классического православия, направленное на сохранение его сути — жизни с Богом, адаптированное для людей, переходящих от архаичных форм мышления к современным. Этот подход предполагает признание ограниченности человеческих знаний о Боге и отвергает идею манипулирования Богом ради достижения личных целей. Вместо этого ре-ортодоксия акцентируется на любви и близости к Богу, рассматривая богообщение как процесс восприятия красоты и благодати, а не как средство достижения внешних результатов. Важным аспектом данного направления является также отказ от чрезмерной зависимости от священных текстов и стремление к более глубокому личному опыту веры. Ре-ортодоксия также затрагивает проблему иерархии в христианстве, утверждая, что все люди имеют разную ответственность перед Богом, и что религия становится репрессивной, когда требует одинакового понимания и переживания от всех. Она настаивает на том, что степень сближения с Богом определяется уровнем индивидуального духовного удовлетворения, и призывает христианское сообщество преодолеть дискурс власти и осознать равенство всех братьев во Христе.
Отзывы о манифесте
Отзывы на манифест охватывают широкий спектр мнений, от поддержки и восхищения до резкой критики и даже обвинений в ереси. В ленте страницы в Телеграме опубликованы отзывы. Высказались: Артём Григорян, С.Л.Худиев, Юрий Эльберт, Елизавета Мария Сеньчукова, Екатерина Макалец, Павел Шустов, Андрей Шишков, Андрей Писарев, Дайва и Роман Кучинскайте, протоиерей Игорь Мананников, Ярослав Головин, Алексей Волчков, И.А.Забежинский, Дм. Желобницкий, игумен Петр Мещеринов, архимандрит Феогност Пушков и другие.
1. Поддержка и восхищение. Некоторые авторы отмечают смелость Рубского в постановке важных вопросов и стремление к обновлению православного богословия. Они видят в его манифесте попытку перезагрузки православия, освобождения от догматизма и формализма, а также акцент на личном опыте богообщения.
2. Критика: Критики указывают на громоздкость и аморфность текста манифеста, отсутствие четкой структуры и ясных аргументов. Они также выражают опасения, что предложенные идеи могут привести к хаосу и волюнтаризму в религиозной практике, поскольку Рубский предлагает заменить традиционные источники знания личным опытом.
3. Обвинения в ереси. Наиболее жесткая критика касается обвинения Рубского в отклонении от ортодоксального христианства и продвижении идей, близких к атеизму или протестантизму. Его критикуют за недостаточное уважение к традициям и попытку разрушить основы православия.
Эти разнообразные мнения отражают сложность и многогранность реакции на манифест Рубского, демонстрируя, что его идеи вызывают активные обсуждения и разногласия в православном сообществе.
Что бы я добавил
Мне лично не хватило доказательств бытия Божьего, разбора мистического опыта Церкви, ответов на вопрос «Что же всё-таки делать?» и «Как с этим теперь жить?».
Николай Карачев