Итак, на основании современных представлений науки о мозговой деятельности человека и на основании логических предположений в предыдущей статье (От Веры в Бога к его пониманию. Часть 6. Разум или душа?) была выдвинута гипотеза, что человеческое сознательное мышление — есть взаимодействие некоей невидимой разумной структуры, называемой душой, и биологического компьютера, коим является наш мозг.
Причём, само допущение существования души, как некоей отдельной структуры, интегрированной в мозг (или нервную систему человека в целом) и осуществляющей управление нашим квантовым компьютером в голове, автоматически приводит к умозаключению, что она может существовать отдельно от человека и соединяется с живым организмом в момент его рождения или даже раньше (во время внутриутробного развития). А следовательно временной цикл существования души вполне может отличаться от продолжительности существования организма. Проще говоря, душа может иметь существенно бОльшую продолжительность своего существования, чем жизнь человека. Или вообще она может обладать бессмертием и многократно воплощаться в различных людях в разные исторические эпохи нашей цивилизации.
Если далее продолжать отталкиваться от данной гипотезы, логично вытекающей из накопленных к настоящему моменту научных данных, то совершенно иными «красками» начинают играть религиозные священные писания. В иудаизме, в исламе, в христианстве - везде есть представления о душе и продолжении ее существования после завершения жизни человека (условном бессмертии). Особенно развиты эти представления в буддизме, вокруг которых и строится данное религиозно-философское учение. Там сформулирована целая теория о воплощениях душ в различных мирах и в виде различных существ. Сам процесс воплощений образно представлен в виде колеса Сансары, которое снова и снова делает новые обороты. Каждый оборот — это жизнь души в том или ином теле.
Именно поэтому во всех упомянутых религиозных учениях уделяется огромное внимание духовному развитию, т. е. развитию и совершенствованию души, существование которой продолжается и дальше в каком-то ином мире или пространстве. В христианстве, равно как и в исламе, прямо говорится, что мы живем в нашем мире только для того, чтобы потом на основании собственных поступков и деяний попасть в рай (в исламе он называется джаннат - в переводе с арабского означает «сады»), а не в ад (в исламе он зовется джаханнам или геенна). А воплощение души в виде жизни конкретного человека дается с той целью, чтобы многое осмыслить и понять - тем самым сделать определенные шаги в своём духовном совершенствовании.
Кстати, есть такое мнение, что и в первоначальном варианте христианской Библии были сведения о воплощениях одной и той же души в разных людях, но впоследствии часть христианского учения, повествующая об этом, была по какой-то причине удалена и осталось только упоминание о Царстве Божием (рае), т. е. просто о загробном мире без всякого продолжения и повторных воплощений.
Однако, если критически подойти к гипотезе о существовании отдельной разумной структуры (тонкого тела), называемой душой, которая интегрирована в человека и неразрывно с ним связана пока он жив (существует в нашем физическом мире), и въедливо проанализировать данное предположение, то всплывает целый ряд противоречий, о которых вскользь было упомянуто в предыдущей статье.
Первый и самый главный вопрос состоит в том, что, если душа бессмертна и уже достаточно развита, то почему новорожденный человек ничего не умеет, не может мыслить и ему надо долго обучаться и развиваться? Ведь, исходя из логики множественных перерождений, душа как разумная и сознательная структура должна была накопить огромный объем знаний и навыков мышления за все прошлые жизни.
В дополнение к этому вопросу есть очень интересный научный факт. Оказывается, что мозг каждого появляющегося на свет младенца содержит такое же, либо даже большее количество нейронов, что и у взрослого человека (от 86 до 100 миллиардов нейронных клеток). Следовательно биологический компьютер человека уже с рождения имеет конструкцию, близкую к конструкции взрослого, а это значит, что и работать под управлением души он должен как у взрослого.
Но почему же этого не происходит?
Не говорит ли этот факт о том, что гипотеза о существовании души ошибочна?
Тут, друзья, не всё так просто. Дальнейший анализ с использованием научных данных снимает эту нестыковку и весьма правдоподобно объясняет почему данное обстоятельство никак не противоречит предположению о существовании души.
