Мы уже немного рассказали об угличском Кремле, о церкви Димитрия на Крови, о дворце удельных князей Углича, Спасо-Преображенском и Богоявленском соборах, об Успенской площади. Продолжаем рассказ о центральной части города.
К югу от Кремля находится церковь Казанской иконы Божьей Матери ("Казанская церковь Углича"). Эту церковь часто называют одним из самых красивых образцов петровского барокко в России.
В 15 веке на этом месте находилась деревянная церковь Мученика Георгия Каппадокийского, над ней возвышались деревянные стены Кремля. В Смутное время польские войска захватили Углич в 1609 году, и многие деревянные постройки сгорели в пожаре.
В 1638 году торговые ряды на этом месте расчистили и возвели деревянную церковь Казанской Иконы Божьей Матери, но она вскоре опять сгорела. Каменную Церковь с стиле петровского барокко возвели в 1778 году во время правления императрицы Екатерины II. В конце 18 века в церкви опять произошел пожар, после которого колокольню пришлось разобрать. Новая колокольня в классическом стиле построена в 1814 году.
В советское время колокольня церкви вновь горела, но ее восстановили, так как колокольня высотой в 37 метров была нужна для использования в виде водонапорной башни. Казанская церковь - самый высокий храм в Угличе. Рядом строилась Угличская ГЭС, и здание церкви отдали для нужд строителей. Это сохранило памятник барокко 18 века до наших дней. В 2000 году Церковь Казанской иконы Божьей Матери возвратили церкви, и после восстановления в ней вновь проводятся богослужения.
Подробную историю церкви Казанской Иконы Божьей Матери можно прочитать здесь.
Если продолжить движение от Кремля по Спасской улице мимо Казанской в сторону виднеющегося вдали шлюза, то вскоре Вы окажетесь возле Воскресенского мужского монастыря, история которого подробно описана на его официальном сайте.
Все здания обители строились примерно в одно и то же время, что объясняет уникальный принцип компоновки зданий. Воскресенский собор, звонница, трапезная и церковь Одигитрии соединены между собой общей террасой, которая в старину называлась гульбищем. Первой построили каменную церковь во имя Воскресения Господня, затем церковь Одигитрии с трапезной палатой и часозвоней наверху, на которой находились большие стенные часы (сейчас они утрачены). Позже были возведены церковь Марии Египетской и звонница. И собор, и трапезная комната расположены на подклети, которая ранее использовалась для различных бытовых нужд.
В 1999 году здание вернули прихожанам, и мужской монастырь вновь начал своё существование. Работы по его восстановлению продолжаются. Но, безусловно, он является одним из самых ценных, как в историческом, так и в художественном плане, сокровищ Углича.
Выйдя из монастыря через Святые ворота и перейдя через Спасскую улицу, Вы видите Церковь Иоанна Предтечи, которую называют одной из самых красивых в Угличе. При строительстве Угличской ГЭС другие церкви разрушили, но эту решили сохранить, несмотря на то, что она фактически находилась на строительной площадке ГЭС. В некоторых источниках пишут, что ради сохранения этой церкви проектировщики даже переделывали план строительства ГЭС, перенеся ее на 500 метров вверх по течению. Для эпохи 1930-х годов это звучит, как абсолютная фантастика. Но, как бы там ни было, церковь сохранена.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи построена на личные средства богатого угличского купца Чеполосова. В 1663 году у него пропал шестилетний сын. Выяснилось, что он был убит приказчиком отца Федором Рудаком, у которого с купцом произошел конфликт. Спустя несколько лет, в 1689 году, отец решил построить церковь Рождества Иоанна Предтечи в память о своем убитом сыне. (Подробнее, Книга Ф.Михеева "Отрок-мученик"). Так что церковь является еще и одной из старейших построек Углича.
Во время путешествия по России художник Николай Константинович Рерих восхищался ее красотой и в 1904 году создал два варианта картины «Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи» (в масле и в акварели).
