Кирпичный трёхэтажный дом купцов Игумновых в Лебедяни, конечно, не так известен как дом Игумнова на Якиманке в Москве. Тем не менее, для Лебедяни второй половины XIX века этот дом представлял собой значительное сооружение и имел целый ряд особенностей, отличавших его от остальной застройки Дворянской улицы.
Архитектура
Начать с того, что большой дом купцов Игумновых на Дворянской был первым трёхэтажным домом в Лебедяни. Его построили в 1850-х годах и, судя по всему, использовали один из образцовых проектов. В альбоме фасадов 1809-1812 годов находим похожее здание (дворовый фасад).
Это был трёхэтажный, прямоугольный в плане особняк, с двумя сильно выступающими ризалитами по дворовому фасаду.
Центр главного фасада выделен раскреповкой, второй этаж украшен широким балконом с металлическими перилами и кронштейнами. Первый этаж отделён от верхних белокаменным карнизом. На фасадную сторону второго этажа выходил главный и два боковых зала, соединявшиеся анфиладно, а также жилые комнаты: гостиная, спальня и кабинет. Для отопления дома в комнатах были устроены кафельные печи (сохранились до сих пор). Нижний этаж состоял из шести обширных комнат, использовавшихся для торговли.
Игумновы
Дом первое время время пустовал. Вероятно, чтобы закончить отделку внутренних помещений и купить мебель требовались немалые средства. Лишь только после разделения большого семейства Игумновых в 1870-х гг., в нём поселилась семья Николая Ивановича Игумнова. Дом стал родным домом Сергея и Константина Николаевичей и был не только местом встреч представителей лебедянской интеллигенции - знакомых Игумновых, но и долгое время служил центром музыкальной жизни города. Редкие исполнители, приезжавшие в Лебедянь, устраивали здесь свои концерты.
«Как только наступала весна и белым цветом садов покрывалась земля, в Лебедянь на каникулы из Москвы возвращался Константин. Родительский дом на Большой Дворянской утопал в зелени лип и сада, - писал в своей статье "Играть и играть как можно лучше..." краевед А.С. Курков. Посредине здания, как импровизированная сцена, возвышался балкон. По вечерам, когда живительная прохлада окутывала землю, студент консерватории открывал двери на балкон и садился за фортепиано. Чудные звуки музыки извлекали пальцы юноши. Это было для Лебедяни в диковинку. Многие горожане останавливались перед домом и с большим вниманием слушали льющиеся гармоничные звуки. Николай Иванович, отложив в сторону книгу, подходил к окну, и слезы отцовского счастья текли по его лицу:
- Молодец, Костя! Ты будешь большим музыкантом, - говаривал он в то памятное время. - Смотри, сколько народа! Значит, твоя музыка доходит...»
Летом 1895 года Константин Николаевич в родном доме готовился к выступлению на международном конкурсе. Здесь вновь царила музыка.
Последний раз К.Н. Игумнов посетил отчий дом в начале ХХ века. К тому времени из многочисленной семьи Игумновых в городе почти никого не осталось. Молодёжь разъехалась, старики умерли.
Мучные короли
В 60-80 годах XIX века купеческих братьев Николая и Петра Игумновых называли «мучными королями». По рассказам старожилов, на праве собственности и аренды им принадлежали почти все мельницы по рекам Дон и Красивая Меча, а также по другим более мелким речкам уезда, в том числе в Лебедяни и сёлах Новое Ракитино, Черепянь, Куликовка, Курапово, Романово. Их мельницы были оборудованы солидными хозяйственными постройками, имели крупорушки и толчеи. Продукция с их мукомолен шла в Москву, Тулу, Петербург, Либаву.
Кроме мукомольного производства, Игумновы занимались продажей скота. Они закупали крупные стада на юге, откармливали у себя в хозяйстве и перепродавали в Москву и другие города. Братьям принадлежали свеклосахарные и конные заводы, большие участки леса, молочные фермы.