Давайте подумаем логически. Мозг человека — это биологический компьютер, который обладает своими очень специфическими особенностями. Одной из них является то, что производительность этого компьютера и его функциональность в первую очередь зависят не столько от количества нейронов, сколько от связей между ними, которые организуются через синапсы. Так вот, у новорожденного их почти нету. А растут эти синапсы и соединятся с другими нейронами (образуя нейронные связи) по мере приобретения ребенком опыта и в процессе постижения окружающего мира. То есть функциональные возможности мозга непрерывно развиваются и его производительность с возрастом постоянно растёт. По мере жизни и развития человеческого организма развивается и вычислительный механизм мозга.
Душа же — это «программное обеспечение» для данного компьютера, которое теснейшим образом с ним связано. Развитие биокомпьютера сильно зависит от данной программы, равно как и самообучение программы (совершенствование души через осмысленное сознание) находится в прямой зависимости от возможностей компьютера. Они жестко взаимозависимы.
Именно поэтому душа не может раскрыть свой потенциал и возможности (алгоритмы программы) до тех пор, пока мозг не разовьет свои нейронные связи, не накопит определенный объем операционных данных, и не достигнет определенного уровня производительности, позволяющей «обсчитывать» более сложные алгоритмы души. Оттого дети и ведут себя несколько иначе, нежели взрослые. Потому и кажется, что каждый человек развивается с нуля и какой-то иной надбиологической разумной структуры не существует.
Однако же, она всё-таки есть…
Всё дело в том, что конкретно понимать под сущностью души и под ее функциями. Если принять, что душа определяет характер, волю и образ мышления человека (высокодуховный или низкодуховный), то попробуйте вспомнить себя на протяжении всей жизни. Или вспомните как росли и развивались Ваши дети, если у Вас есть дети. Можно также проанализировать и жизненный путь своих одноклассников, знакомых, друзей. Подробный анализ жизни каждого человека укажет на то, что проявления воли, характера и образа мышления происходят с самых ранних лет и в течение жизни если и меняются, то незначительно. Если человек склонен к честности, то он старается быть честным с ранних лет и на протяжении всей своей жизни. Если он тяготеет к обману, то он начинает врать с малых лет, а после хитрит и лукавит во взрослом возрасте. Если он думает о людях и является альтруистом, то эти качества в разных формах тоже проявляются буквально с пеленок, равно как и эгоисты думают только о себе независимо от возраста. И так далее.
Скорей всего мне многие возразят. Мол, всё зависит от воспитания.
Воспитание действительно играет роль. Соглашусь. Но, опять же, возникает вопрос: а почему одни дети из группы с одинаковым воспитанием успешно воспитываются, а другим «хоть кол на голове теши» - они не слушаются, не внимают принципам добропорядочного поведения? В том же детском садике и школе воспитательное воздействие ко всем применяется вроде бы более-менее одинаково, но результат всегда разный. Кто-то трудится и хорошо учится, стремясь принести пользу другим, а кто-то не хочет учиться, лоботрясничает, и думает только о собственных интересах при полном равнодушии к другим.
Несогласные с точкой зрения автора могут еще добавить, что не последнюю роль в конечном воспитательном результате играют интеллектуальные способности каждого ребенка, которые, в свою очередь, определяются во многом наследственностью или просто индивидуальными свойствами их мозга. Дескать, у кого-то хватает ума осмыслить что такое «хорошо» и что такое «плохо», а у других с этим проблемы.
На это можно сказать, что влияние интеллектуального таланта тоже может быть, но это не «железное» правило. Эгоизм или чувство превосходства над другими может проявляться как у интеллектуально одаренных людей, так и не блистающих умом. Точно также справедливо и обратное: добродушными, любящими других людей, свою родину, щедрыми — могут быть как интеллектуально талантливые, так и все остальные.
Причем, повторюсь, что эти качества, конечно же эволюционируют с возрастом и меняются (для того человеку и дана жизнь, чтобы он духовно совершенствовался в процессе исполнения своей жизненной миссии), но основополагающие принципы в виде воли, характера и образа мышления проявляются у каждого человека с самого раннего возраста и сохраняют свою основную структуру на протяжении очень длительного периода (часто на протяжении всей жизни, если сознание человека инертно и не происходит глубокое осмысление нашего бытия).
