Найти в Дзене
Мила Алич

Борьба с беспилотниками. Некоторые технические предложения. Часть 2. Мини ПВО.

Продолжим наш диалог. Итак, как я уже говорила ранее, беспилотники на современном ТВД стали фактором, эффективность которых приблизилась к эффективности "богов войны" - артиллерии.
Беспилотник уникален именно своей физикой. Он создавался как недорогая замена авиации, мигрировал в область ракетного вооружения, но сегодня охватил традиционные сферы работы ПТРК, гранатометов.
Вероятно, вы помните, как в свое время (очень короткое) прогремела слава турецких "Байрактар-ТБ" и "АНКА". Безусловно, эта "слава" была более распиарена рекламными компаниями производителя и победными заявлениями её владельца
Сельчука Байрактара, зятя Р.Т. Эрдогана (ох уж эти восточные правящие семьи!).
Однако, как и предполагалось, слава их оказалась быстротечна. Большие беспилотники не обладают скоростью и маневренностью ракет, но и как авиация достаточно слабы. Чуть более совершенная РЛС, и они теряют все свои преимущества.
Иное дело - малые БПЛА. Обладая невысокой площадью рассеивания (ЭПР 0,001-0,01 кв.м.), малые БПЛ создают серьезную проблему для имеющихся средств обнаружения. В последнее время появилось новое поколение радиолокаторов, работающих в диапазонах 8-12 ГГц, показавшим определенные успехи в обнаружении малых БПЛА. Не будем сейчас погружаться работу когерентных локаторов обнаружения и тонкости доплеровского сдвига частот и взаимной функции неопределенности (ВФН). Отмечу лишь то, что работа вращающихся лопастей БПЛА из композитов создает определенные сигнатуры, добавляющие определенные модуляции к малым отражениям корпусов БПЛА, что дополняет общий фон отраженного сигнала и даже создает свой специфический отпечаток. Это позволяет не только обнаруживать, но классифицировать обнаруженные БПЛА.
Но вот уничтожение их - это совершенно иная проблема.
Общеизвестно, что все, что материально, так или иначе видимо. А значит - уничтожаемо.
Но мы с вами должны признать, что вопрос уверенной борьбы с малыми БПЛА сегодня так ещё и не решен. И, естественно, нас это тревожит.

Увы, но я считаю, что локальные денежные переводы, передача каких-то нужных вещей на  фронт - этого мало. Нужно концентрироватся на решении самого широкого спектра проблем. Только так, мобилизацией всего потенциала общества возможна победа. Но наши потребности, здесь превышают наши возможности.
Увы, но я считаю, что локальные денежные переводы, передача каких-то нужных вещей на фронт - этого мало. Нужно концентрироватся на решении самого широкого спектра проблем. Только так, мобилизацией всего потенциала общества возможна победа. Но наши потребности, здесь превышают наши возможности.

В прошлой статье мы с вами рассматривали вариации на тему стендовой стрельбы. Развитием этого принципа стала идея создания специализированного выстрела к стандартному подствольному гранатомету ГП-25, снабженного дробовым зарядом, способным на близких и средних дистанциях создавать непреодолимое облако поражающих элементов.
Было приятно, что тема вызвала живой интерес и интересные предложения (даже от женщин). Например, использование старой советской ракетницы СПШ-44. Интересное предложение, которое, правда, требует добавления приклада (отдача 12 кал). даже на "Вепре" изуверская. И сразу "попросилась" помпа под ствол хотя бы с 2-мя патронами. Или вращающийся блок стволов. Что концептуально тут же воскресило в памяти старый фильм, наверное, моего возраста "Киборг" с молодым Ван Даммом.

Иногда даже кинематорграф способен предложить интересный концепт.
Иногда даже кинематорграф способен предложить интересный концепт.

