Власть обычно боится таланта, ибо настоящий талант - это всегда свобода мысли. Если ее выразителю особо не повезет с властью, которая окажется невежественной и увидит в нем потенциальную угрозу, то она любой ценой попытается приручить или уничтожить его. Давление и подкуп действуют на людей безотказно, но по-разному: один приспособится и выживет, другой останется на своем, а дальше - как повезет. В любом случае, влияние власти на талант, скорее, губительно. А все потому что она его боится. Так из века в век страх и порождает зло.
Было время, когда изобразительное искусство являлось единственным общедоступным способом донести до народа то, что нужно. Ведь за редким исключением люди были безграмотны, книг и газет не читали, а кино, телевидения и интернета еще не было. В ту счастливую пору живописцы были не только художниками-иллюстраторами эпохи и носителями общественного мнения, но и, в ряде случаев, распространителями определенных идеологий, проще говоря - пропагандистами. Их частенько нанимали монархи, правители и церковь, чтобы, с одной стороны, запечатлеть себя в нужном свете на память потомкам, а с другой - направить в верном направлении мысли современников, дабы эти плебеи знали на кого молиться.
В нашем сегодняшнем сюжете будет как раз об этом. Коротко и без спойлеров - "широкими мазками" - поговорим о творчестве знаменитого художника Итальянского Возрождения Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо.
Итак, смотрим биографический исторический драматический фильм итальянского режиссера Микеле Плачидо - "Тень Караваджо" (2023).
Италия, 1610 год. Микеланджело Меризи (Риккардо Скамарчо) слывет гениальным художником. Он противник церковных догматов, не терпит, когда ему диктуют, как нужно писать религиозные сюжеты и как должны выглядеть их персонажи.
Более того, в качестве натурщиков для своих святых он использует бродяг, попрошаек, воров, проституток и прочий "сброд". Караваджо уверен, что никакое происхождение не обеспечивает модели сходства с Богородицей и уж точно не дарит вдохновение художнику. Так почему же не писать ее с блудницы? Или вон тот пьяный нищий, что лежит в канаве, разве он не годится для сюжета "Обращение Савла"? Кстати, у каждого святого были грязные ноги.
Когда обо всем этом узнает Папа Павел V, он в ужасе сразу же инициирует расследование. Секретная служба Ватикана отряжает для этих целей специального следователя по прозвищу Тень - Шаттен (Луи Гаррель). Папский ищейка берет след и постепенно раскрывает все пороки Караваджо, к своему удивлению обнаруживая среди них и массу добродетелей.
Собственно, о Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо и рассказывается в картине устами этого "таинственного" дознавателя - банального инквизитора, который изо всех сил пытается казаться философом, с умным видом выслушивая признания очередного испуганного свидетеля, повествующего о грехах Караваджо.
Кстати, среди свидетелей имеются и весьма высокопоставленные особы, такие, как кардинал дель Монте (Микеле Плачидо), ценитель прекрасного, предавший, однако, Караваджо ради своих интересов в конклаве.
Есть среди свидетелей и благородные дамы, например, маркиза Констанца Сфорца Колонна (Изабель Юппер), страстно вожделеющая Караваджо в начале его славных дел, но также лишающая его столь необходимой поддержки в конце.
Результом этого папского расследования должно стать вынесенное судом определение, будет ли помилован Караваджо, который к этому времени (и совсем не ко времени) был приговорен к смертной казни за убийство соперника в уличном поединке.
Итак, обвиненный в убийстве на дуэли и приговоренный к смертной казни Микеланджело Меризи, бежит из Рима в Неаполь, откуда шлет Папе Павлу V прошение о помиловании, ожидая возможности вернуться. А ждать ему, зная о его непримиримом противостоянии с Римской Церковью, особо нечего. Да и досье на него пухнет день ото дня - Агент с позывным "Тень" без дела не сидит...
Следствию становится очевидно, что гениальность Караваджо граничит с безрассудством, человеческие страсти переполняют его, то возвышая как творца, то делая неспособным противостоять простым слабостям. Но более всего церковь пугает то, что в своих картинах он сумел превратить простых римлян, не всегда праведных мужчин и женщин, в святых и мадонн. Ах, если б Ватикан тогда знал, что перед их изображениями до сих пор замирают люди!
Что и как было дальше - надо видеть. Это же искусство, а не просто история о необыкновенной судьбе знаменитого художника, настоящего, а не придуманного таланта, которого так боялась власть.
"Тень Караваджо" - красивая, насыщенная, динамичная, с захватывающим сюжетом и превосходным кастом картина, которая не только не оставит вас равнодушными, но и дополнит ваши познания в искусстве - ни в коем случае не игнорируйте ее. Даже если вы совершенно не разбираетесь во всех этих дученто, треченто, кватроченто и чинквеченто - все равно посмотрите фильм. Рекомендую.
Понравилось, что Микеле Плачидо - известный актер, для которого это 14 режиссерская работа - не пытается сделать из своего соотечественника и знаменитого художника Позднего Ренессанса этакого монаха-иконописца или пламенного революционера. Его Караваджо не разговаривает с ожившими святыми, сошедшими с его полотен, не толкает высокопарных речей о священной роли искусства, Меризи и думать не думает о том, что он прежде всего "гражданин", а значит что-то там должен обществу, и тому подобное.
Караваджо здесь обычный художник, своего рода богема на излете Ренессанса, с характерными богемными же атрибутами: выпил, украл, переспал, нарисовал. И так по кругу. И все. И это хорошо. Поскольку это правда жизни, а не сила воображения.
Тем из вас, кто смотрел "Караваджо" Дерека Джармена 1986 года, будет интересно (нет, не сравнить, это делать бессмысленно) увидеть, скажем так, "полотна мастера при другом освещении". Ведь, как известно, у итальянцев совершенно другое чувство света.
Как говорится в одном известном фильме: "Помни о свете, помни".
Ну а вы помните не только о хлебе насущном и досужих вещах, но и об искусстве, важнейшим из которых для нас по-прежнему является кино.
Оставайтесь на О! СЮЖЕТ, и будете знать о нем все. Все самое лучшее!
Спойлер: на следующем заседании нашего киноклуба поговорим о красоте, молодости и вариациях любви, причем снова с итальянцами.
Чтобы это не пропустить, проверьте подписку на канал.
Надеюсь, лайк, отзыв и репост не сделают вас беднее.