Не препятствует гипотезе о существовании души и еще один момент, который тоже можно отнести к противоречиям. Это изменение образа мышления человека с возрастом (как результат старения) или психические расстройства у людей, когда человек был нормальным, а потом внезапно сошел с ума. Всё это объясняется нарушениями в работе мозга. Надо всегда помнить, что мысли людей — это результат взаимодействия души с компьютером в виде мозга. И если в этом самом «компьютере» происходят биологические поломки, то начинаются сбои в работе общей системы точно также, как сбои происходят в работе компьютерной и электронной технике в случае выхода из строя отдельных электронных компонентов. Алгоритмы души попросту не могут в данной ситуации в полной мере быть отработанными мозгом человека, что по факту приводит к нарушениям сознания. И в первом случае такие нарушения происходят по причине старения мозга и отмирании части нейронов с их синапсами. А во втором случае данные нарушения вызваны травмами или болезнями, которые также приводят к повреждениям нейронов и разрушению штатных режимов работы мировосприятия.
К этой же категории нарушений можно отнести и всевозможные генетические патологии в виде хромосомных заболеваний (синдромы Дауна, Клайнфелтера, Аперта, Крузона и т.д.), приводящие к умственной отсталости. Они вызывают отклонения в механизме развития мозга, из-за чего нейронная конструкция не позволяет обеспечивать требуемую производительность биологического компьютера и корректность вычислительных операций в мозге. В этом случае какими бы качествами не характеризовалась душа — ей не удается реализовывать свои программные алгоритмы ввиду указанных ограничений функционирования мозга.
По итогу гипотеза о том, что человеческие качества, воля людей, отношение людей друг к другу, образ их мышления — определяются именно характеристиками их душ — выглядит весьма убедительно и правдоподобно, исходя из выше указанных рассуждений. Разные люди, как представители биологического вида homo sapience наследуют разные души и постоянно происходит «перемешивание» этих душ в рамках человеческой цивилизации на нашей планете, независимо от национальностей, стран, социальных положений, родственных связей и т. д.
Но откуда об этом всём знали авторы священных писаний?
Да и если говорить о науке, то в отношении многих теорий и научных открытий тоже возникает тот же вопрос. Просто так о многих вещах попросту невозможно было догадаться. Взять, к примеру, знаменитые специальную и общую теорию относительности Альберта Эйнштейна. В положениях данных теорий великий ученый сделал такие предположения, о которых почти невозможно догадаться на основе мысленных логических изысканий, так как подсмотреть в природе подсказки или воспользоваться эмпирическими данными было невозможно. Как можно было догадаться, что скорость света всегда постоянна и имеет конкретное значение независимо от положения наблюдателя? Как можно было сформулировать утверждение, что пространство и время связаны и представляют собой единый пространственно-временной континуум, в котором при движении со скоростью, приближающейся к значению скорости света, время замедляется?
Эйнштейн сформулировал данные теории, как говорится, из головы (без предшествующей этому исследовательской деятельности). А уже позднее, когда научно-технологическое развитие позволило — справедливость этих теорий была многократно подтверждена. И, к слову, они активно применяются в современной спутниковой навигации, без которой многим современным людям сложно представить езду на автомобиле по мегаполисам или незнакомым городам. В орбитальных навигационных спутниках введена поправка на замедление времени, вызываемого как ослаблением гравитационного поля вдали от поверхности планеты, так и движением спутника с большой скоростью относительно Земли. Без данной поправки навигаторы не смогли бы быть в достаточной мере точными и их не получилось бы использовать для ориентирования при езде на автомобиле.
Это только один из самых известных примеров. В масштабах же истории человечества тысячи и тысячи случаев таких научных откровений, которые потом превращались в сложные и точно отражающие законы нашего мира теории или законы.
Здесь есть над чем задуматься. В результате этих размышлений, а также на основе многих фактов и событий просто напрашивается еще одна очень и очень интересная гипотеза...