Многие знают, что во время Второй Мировой, на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены две атомные бомбы. Но мало кто знает, что изначально планировалось создать не две, а три атомные бомбы. После капитуляции Японии потребность в третьей бомбе отпала.
Несмотря на то, что третья бомба была уже не нужна – ее плутониевое ядро уже было готово к этому моменту. Это ядро было передано для экспериментов в Лос-Аламосскую национальную лабораторию.
Там плутониевое ядро использовалось для различных экспериментов. В том числе для работы с отражателями нейтронов – которые могли бы уменьшить критическую массу. Эксперименты с ядром убили двух ученных в течении года. И это можно считать хорошим исходом – но о всем по порядку.
Гарри Даглян
Первой жертвой «ядра-демона», как потом стали называть плутониевое ядро, стал Гарри Даглян. Поздней ночью, в одиночестве, после выматывающего дня – Даглян выстраивал вокруг ядра отражатель из брусков карбида вольфрама.
Целью работы было разобраться со способностью карбида вольфрама отражать нейтроны обратно в ядро. Реальных данных на тот момент было мало, работающих математических моделей – еще меньше.
И целью Дагляна как раз и был сбор таких данных в подкритическом режиме. То есть Дагляна ставил эксперимент, когда до начала цепной реакции оставалось совсем чуть-чуть. Для того, чтобы не дать начаться цепной реакции Гарри сверялся с показателем датчика нейтронного потока. Что могло пойти не так?
Ну например – накопившаяся за длинный рабочий день усталость. Поднеся очередной брусок к сборке, Гарри увидел, что датчик нейтронного потока выдает опасные показатели. И по мере приближения бруска к сборке – эти показатели растут.
Гарри принял решение не класть этот брусок на сборку, а убрать его. Решение в целом верное – но уставшая рука дрогнула – брусок выскользнул и упал на сборку. За этим последовала синяя вспышка и волна жара.
Даглян успел сбить злополучный брусок карбида вольфрама на пол. Поэтому сборка вышла из закритического режима. Но для самого экспериментатора все было кончено – за эти мгновения Даглян получил смертельную дозу радиации, около 6 Зв, и умер через 25 дней.
Можно было бы подумать, что Гарри просто был малограмотным лаборантом, этаким чернорабочим от науки – но нет. Он закончил университет Пердью со специализацией по физике элементарных частиц со степенью бакалавра. Более того – из полутора тысяч выпускников он занимал третье место по успеваемости. Позволило ли блестящее образование избежать ядерного инцидента? Нет.
Луис Злотин
Если предыдущий инцидент произошел в результате эксперимента, направленного на сбор нужных данных, то следующий – в результате эксперимента-бахвальства. Возможно, вы слышали о студентах, сующих руку в жидкий азот? Ловкость рук, «да ничего не будет», поразить коллег и все такое? Тут имел место аналогичный случай. Только с ядром от атомной бомбы…
В чем заключался эксперимент? Плутониевое ядро было окружено двумя полусферами отражателя. Нижняя полусфера была закреплена, а верхнюю Злотин опускал – «придерживая его пальцем». Прекрасная страховка!
Для того что полусферы не сомкнулись, и вся конструкция не перешла в надкритический режим – между полусферами вставлялась жало плоской отвертки. Итого – эксперимент над ядром атомной бомбы, получивший у коллег название «дергать дракона за хвост» использовал в качестве страховки палец и отвертку.
Когда Злотин со товарищи в очередной раз решили пощекотать нервы провести эксперимент – жало отвертки выскользнуло из щели и отражатель закрылся полностью. Злотин также как и Даглян успел сбить часть отражателя. Так же как Даглян получил смертельную дозу радиации. Умер правда на 14 дней раньше прожив всего 9 дней.
Стоит отдельно упомянуть о том факте, что эти заигрывания со смертью проводились более десяти раз. Энрико Ферми прямым текстом говорил Злотину о том, что тот доиграется – и погибнет в течении года, если не прекратит маяться дурью.
А что по поводу образования Злотина? Во время обучения в университет Манитобы получил золотую медаль университета по физике и химии. Получил должность научного сотрудника в Чикагском университете. До приглашения в ядерную программу занимался получением радиоактивных изотопов углерода.
Позволили ли это избежать ядерного инцидента? Нет. Привило ли это интеллектуальную дисциплину и ответственность? Тоже нет.
В качестве заключения
Ни наличие корочки о высшем образовании, ни даже наличие этого самого образования не гарантирует от ошибок, связанных с усталостью или завышенным самомнением. Более того, на каждом эксперименте должны били присутствовать сотрудники службы безопасности. Помогло ли это как-то избежать инцидентов? Тоже нет.