С названием «Богоявленский» в Угличе может возникнуть некоторая путаница. Дело в том, что на территории Кремля не только имеется в настоящее время Богоявленский собор, но и первоначально располагался Богоявленский женский монастырь, который в 1661 году при проведении работ по возведению новых укреплений Кремля был переведен на новое место, на пару кварталов дальше от Волги, вблизи земляного рва на Ростовской дороге, где он находится и ныне. И в Богоявленском монастыре тоже имеется Богоявленский собор.
Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.
Церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери (после строительства на территории монастыря нового Богоявленского собора называемая просто Смоленская) - типичный пятиглавый трапезным храм.
В 1805-1818 годах был возведен храм в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. В 1836-1839 гг к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек.
Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека. За исключением утраты колокольни, Федоровская церковь хорошо сохранила первоначальную архитектуру, не подвергалась каким-либо перестройкам.
Рассказывают, что у в начале 1840-х годов у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением купца Г.В.Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. Настоятельница неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.
Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.
19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.
Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.
11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен.
Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.
Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.
Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.
Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.
Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.
Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом.
Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.
В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.
Напротив Богоявленского монастыря привлекает внимание старый двухэтажный белокаменный домик. Архитектурный ансамбль его сразу и надолго приковывает глаз. Каменный фасад, с одной стороны, своей композицией отсылает к канонам классического ордера, поскольку украшен изящными сандриками и пилястрами. С другой стороны, здесь же красуются чудесные эмалированные изразцы — подобные тем, что в зажиточных посадских домах украшали печи. На фасаде имеется надпись, что в этом доме середины 18 века родился и жил знаменитый конструктор-механик Калашников.
У читателя сразу возникает ассоциация с автоматом Калашникова. Но этот Берлиоз не композитор это однофамилец. Василий Иванович Калашников создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, ему принадлежат и другие изобретения: форсунка для распыливания мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины и т. п. В 1879 году издан его труд «Записки конструктора и атлас пароходных машин Волжского бассейна». Он является фактически отцом российского танкерного флота - сконструировал первые железные наливные баржи для перевозки по Волге керосина.
Сейчас в этом доме музей. Даже три: застывший во времени кабинет конструктора, полный фамильных ценностей, фотографий и рукописей, а также мерцающий разноцветными витражами «Музей стекла» и очень колоритный «Музей русской культуры чаепития», разместившийся в комнате с настоящей печью и самоварами (здесь регулярно проводятся занимательные мастер-классы по упаковке и приготовлению чая). Мы внутрь не попали, поэтому ограничиваемся фотографиями «уличной части» экспозиции.
Теперь мы отъезжаем с Вами на северо-восток к Алексеевскому женскому монастырю что у Каменного ручья на горе, которая в древности называлась «Огнева». Монастырь основан в 1371 году иноком Адрианом по инициативе митрополита Алексия с согласия московского князя Дмитрия Донского. Эта дата общепризнанная, но достаточно условная. По некоторым источникам обитель старше еще на 80 лет. Так что это самый старый монастырь в Угличе и один из самых древних на Руси.
Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван Алексеевским. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь святителя Алексия, первый каменный храм вне стен Угличского кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось.
После изгнания польских интервентов в начале 17 века, предположительно как памятник погибшим угличанам (а в самом монастыре насельники были перебиты все), в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. «Это белая лебедь, плывущая по волнам веков», - говорят о ней в Угличе.
В Дивной церкви и пребывает теперь самая почитаемая и известная в Угличе чудотворная икона «Свеча неугасимая огня невещественного» (Вратарница Угличская).
По преданию, Божия Матерь явилась настоятелю монастыря Евангелу в образе Богородицы с посохом и свечой. Это было примерно в 1864 году, когда и была написана икона. До 1894 года она пребывала в кладовой обители около тридцати лет. 23 июня же того года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Её икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление (вторая версия обретения иконы). Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. И таких исцелений и утешений зафиксировано немало, икона помогает всем, "с верою к ней притекающим". Еще недавно образ был весь завешан цепочками, кольцами и другими драгоценностями, принесенными в дар благодарными исцеленными. Но в апреле 2019 года неизвестные спилили решетки на окнах, разбили стекло и вынесли все драгоценности, повредив осколками стекла и саму икону.
Рядом с Успенской церковью находится небольшая церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1681 году. Конечно, она немного теряется рядом с великолепными возвышенными шатрами Успенской церкви.