Однако вернемся к нашему вопросу. Мы остановились на идее создания унитарного дробового боеприпаса к уже существующему подствольному гранатомету. Это позволяет нам дать каждому бойцу возможность защитить себя от дронов камикадзе в составе отделения, что, конечно же, не отменяет необходимость иметь более мощные продвинутые способы защиты на ротном и батальонном уровне. Данным предложением мы лишь расширяем номенклатуру стандартных выстрелов к ГП-25. Как наболее простой и быстрый способ частично закрыть эту опасность для конкретного бойца.
Совершенно естественной и логичной становится разработка специализированного боеприпаса к АГС-17, что позволит использовать данное вооружение для защиты экипажей легкобронированных машин.

Единственное что будет необходимо, это создать для него соответствующий станок, гасящий нещадную отдачу. Ведь нам необходима прицельная стрельба.
Единственное что будет необходимо, это создать для него соответствующий станок, гасящий нещадную отдачу. Ведь нам необходима прицельная стрельба.

Интересно то, что выстрел к АГС конструктивно более подходит нам для разработки дробового боеприпаса, чем наши технические манипуляции с ВОГами, рассмотренные в прошлой статье. АГС-17 имеет быстросменяемый нарезной ствол (крепится к ствольной коробке при помощи чеки и замыкателя). Добавить в комплект гладкий ствол не составит труда. Автоматика работает за счет отката свободного затвора. Выстрел к АГС-17 имеет полноценную короткую гильзу и выбрасываемую гранату, заключенные в металлическую ленту с 29 выстрелами.
Однако здесь, мне думается, придется все-таки вносить определенные изменения в конструкцию. Например, в гидравлический тормоз отката. Возможно общее усиление ствольной коробки ввиду того, что мы превращаем станковый гранатомет в мощную картечницу. Полагаю, с разработкой боеприпаса мы не встретим сколько-нибудь ощутимых проблем. Посудите сами. На схеме существующий выстрел к АГС-17 и наш гипотетический антидроновый боеприпас.

Заряжать такие повторно могут дажеже волонтеры или ЛС находящийся на ЛБС.
Заряжать такие повторно могут дажеже волонтеры или ЛС находящийся на ЛБС.

Конечно, будут в процессе внесения в изменений в конструкцию некоторые технические вопросы. Но, согласитесь, получение универсального оружия для работы по наземным и малым воздушным целям - заманчивая перспектива.
Здесь есть некоторый аспект, который необходимо осознать. Есть некоторые изобретения, которые обретают более полную жизнь, порою в совершенно иных изделиях, чем те, для которых они предназначались. Малые БПЛА стали возможны только с изобретением литий-полимерных и литий-ионных аккумуляторов. Любой советский школьник, посещая школьные технические кружки или Дома пионеров в СССР, знал, что той же "Планетой" или "Кроной" не поднять в воздух на микродвигателе даже сам вес микродвигателя. Питание современных БПЛА хватает для нормальной работы двигателей, работы транзисторов в ESC, работы полетных контроллеров. У них поистине фантастическое соотношение токоотдача/собственный вес. По сути, именно появление таких источников питания и "родили" БПЛА рассматриваемых нами классов.
На днях мне пришла интересная идея, которую я бы предложила к рассмотрению российским оружейникам. Мне думается, что можно совершить интересный трансферт гражданских технологий на нужды фронта. Своего рода деконверсию.
Давайте размышлять.
Обеспечение защиты личного состава на линии боевого соприкосновения предполагает наличие у тактического формирования собственных методов и средств борьбы с основными угрозами. Плотность применения малых беспилотников ТРЕБУЕТ решения этой проблемы на уровне уже отделения. Хотите или нет, но именно пехотные подразделения берут под физический контроль территории противника. А отделение - это есть низшее тактическое подразделение.

Отделение армии Бундесвера. Пока еще стандарты прошлых войн. Пулемет, как основа огневой мощи отделения. Граномет, для решения задач связанных с бронированными целями, и автоматическое оружие.
Отделение армии Бундесвера. Пока еще стандарты прошлых войн. Пулемет, как основа огневой мощи отделения. Граномет, для решения задач связанных с бронированными целями, и автоматическое оружие.

