Алексей Савченко (1975, Сергиев Посад). Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников.
Хорошего современного живописца реалистического толка отличает изрядная смелость. Ибо мастеру достоверного пейзажа, портрета или натюрморта не спрятаться от критики за многослойной иронией коллеги-постмодерниста. Не укрыться от скептиков за объективистской бронёй фотореалиста. И не сделать аудиторию соучастницей хеппининга, где от самого художника зависит не только лишь всё.
И никаких вам универсальных отговорок в духе Ролана Барта. Мол, автор произведения (его личность, его идея, переживание) сегодня может не иметь отношения к конечному культурному продукту, сотканному из чужих цитат и актуальной повестки. Ещё как имеет! Всё, что современный пейзажист и жанрист переносит на полотно, по-прежнему расценивается как его личная авторская заслуга. Или такой же сугубо личный провал. Присвоение, толкование и последующее отображение объективной реальности, оцениваемые аудиторией (да и экспертами) в старых добрых границах «верю — не верю» и категориях «нравится — не нравится» — всё это остаётся неизменным и работает в отношении «реалиста» как встарь.
А знаете, дорогой читатель, что нынче обстоит совсем не так, как встарь? Правильно: насмотренность публики и уровень её запросов. Благодаря всемирной сети у современного художника реалистического толка нет ни шанса поразить нас новизной идей, глубиной концепций, филигранностью техники. Всё, что попадает на его полотна, уже было кем-то написано ранее. Во всех возможных, а иногда и невозможных вариациях. Подчас — гениально. Многие из этих произведений искусства буквально слились с нашим культурным кодом, осели в цифровой паутине, заранее обрекли любую новую картину на сравнение с несравненными собою...
И потому хорошему актуальному живописцу, творящему в парадигме «старых» жанров, нужна смелость. Для начала — смелость признаться самому себе в том, что ему/ей вряд ли удастся сказать своему зрителю нечто новое. Только по-новому и заново.
Не выйдет поспорить с классикой. Но никто не воспрещает переосмыслить её по-своему.
Алексей Савченко — выдающийся современный художник. Он не боится быть собой и одновременно не стесняется нравиться. Не колеблясь ссылается на признанную классику, не забывая о том, кому адресованы его творения. И всё же не отступает от собственного стиля.
Добавить алые всполохи в ритмичную круговерть осенней листвы? Почему бы и нет. Правдоподобность пейзажа едва пострадает от легчайшей нотки магического реализма. И да пребудет с нами изящество тонов и богатство контрастов. Ведь вышло красиво!
Посыпать крупными снежинками передний план городского пейзажа? Это идея. Да, не новая и весьма очевидная, но здесь и сейчас она очень к месту. Сомнения прочь. Танец искрящихся льдинок в свете уличного фонаря способен зажечь ответное тёплое чувство в сердце зрителя. Подарить ему настоящее новогоднее настроение и тем «окупить» смелую ставку на распространённый приём. Это ли не настоящий успех?
Критикам попросту не к чему придраться. Правила жанра соблюдены. Композиционный строй безупречен. Если живописная лирика трогает душу — это хорошая лирика. Если богатство деталей и обобщённость композиций идут рука об руку — это великолепно. А если при взгляде на полотно Вы понимаете, какие именно звуки и запахи окружали художника, работавшего на пленэре, — это и есть мастерство.
Доводилось слышать сравнения полотен Савченко с картинами великого классика XIX века. Что же, ряд параллелей вполне обоснован. К счастью, весьма ограниченный ряд. Почему мы говорим: «К счастью?» Потому что современности нужны художники, умеющие отстоять позиции реалистического направления живописи перед лицом тотального наступления постмодерна. Умеющие говорить с современным зрителем и современным критиком на языке успеха и эффективности. Востребованные и актуальные. Современности не нужен второй Левитан. Ей нужен Алексей Савченко, первый своего имени)
Автор: Лёля Городная