Еще некоторые достопримечательности Углича. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. В XVI веке на этом месте находился Макарьевский монастырь. В 1609—1611 он был разрушен и разграблен поляками. Каменный храм был построен в 1730 году. Главный престол освящён в честь Корсунской иконы Божией Матери, придел в честь преподобного Макария Великого, в память о бывшем монастыре.
Церковь Флора и Лавра первой встречает всех путешествующих по воде.
Еще в конце XVI в. на правом берегу р. Волги стояла церковь Собора Богородицы и мчч. Флора и Лавра. Точная дата её постройки неизвестна, но она числилась ещё при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из Кремля из-за недостатка места. Флор и Лавр — покровители лошадей, поэтому понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Да и сама улица, на которой находились конюшни и при них храм, называлась Конюшенной. Восточные врата Кремля, к которым приводили по ней лошадей ко князьям, назывались Флоровскими.
Храм пережил беды и потрясения Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 г. упоминается всё та же церковь при конюшнях. Она была деревянная с трапезною, шатровая, об одной главе.
В 1748–1762 гг. на месте деревянного был воздвигнут каменный храм, построенный на средства прихожан, с освящёнными престолами Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нём всегда была жива, хранилась храмовая икона. До революции она упоминалась под названием либо Воскресенской, либо Воскресенско-Флоровской, и лишь в XX в. сменила имя и стала называться церковью Флора и Лавра. Церковь была примечательна отдельно стоящей колокольней, очень похожую на колокольню в Кремле.
Есть предание о событиях, происходивших летом 1606 года, когда мощи царевича Дмитрия переносились из города Углич в Москву. Процессия начала движение в сторону московской дороги, но когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и «застыли» на месте, больше не сдвинувшись с места. По причине данного обстоятельства многие решили, что стоит идти только по ростовской дороге, по которой шествие и было продолжено. Перед тем, как покинуть город, процессия опять остановилась для того, чтобы многочисленные верующие горожане смогли окончательно проститься с мощами царевича. На протяжении суток под открытым небом духовенство проводило богослужение. Но во время Божественной Литургии из гроба царевича Дмитрия на земную поверхность вдруг полилась небольшая струя крови.
Святыня была бережно собрана представителями духовенства и вложена вместе с частицами земли с раку, выполненную из серебра. Спустя месяц, процессия прибыла в Москву, а тело царевича навсегда упокоилось в здании Архангельского собора Кремля. Таким образом, жители Углича смогли обрести у Бога великого чудотворца и заступника.
Спустя некоторое время, на том месте, где в последний раз горожане прощались с мощами царевича Дмитрия, была возведена небольшая часовня.
В 1693 году на место часовни из кремля была перенесена старая теплая церковь при Спасо-Преображенском соборе, так как в кремле строили новую. «Кремлевская» церковь простояла более сорока лет, до 1729 года, когда на ее месте поставили каменный храм Царевича Димитрия и Святых Кирика и Улиты. А в 1798-1814 годах чуть в стороне от прежнего поставили существующий ныне храм, получивший в народе прозвание церкви Димитрия «на поле».
Во внутренней части до сегодняшнего дня сохранились росписи, относящиеся к 1836 году; они особенно близки по манере исполнения к фрескам, находящимся при Спасо-Преображенском соборе, действующем при Угличском кремле. Согласно сказанному, многие ученые полагают, что два храма расписывались одной артелью. В обеих церквях встречаются иллюзорные формы, представленные кессонированным сводом, колоннами, а также сюжетами, в которых проявляется лаконичность кладбищенского храма. Сегодня можно увидеть и оформленный в виде триумфальной арки резной иконостас.
Можно считать совпадением, но церковь Царевича Димитрия «на поле» ни разу не закрывалась – видимо город по-настоящему обрел своего покровителя. В годы правления советской власти это был единственный в Угличе храм, который не был закрыт и оставался действующим.
Желание показать Вам как можно больше натыкается на ограничение платформы Дзен, которая не позволяет публиковать в статье больше сотни фотографий. Поэтому приходится разбивать рассказ на части и завершать наше путешествие по Угличу в третьей статье.