Я думаю, что в условиях такой плотности применения малых БПЛА на современных ТВД возможно даже появление особой единицы, специализирующейся на прикрытии отделения от атак малых БПЛА.
До последнего времени мы рассматривали низовую боевую работу в составе мотопехотного подразделения и привычную нам структуру. Но в последнее время мы видим, что основная боевая работа выполняется мобильными штурмовыми группами, качество подготовки которых вызывает жуткие приступы ревности в странах НАТО.
Эти ребята зачастую работают без непосредственного прикрытия техники, чья задача порою ограничивается доставкой личного состава и прикрытием в момент высадки и занятия исходных позиций. Опять же по причине уязвимости от малых дронов.
Но чем можно было бы вооружить наших ребят уже сейчас? Существующая плотность применения малых БПЛА, FPV-дронов уже подсказывает необходимость наличия в составе отделения специалиста по борьбе с беспилотниками.

В существующих реалиях такой еденицы в составе отделдения нет. Что называется  чем можем.
В существующих реалиях такой еденицы в составе отделдения нет. Что называется чем можем.

На рассмотрение предлагается следующая идея.
По сути, нам нужно носимое средство ПВО ближнего радиуса действия. Это не может быть аналог ЗСУ ввиду ограниченности носимого боезапаса отсутствие портативной РЛС и соответствующей СУО. Мы не можем обрушить шквал огня с дикой скорострельностью на вражеский БПЛА. Мы говорим о возможностях малочисленных пехотных и мотострелковых групп.
Мы не можем подбить БПЛА нечто чем-то из разряда АЗП-57, так как не можем управлять дистанцией подрыва снаряда, создавая зону поражения для входящего в него БПЛА. Мы не можем использовать гранатомет, опять же в виду невозможности создания ситуации физического столкновения гранаты с целью.
Про возможность создания миниатюрных ЗРК речь не идет.
Но есть идея.
Во время декабрьского-январского наступления нацистов на юго-востоке РФ в условиях жестокого концентрированного РЭБ воздействия наибольший результат показали БПЛА, управляемые по оптоволоконным кабелям. Они нечувствительны к РЭБ-противодействию ввиду проводной системе управления.
На первый взгляд, это откат назад к первым ПТРК типа "Малютка"( 9К11 по ГРАУ).

Все новое, это всегда немного переосмысление старого. А ведь у нас почти готовое решение.
Все новое, это всегда немного переосмысление старого. А ведь у нас почти готовое решение.

Но именно он станет неким переосмыслением опыта прошлого. Простая механика, проводная связь, свойственная для ПТРК второго поколения в основе которой заложен тонкий медный провод длиной, равной максимальной дистанции полета ракеты, обретает новую значимость.
Итак. Что предлагается.
Нам нужен боеприпас, дающий гарантированное поражение беспилотника в зоне его прямой видимости. Это означает, что мы не можем использовать посылаемую вышибным зарядом гранату, чей вес ограничен возможностями нашего организма принимать отдачу от таких выстрелов.
Но мы можем за основу взять гранатомет, стреляющий реактивными гранатами и как базовый образец - стандартный выстрел ОГ-7В.

Идеальный вариант. Компактен и прост.
Идеальный вариант. Компактен и прост.

ОГ-7В. В простонародье - "карандаш". Зачем изобретать что-то новое, памятуя о второй особенности - эффективности беспилотников, их относительной дешевизне и доступности? Нужно нам идти два экватора по прямой? Первоначально я рассматривала как базу выстрел к СПГ-9, коими до сих пор по всему миру до сих пор кошмарят технику и ЛС (личный состав), в первую очередь в экзотических странах. Грамотная работа на "сапоге" и сейчас в состоянии внести существенные коррективы в общую картину боя.

Для нас такой боеприпас избыточен. некомпактен.  И наличие начального порохового заряда нам может существенно помешать. Да и нет необходимости в таких расстояниях.
Для нас такой боеприпас избыточен. некомпактен. И наличие начального порохового заряда нам может существенно помешать. Да и нет необходимости в таких расстояниях.

