Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Караваджо: свет и тень эпохи. Яркий байопик о силе харизмы творца

Власть обычно боится таланта, ибо настоящий талант - это всегда свобода мысли. Если ее выразителю особо не повезет с властью, которая окажется невежественной и увидит в нем потенциальную угрозу, то она любой ценой попытается приручить или уничтожить его. Давление и подкуп действуют на людей безотказно, но по-разному: один приспособится и выживет, другой останется на своем, а дальше - как повезет. В любом случае, влияние власти на талант, скорее, губительно. А все потому что она его боится. Так из века в век страх и порождает зло. Было время, когда изобразительное искусство являлось единственным общедоступным способом донести до народа то, что нужно. Ведь за редким исключением люди были безграмотны, книг и газет не читали, а кино, телевидения и интернета еще не было. В ту счастливую пору живописцы были не только художниками-иллюстраторами эпохи и носителями общественного мнения, но и, в ряде случаев, распространителями определенных идеологий, проще говоря - пропагандистами. Их частенько

Власть обычно боится таланта, ибо настоящий талант - это всегда свобода мысли. Если ее выразителю особо не повезет с властью, которая окажется невежественной и увидит в нем потенциальную угрозу, то она любой ценой попытается приручить или уничтожить его. Давление и подкуп действуют на людей безотказно, но по-разному: один приспособится и выживет, другой останется на своем, а дальше - как повезет. В любом случае, влияние власти на талант, скорее, губительно. А все потому что она его боится. Так из века в век страх и порождает зло.

Было время, когда изобразительное искусство являлось единственным общедоступным способом донести до народа то, что нужно. Ведь за редким исключением люди были безграмотны, книг и газет не читали, а кино, телевидения и интернета еще не было. В ту счастливую пору живописцы были не только художниками-иллюстраторами эпохи и носителями общественного мнения, но и, в ряде случаев, распространителями определенных идеологий, проще говоря - пропагандистами. Их частенько нанимали монархи, правители и церковь, чтобы, с одной стороны, запечатлеть себя в нужном свете на память потомкам, а с другой - направить в верном направлении мысли современников, дабы эти плебеи знали на кого молиться.

В нашем сегодняшнем сюжете будет как раз об этом. Коротко и без спойлеров - "широкими мазками" - поговорим о творчестве знаменитого художника Итальянского Возрождения Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо.

Изображения - интернет.
Изображения - интернет.

Итак, смотрим биографический исторический драматический фильм итальянского режиссера Микеле Плачидо - "Тень Караваджо" (2023).

Италия, 1610 год. Микеланджело Меризи (Риккардо Скамарчо) слывет гениальным художником. Он противник церковных догматов, не терпит, когда ему диктуют, как нужно писать религиозные сюжеты и как должны выглядеть их персонажи.

-2

Более того, в качестве натурщиков для своих святых он использует бродяг, попрошаек, воров, проституток и прочий "сброд". Караваджо уверен, что никакое происхождение не обеспечивает модели сходства с Богородицей и уж точно не дарит вдохновение художнику. Так почему же не писать ее с блудницы? Или вон тот пьяный нищий, что лежит в канаве, разве он не годится для сюжета "Обращение Савла"? Кстати, у каждого святого были грязные ноги.

-3

Когда обо всем этом узнает Папа Павел V, он в ужасе сразу же инициирует расследование. Секретная служба Ватикана отряжает для этих целей специального следователя по прозвищу Тень - Шаттен (Луи Гаррель). Папский ищейка берет след и постепенно раскрывает все пороки Караваджо, к своему удивлению обнаруживая среди них и массу добродетелей.

-4

Собственно, о Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо и рассказывается в картине устами этого "таинственного" дознавателя - банального инквизитора, который изо всех сил пытается казаться философом, с умным видом выслушивая признания очередного испуганного свидетеля, повествующего о грехах Караваджо.

-5

Кстати, среди свидетелей имеются и весьма высокопоставленные особы, такие, как кардинал дель Монте (Микеле Плачидо), ценитель прекрасного, предавший, однако, Караваджо ради своих интересов в конклаве.

-6

Есть среди свидетелей и благородные дамы, например, маркиза Констанца Сфорца Колонна (Изабель Юппер), страстно вожделеющая Караваджо в начале его славных дел, но также лишающая его столь необходимой поддержки в конце. 

-7

Результом этого папского расследования должно стать вынесенное судом определение, будет ли помилован Караваджо, который к этому времени (и совсем не ко времени) был приговорен к смертной казни за убийство соперника в уличном поединке.

Итак, обвиненный в убийстве на дуэли и приговоренный к смертной казни Микеланджело Меризи, бежит из Рима в Неаполь, откуда шлет Папе Павлу V прошение о помиловании, ожидая возможности вернуться. А ждать ему, зная о его непримиримом противостоянии с Римской Церковью, особо нечего. Да и досье на него пухнет день ото дня - Агент с позывным "Тень" без дела не сидит...

-8

Следствию становится очевидно, что гениальность Караваджо граничит с безрассудством, человеческие страсти переполняют его, то возвышая как творца, то делая неспособным противостоять простым слабостям. Но более всего церковь пугает то, что в своих картинах он сумел превратить простых римлян, не всегда праведных мужчин и женщин, в святых и мадонн. Ах, если б Ватикан тогда знал, что перед их изображениями до сих пор замирают люди!

-9

Что и как было дальше - надо видеть. Это же искусство, а не просто история о необыкновенной судьбе знаменитого художника, настоящего, а не придуманного таланта, которого так боялась власть.

"Тень Караваджо" - красивая, насыщенная, динамичная, с захватывающим сюжетом и превосходным кастом картина, которая не только не оставит вас равнодушными, но и дополнит ваши познания в искусстве - ни в коем случае не игнорируйте ее. Даже если вы совершенно не разбираетесь во всех этих дученто, треченто, кватроченто и чинквеченто - все равно посмотрите фильм. Рекомендую.

-10

Понравилось, что Микеле Плачидо - известный актер, для которого это 14 режиссерская работа - не  пытается сделать из своего соотечественника и знаменитого художника Позднего Ренессанса этакого монаха-иконописца или пламенного революционера. Его Караваджо не разговаривает с ожившими святыми, сошедшими с его полотен, не толкает высокопарных речей о священной роли искусства, Меризи и думать не думает о том, что он прежде всего "гражданин", а значит что-то там должен обществу, и тому подобное.

-11

Караваджо здесь обычный художник, своего рода богема на излете Ренессанса, с характерными богемными же атрибутами: выпил, украл, переспал, нарисовал. И так по кругу. И все. И это хорошо. Поскольку это правда жизни, а не сила воображения.

-12

Тем из вас, кто смотрел "Караваджо" Дерека Джармена 1986 года, будет интересно (нет, не сравнить, это делать бессмысленно) увидеть, скажем так, "полотна мастера при другом освещении". Ведь, как известно, у итальянцев совершенно другое чувство света.

Как говорится в одном известном фильме: "Помни о свете, помни".

Ну а вы помните не только о хлебе насущном и досужих вещах, но и об искусстве, важнейшим из которых для нас по-прежнему является кино.

Оставайтесь на О! СЮЖЕТ, и будете знать о нем все. Все самое лучшее!

Спойлер: на следующем заседании нашего киноклуба поговорим о красоте, молодости и вариациях любви, причем снова с итальянцами.

Чтобы это не пропустить, проверьте подписку на канал.

Надеюсь, лайк, отзыв и репост не сделают вас беднее.