В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Ирины Константиновны Архиповой, самой титулованной оперной певицы Советского Союза. Её имя, несомненно, принадлежит к выдающимся именам русской оперной сцены, а ее голос смело можно назвать явлением в истории вокального искусства. В ее репертуаре были десятки ярких ролей в операх русских и зарубежных композиторов. Особое место среди них занимала партия Кармен из одноименной оперы Бизе. Когда Архипова вышла на сцену Большого театра в этой роли, ей было уже за тридцать. Ее путь в профессию оперной певицы был непростым и долгим.
Родилась Ирина Архипова в Москве. С детства была окружена музыкой. Мама пела в хоре Большого театра, отец в свободное от работы время играл на разных музыкальных инструментах, любил ходить на концерты, в оперу. Первый раз в Большой театр Ирина попала в пять лет на балет Чайковского «Щелкунчик». Девочка обладала прекрасными вокальными данными, по собственным ее воспоминаниям пела дуэтом с мамой, например, дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского. Видя ее музыкальность, родители решили отдать ее учиться музыке. Ирина поступила в школу Гнесиных, но учебу прервала война. Семью эвакуировали в Ташкент, где Архипова, окончив школу, пошла в архитектурный институт. Вернувшись в Москву, она работала архитектором, одновременно посещала уроки в Московской консерватории. Ирина Константиновна занималась у видных советских музыкантов-педагогов: у Н. М. Малышевой и профессора консерватории Л. Ф. Савранского, с которыми у нее сразу установились очень хорошие отношения. По признанию Архиповой, они много дали ей как певице.
Самостоятельная творческая жизнь Ирины Архиповой началась в Свердловском оперном театре. Для нее это был своеобразный пролог к творческой биографии, но пролог плодотворный и содержательный. Молодая артистка спела здесь партии Любаши из «Царской невесты», Полины из «Пиковой дамы», Амнерис из «Аиды», Кармен. Она сразу обратила на себя внимание красотой голоса и сценической темпераментностью. Очевидно, уже тогда, четко определилось основное в творческом характере артистки – необычайная собранность, трудолюбие, умная, целеустремленная работа над шлифовкой профессиональной техники, все более полное раскрытие творческого потенциала.
Вскоре после дебюта в Свердловске она была направлена на Международный конкурс в Варшаву, где получила первую премию. Примечательны строки из письма выдающейся оперной певицы М. П. Максаковой об Архиповой. Относятся они к 1955 году:
"Архипову я знаю, у нее красивый голос, и она большая умница. Лет через пять она будет широко известна".
Поразительна точность формулировки самого главного в даровании Архиповой и безошибочность прогнозирования ее будущего.
В апреле 1956 года Архипова была зачислена в оперную труппу Большого театра. Ее первые сезоны в театре оказались очень плодотворными в плане восприятия традиций прославленного коллектива. Она застала последние камерные концерты великой певицы Н. А. Обуховой, ей удалось слушать М. П. Максакову, сценическое долголетие которой было поразительно; она стала для Ирины Константиновны живым примером. При этом с первых же лет самостоятельного творческого пути она научилась никому не подражать, а ориентироваться на собственное восприятие.
К партиям Архиповой, которые она пела в свердловской опере, прибавились Марина Мнишек из «Бориса Годунова», Марфа из «Хованщины», принцесса Эболи из «Дона Карлоса», Княгиня из «Чародейки», Любовь из «Мазепы», а также Ниловна («Мать» Хренникова), Элен Безухова («Война и мир» Прокофьева). Вокальная техника артистки становилась все совершеннее. Она никогда не останавливалась на достигнутом, добившись намеченной цели, ставила перед собой следующую, более сложную и трудную. С годами совершенствовалось и её актерское мастерство.
В сезон 1959-1960 года последовали совместные выступления с Марио дель Монако в «Кармен» Бизе – сначала в Москве, а затем в Неаполе, Риме и других городах. Работа молодой артистки была необычайно яркой; ее героиня впечатляла драматизмом, психологической многогранностью и глубиной. В зарубежной прессе появились восторженные отзывы:
«… послушав последнюю Кармен, мы с уверенностью можем сказать, что ни одна из них не вызвала такого восхищения, как Архипова. Её трактовка для нас, у кого опера в крови, показалась совершенно новой. Исключительно верную русскую Кармен в итальянской постановке… мы не ожидали увидеть. Ирина Архипова во вчерашнем спектакле открыла новые исполнительские горизонты для персонажа Мериме – Бизе»
(газета «Иль Паззе», 1961).
Интересен и многообразен был ее концертный репертуар. Она с увлечением пела камерные произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, исполняя, в том числе, и крайне редко звучавшие. В то же время, Архипова с удивительной влюбленностью исполняла русские народные песни. Еще одним увлечением артистки в сфере камерного исполнительства была органная музыка. В Домском соборе в Риге она исполняла вокальные произведения Баха и Генделя.
Архипова была, безусловно, выдающаяся артистическая натура и в общении с публикой. Причина этого не только в большом сценическом и человеческом обаянии Ирины Константиновны. Архипова никогда не стремилась к легкому успеху. Её концертные программы всегда отличали строгость построения, изысканность, подлинные мелодичность и музыкальность. Сложнейшие произведения в ее трактовке становились близкими, понятными, любимыми миллионами слушателей.
Ирина Константиновна не ограничивалась только оперной сценой и концертной эстрадой. Она вела класс пения в Московской консерватории, была членом художественного совета Большого театра. Архипова участвовала в работе жюри нескольких конкурсов, в частности Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Неоднократно Архипова приезжала в Клин, в Дом-музей П. И. Чайковского, пела в мемориальном доме композитора.
Н. Горбунова