ОГ-7В - простая калиберная граната, не имеющая собственного реактивного двигателя и приводится в действие штатным метательным зарядом ПГ-7ПМ. Калибр - 40 мм, Масса гранаты всего 2 кг. Площадь поражения осколками - 150 кв.м. Прицельная дальность стрельбы гранатой ОГ-7В - 350 метров. Для наших целей, это вполне достаточно.
Кстати, если идеей заняться плотнее, то можно попробовать сделать компактный донный газогенератор для "карандаша", подобный тем, что ставятся на управляемый артиллерийский снаряд
3ОФ39М "Краснополь-М". И может быть, это позволит увеличить дальность поражения БПЛА до 400-500 м. Большие расстояния потребуют уже нечто управляемое и технологичное. Типа 2С38 "Деривация". Может попробовать к "золушке" (ЗУ-23-2)придумать радар и современную СУО с полноценной оптико-электронной станцией с дневным, ночным и лазерным дальномерным каналами автоматом сопровождения цели.
Кстати, подобное вооружение может стать идеальным для работы против крупных гексакоптеров (т.н. "баба-яга"), несущих несколько мощных боеприпасов на сброс. Работать по ним дробовыми ружьями - вещь уже бесполезная в виду расстояний, антидроновые ружья неэффективны, в виду управления такими дронами через систему "
Starlink". А так - самое то.
Теперь нам остается решить два вопроса. Как при визуальном обнаружении беспилотника заставить отстреленную гранату взорваться в непосредственной близости от вражеского дрона?
Определение расстояния до объекта, как вы наверное понимаете, не составит труда. Даже в строительной сфере можно что-то позаимствовать для базовой начинки.

многие строительные дальномеры "берут" расстояния в несколько сот метров. Для нас это вполне приемлемо. К сожалению, у меня нет сейчас под рукой своего (фото из сети), но по моему у моего длина чуть превышает 100 метров. Но мне то более и не нужно. Я не "девушка метростроя", работаю с меньшими расстояниями.
многие строительные дальномеры "берут" расстояния в несколько сот метров. Для нас это вполне приемлемо. К сожалению, у меня нет сейчас под рукой своего (фото из сети), но по моему у моего длина чуть превышает 100 метров. Но мне то более и не нужно. Я не "девушка метростроя", работаю с меньшими расстояниями.

Я подчеркну, что я предлагаю работоспособную идею. Не стоит ожидать выдачи детальных и постадийных чертежей, включая сборочный. Но реализовать этот принцип куда быстрее, чем создание специализированных систем для борьбы с БПЛА. А время... Нет, оно не деньги. Жизни!
Берем стандартный гранатомет РПГ-7 и интегрируем в него лазерный дальномер. Системой зеркал и увеличением мощности, мы даже можем сделать его многоканальным. При получении сигнала о наличии поблизости беспилотника детекторами дронов (Skydroid S-10, Набат V.2. и пр.), личный состав обнаруживает его визуально. Стрелок многофункционального гранатомета берет его в прицел и помещает визуальное изображение дрона в круг прицела, в котором сосредоточены несколько лазерных лучей интегрированного дальномера. Как вариант, это может выглядеть так:

Нет необходимости перегружать лишней информацией визир. Главное, это расстояние.
Нет необходимости перегружать лишней информацией визир. Главное, это расстояние.

Итак, смотрим на визир. Расстояние до беспилотника - 107 метров. Граната массой 1,7 кг, имея начальную скорость в 150 м/с, достигнет цели где-то за секунду. Остается решить задачу подрыва гранаты таким образом, чтобы цель попала в зону поражения осколка гранаты. Штатная зона поражения "карандаша" - 150 кв.м. Таким образом, подорвав гранату вблизи беспилотника, мы имеем зону поражения, образующую шар диаметром в 24 метра. Гарантированная зона поражения будет, возможно, несколько меньше ввиду малоразмерности цели, если не вносить изменений в сам боеприпас. Впрочем, можно уменьшить насечки на корпусе, и мы получим уже не штатные 1000 осколков при взрыве, а 1300-1500. Полагаю, 400 грамм "лединского" A-IX-I (смесь гексогена и флегматизаторов) даже осколки меньшей массы разгонят до фатальных для корпусов беспилотника скоростей.
Как осуществить инициацию ВВ зоне поражения беспилотника? Мы не можем применять радиоканал или какой-либо программируемый боеприпас ввиду возможного противодействия РЭБ, а также ограниченного объема гранаты, не имеющего габаритных резервов для установки дополнительных устройств.
Как я уже говорила, управление подрывом гранаты происходит по тонкому металлическому проводу простым механическим способом.
Вы когда-нибудь покупали электрические провода для ремонта квартиры? Помните как их отмеряют? Простым механико-электронным устройством.