Постепенно Николай Иванович Игумнов отошёл от дел и посвятил себя общественной деятельности. Он избирался Городским головой, более 40 лет служил старостой Нового собора, тратя значительные средства на его украшение и благоустройство. Решение всех хозяйственных и финансовых вопросов он поручил своему брату, который продолжал развивать совместное хозяйство.
На старой фотографии трёхэтажного дома Н.И. Игумнова видим, что некоторые проёмы первого этажа служат дверями, к которым подведены массивные каменные ступени. Вероятно, на первом этаже располагался большой магазин «мучных королей» Игумновых.
Однако, в конце 1890-х дело братьев Игумновых пришло в упадок. Сыграли роль общий экономический спад и падение цен на хлеб в стране. Игумновы были вынуждены распродать свои мельницы своим бывшим управляющим и свернуть дело.
Казённое здание
После смерти Н.И. Игумнова его жена Клавдия Васильевна была вынуждена не только отказаться от большого штата прислуги, экипажей, лошадей, но и переселиться в дом к своей дочери, в квартирку мещанского типа, в три крошечные комнатки. Купеческий брат Пётр Иванович взялся за ликвидацию хозяйства и приступил к распродаже оставшихся мельниц и лавок. В 1901 году он согласился продать принадлежавший ему трёхэтажный каменный дом с разными постройками и службами в собственность казны под размещение в нём уездного казначейства.
Первоначально, кроме приспособления этого дома под казначейство и кладовую, в нём предполагалось устроить ещё и квартиры для казначея, бухгалтера и присяжных. Командированный в июле из Тамбова губернский инженер Четвериков произвёл осмотр здания и признал его «совершенно прочным». Подвальный и первый этажи были перекрыты прочными сводами. В результате, было отмечено, что «как самый дом, так и надворные службы могут выполнить и даже с избытком удовлетворить требования удобного расположения казначейства, денежной кладовой и двух квартир. Просимую Игумновым сумму в размере 12500 рублей можно считать умеренной». Решение было принято и вскоре здесь уже размещалось Лебедянское уездное казначейство.
После революции назначение дома не изменилось. Надёжные подвалы и многочисленные комнаты занял уездный финансовый отдел райисполкома, здесь же находились квартиры работников УФО.
В начале 2000-х годов здание занимала администрация города Лебедянь и архив Лебедянского района. Но этим учреждениям в разное время нашлись более подходящие места и с прошлого года здание пустует.
Память
В 1971 году решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета депутатов трудящихся от 02.11.1971 г. № 874 "дом, в котором в 1875 – 1892 гг. прошли детские годы выдающегося советского пианиста и педагога, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии профессора Игумнова К.Н." был официально признан памятником регионального значения.
В 100-летнюю годовщину со дня рождения К.Н. Игумнова на фасаде здания была установлена мемориальная табличка. Позднее её заменили на новую доску с барельефом работы скульптора Е.А. Вольфсона с текстом: «Здесь родился и жил выдающийся пианист и педагог К.Н. Игумнов (1873-1948)».
Раз в два года, когда в Липецкой области проходит Международный конкурс-фестиваль пианистов им. К.Н. Игумновых, к зданию подходят члены жюри и лауреаты конкурса разных лет и возлагают к барельефу цветы.
Перспектива
Несмотря на то, что историческая и культурная ценность этого здания ни у кого никогда не вызывала сомнений, его судьба пока остаётся не совсем очевидной. Хотя попытки вернуть замечательное сооружение в культурную и экономическую жизнь города предпринимались. В 2010-е годы в здании, относящемся к областной собственности, областное управление культуры начинало выполнять реставрацию. Не обошлось без находок. Лебедянцы лелеяли мечты о размещении в его стенах школы искусств с концертным залом и музыкальной гостиной…
Но планам не суждено было сбыться. Со сменой руководства района интерес со стороны лебедянской администрации внезапно угас, после чего работы на средства областного бюджета были прекращены.
