Найти в Дзене

Гости из Зловещей долины: Восковые фигуры

Про восковых кукол я уже писала, теперь настало время восковых фигур. История у них, в принципе, берет свое начало там же, где и у кукол - религиозное и обрядовое назначение. Есть фигуры, сохранившиеся до наших дней - это, как правило, посмертные изваяния монархов и маски известных деятелей литературы, политики и искусства. Существует жутковатая, поучительная и невероятно смешная (с точки зрения человеческой глупости) история о восковой "мумии" Оливера Кромвеля, которая очень ярко иллюстрирует принцип "не сотвори себе кумира". Однако, по-настоящему восковые фигуры "зашли" в массовое сознание с легкой прекрасной руки Мари Тюссо, в девичестве Гросхольц. Восковые изваяния монарха и его семьи обрели популярность во Франции еще в 1680е, но первая полноценная выставка восковых фигур была открыта врачом, переквалифицировавшимся в скульпторы, Филиппом Куртиусом (почему-то все время хочется назвать его Цитрусом), в 1770 году. Юная Мари Гросхольц провела свое детство в доме Куртиуса в Берне, п

Про восковых кукол я уже писала, теперь настало время восковых фигур. История у них, в принципе, берет свое начало там же, где и у кукол - религиозное и обрядовое назначение. Есть фигуры, сохранившиеся до наших дней - это, как правило, посмертные изваяния монархов и маски известных деятелей литературы, политики и искусства.

Анна Йоркская
Анна Йоркская
Генрих VII
Генрих VII

Существует жутковатая, поучительная и невероятно смешная (с точки зрения человеческой глупости) история о восковой "мумии" Оливера Кромвеля, которая очень ярко иллюстрирует принцип "не сотвори себе кумира".

Однако, по-настоящему восковые фигуры "зашли" в массовое сознание с легкой прекрасной руки Мари Тюссо, в девичестве Гросхольц.

Восковые изваяния монарха и его семьи обрели популярность во Франции еще в 1680е, но первая полноценная выставка восковых фигур была открыта врачом, переквалифицировавшимся в скульпторы, Филиппом Куртиусом (почему-то все время хочется назвать его Цитрусом), в 1770 году.

Одна из скульптур Филиппа, "Спящая Красавица"
Одна из скульптур Филиппа, "Спящая Красавица"

Юная Мари Гросхольц провела свое детство в доме Куртиуса в Берне, перенимая от него навыки и видение скульптора. Девушка оказалась настолько талантлива, что вскоре уже делала придворные портреты. За что в дальнейшем она поплатилась тюремным сроком и была выпущена на свободу, лишь присягнув на верность идеалам Революции.

Восковый портрет Мари Тюссо
Восковый портрет Мари Тюссо

В 1775 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Во Франции она унаследовала восковой музей своего "дядюшки" Филиппа, что позволило ей в 1806г отправиться в поездку в Англию с выставкой портретов. Однако, Наполеоновские войны внесли свою коррективу в жизнь Мари, и она "застряла" в стране. Таким образом, она путешествовала по Британским островам со своей коллекцией, набирая популярность. Муж навсегда остался во Франции.

В 1835 году она открыла выставку на Бейкер Стрит, на втором этаже знаменитого "Базара Бейкер Стрит". Некоторые фигуры, которые делала лично Мари, сохранились до наших дней. Дело своей жизни мадам Тюссо передала сыновьям.

Автопортрет Анны Марии Тюссо
Автопортрет Анны Марии Тюссо
Как музей выглядел в 19 веке
Как музей выглядел в 19 веке

Самыми драматичными моментами музея, наверное, можно считать пожар 1925 года и открытие Кабинета Ужасов в 1846. В пожаре погибло огромное количество скультпур (и здесь, действительно, можно сказать "погибло" - настолько реалистичными они были), открыться заново музей смог только через три года. Что же касается "комнаты страха", населенной серийными убийцами, членами казненной королевской династии, а позднее - фашистскими лидерами и литературными и киноперсонажами, то ее успех был просто оглушительным.

Карикатура в газете тех времен
Карикатура в газете тех времен

Комнату пытались закрыть в 2016, но она снова ворвалась в жизнь музея в 2022. Потому что, к сожалению, человечество "окумиривает" как святых, так и демонов.

Очень многие знаменитости измерялись и позировали для своих фигур. Существует также множество фотографий звезд на фоне их восковых копий. В музее Мадам Тюссо вы можете сфотографироваться с Элвисом или посидеть за одним столиком с Одри.

А какая голова ты сегодня?
А какая голова ты сегодня?
К сожалению, с водяными знаками
К сожалению, с водяными знаками
Потому что в хорошем качестве есть лишь стоковые фото
Потому что в хорошем качестве есть лишь стоковые фото

Наверное, наибольший эффект "Зловещей долины" возникает, когда живой человек фотографиуется рядом с восковой фигурой. Видна ее неподвижность, ее застывшесть во времени. Такие скульптуры вдохновили не один фильм ужасов. А что, если под всем этим воском прячется реальный человек?

-11

Спасибо всем, кто меня читает. А как вы относитесь к восковым фигурам? Были ли вы в подобных музеях?