Простая система преобразующая движение барабана в конечное расстояние в метрах.
Простая система преобразующая движение барабана в конечное расстояние в метрах.

Все очень просто. Вращение барабана отмеряет длину разматываемого провода. Простой принцип. Кстати, множество российских радиолюбителей и электронщиков чисто для себя сами делают аналогичные приборы для намотки проволоки на трансформаторы. Простые, полезные приспособления. Нам здесь не нужны электродвигатели, нам здесь наматывать ничего не нужно. Нам нужен лишь учет длины разматываемой проволоки.

Безусловно, этот механизм можно заложить в куда более компактные формы.
Безусловно, этот механизм можно заложить в куда более компактные формы.

Что происходит дальше, вы понимаете? Граната вылетает навстречу цели, и в течении секунды со шпули сматывается (в нашем случае 107 метров). Прибор мгновенно реагирует на отметке в 107 метров и либо пускает ток, либо механическим способом осуществляет блокировку размотки. Так приводится в действие пьезоэлектрический взрыватель (или накол капсюля), где инициирующее ВВ производит подрыв основного ВВ. Более тысячи осколков разлетаются в стороны раскалывая корпуса беспилотника, круша несущие винты, прошивая насквозь электродвигатели, перерубая провода и пробивая насквозь элементы питания.
А где-то на другом конце у противника гаснет экран и зажигается надпись:

Связь прервана.
Связь прервана.

И как рефрен, за кадром, в памяти у потерявшего связь с беспилотником оператора всплывает иная картинка:

Ибо ответка неизбежна.
Ибо ответка неизбежна.

А разве не этого мы все хотели бы для противника? Как лучший выход из непреодолимого и неизбежного.
149.200. Билет в будущее.
Конечно, это лишь принцип. Можно добавить электронный вычислитель, фиксирующий направление и скорость беспилотника и выдающий оператору на прицел отметку упреждения в каждую секунду наблюдения цели. Автоподстветка цели... Но это уже отдельная история выходящая за рамки данной статьи.

P.S. Кстати система такого достаточно простого дистанционного подрыва могла бы применятся и против наземных целей. Как вам идея например предварительного замера расстояния стрелка за бруствером или бортом техники, а потом подрыв гранаты прямо над укрывшимся противником? С погрешностью в полметра максимум? В любом случае превращение старого доброго РПГ-7 в универсальное оружие отделения, способное к работе в режиме компактного ПВО и нечувствительное к электронному противодействию - заманчивая перспектива.

Р.P.S. А они все уходили и уходили далее. И я смотрела и мне они казались такими одинокими в большом городе. Стали ли мы им надежным тылом, готовым им дать все для того, чтобы они вернулись домой? Стоим ли мы их тяжелого труда, да и все наше общество, часть которого бежало в соседние страны, другая будто ничего не происходит открывает "не те двери"?

-17

P.S. Кстати система такого достаточно простого дистанционного подрыва могла бы применятся и против наземных целей. Как вам идея например предварительного замера расстояния стрелка за бруствером или бортом техники, а потом подрыв гранаты прямо над укрывшимся противником? С погрешностью в полметра максимум?
В любом случае превращение старого доброго РПГ-7 в универсальное оружие отделения, способное к работе в режиме компактного ПВО - заманчивая перспектива.
Первая часть:

Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост. График выхода статей: вторник и пятница. И в воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе. Проверяйте подписку на канал. Особое
спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.

До встречи.
Ваша Алич.