Отрадно, что новый лебедянский руководитель Алексей Михайлович Телков уже в первый месяц своей работы в Лебедяни обратил внимание на это здание. В июле 2024 года, еще будучи и.о. главы администрации Лебедянского района, он вместе с начальником управления по охране культурного наследия Липецкой области Алексеем Михайловичем Грушихиным и директором областной Госдирекции культурного наследия Андреем Анатольевичем Найдёновым осмотрел родовой дом пианиста изнутри и тут же, на крыльце. провели рабочую встречу. Руководители, обеспокоенные судьбой ценного культурного объекта, постарались найти практические способы решения назревшей проблемы превращения пустующего исторического здания в новый центр культуры и образования Лебедяни.
Алексей Телков, ещё только входящий в курс дел и едва начавший своё знакомство с нашим городом, сразу отметил очевидный культурный потенциал, связанный с именем нашего великого пианиста. Он согласился с необходимостью завершения реставрации и поддержал идею размещения в помещениях старинного дома центра музыкального образования и, возможно, концертного зала и новых учебных кабинетов детской музыкальной школы им. К.Н. Игумнова. По словам руководителя муниципалитета, наблюдая с каким успехом в Ельце проходит фестиваль Т.Н. Хренникова, лебедянцы имеют все шансы проводить у себя подобные регулярные музыкальные праздники памяти нашего земляка.
– Я уверен, что решение будет найдено, – прокомментировал результаты встречи А.М. Грушихин. Прежде всего, надо подумать для каких целей муниципалитет может использовать это здание, а дальше – искать источники финансирования для завершения реставрации. Сейчас и в стране, и в регионе существует много возможностей, включая федеральные программы, национальные и региональные проекты. Нам надо определиться как будет использоваться это здание и в рамках какой программы можно будет получить необходимые средства. Здание является объектом культурного наследия регионального значения. Его состояние можно оценить как удовлетворительное. Бюджетное учреждение «Госдирекция культурного наследия Липецкой области» поддерживает в нём относительный порядок (насколько позволяют их возможности и удалённость от Лебедяни). Мы надеемся, что общими усилиями мы сможем решить вопрос с его дальнейшим использованием.
По словам Андрея Найдёнова, перспективы здания зависят, в том числе, от администрации Лебедянского района.
– Понятно, что всё упирается в финансирование. Источники могут быть разными. Если в здании разместится музыкальная школа, то можно будет рассчитывать на помощь Министерства культуры – для таких учреждений действуют федеральные целевые программы и нацпроекты. Сейчас, поскольку здание является объектом регионального значения и находится в региональной собственности, выделение средств из федерального бюджета на него не предусмотрено. Что касается необходимых вложений, то назвать даже примерную сумму сейчас сложно – потребуются обследования, разработка базовой научной проектной документации, которые и дадут какие-то конкретные цифры.
За судьбой старинного родового дома следят и потомки Игумновых. Так, Светлана Витольдовна Ром, в очередной раз приезжавшая в Лебедянь с дочерью Татьяной в июле 2024 года, живо интересовалась состоянием здания и перспективами его восстановления. Со своей стороны она хочет обратиться за поддержкой в Министерство культуры и в консерваторию. Возможно, какой-либо грант или субсидия могли бы помочь сдвинуть дело с мертвой точки.
Болит душа за будущее родового дома пианиста К.Н. Игумнова и у бывшего директора детской музыкальной школы Раисы Александровны Севастьяновой. Активный пропагандист творчества К.Н. Игумнова, участник и организатор мероприятий фестиваля пианистов, она многие годы старается обратить внимание властей к этому мемориальному дому. Но пока безуспешно.
Пока же говорить о конкретных перспективах и сроках возвращения дома пианиста Игумнова в культурную жизнь нашего города, действительно, ещё рано. Но даже начало предметного разговора о судьбе ценного городского здания вселяют оптимизм и веру в то, что решение будет найдено и старый купеческий дом снова станет украшением и центром притяжения нашего города. И как говорится, дорогу осилит идущий.
Спасибо всем за внимание!
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые лебедянские истории.
#Лебедянь #ПианистИгумнов #ДомИгумновых #ОКН #КупцыИгумновы