Чтобы что-то называть пирамидой, необходимо определить ее ключевые признаки и эти признаки должны быть легитимны. То есть, они должны быть законными. А чтобы что-то в России стало законным, это должно быть произведено уполномоченным на то органом или лицом, но не назначившим себя старшим по пирамидам Центральным банком.
Он просто себе разрешил вести список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Основное слово «признаками» и на этом все. А вот является организация пирамидой или нет, разберутся компетентные органы, к которым Центробанк не относится. А вот законодатель относится.
Согласно КоАП и УК, основными признаками, определяющими организацию как пирамида, являются:
- привлечение денежных средств или иного имущества, за счет которого происходит предоставление выгоды лицам, чье имущество было привлечено ранее;
- отсутствие инвестиционной и иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченного имущества.
Отсутствие одного из признаков свидетельствует о том, что организация является пирамидой. Но это в рамках административного или уголовного дела, а есть еще гражданское, и там суд считает, что к признакам деятельности финансовых пирамид, в том числе относятся:
- широкая реклама в СМИ, сети Интернет, в том числе в социальных сетях с обещанием высокой доходности;
- организация бизнеса на принципах сетевого маркетинга (multilevel marketing, MLM), когда доход участника (инвестора или вкладчика) формируется за счет инвестиций/вложений новых привлекаемых им участников;
- отсутствие точного определения деятельности компании, физического лица или публичного проекта (заявление об уникальной деятельности);
- предусматриваются предварительные (специальные) взносы для последующего участия в деятельности компании или проекта;
- привлечение денежных средств от населения для участия в программах, в том числе на приобретение автомобилей, квартир, земельных участков, товаров народного потребления и т.п., выступающих в качестве альтернативы банковскому кредиту. / Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-282116/2021 от 25 мая 2022 года./
Естественно такое мнение судьи не является источником права, но в виду единообразия правоприменительной практики, суды будут обращать на него внимание. А это значит, что все организации, являющиеся кооперативами, автоматически отнесены судьей Кузиным М.М.. к неблагонадежным. Собственно, весь сетевой маркетинг, действующий в рамках правового поля, тоже им отправлен туда, как и фонды, и лизинговые компании, и ... А дальше правовая определенность и все кто под шаблон дела подошел, автоматически потушат свет. Но есть нюанс.
В каждом деле надо смотреть на контекст и тут он есть в виде партнеров организации, которые отнесены к финансовым пирам и из которых ушли деньги. Но сама по себе организация не имела таковых признаков до расширительного толкования судьей. То есть посыл был в решении правильный, а вот исполнение не по канонам.
Также, было отмечено, что к пирамидам отнесены те, кто не публикуют у себя на сайте виды предпринимательской деятельности и результаты предпринимательства. В общем, кто во что горазд, но как итог, легальная деятельность вдруг обрела признаки пирамиды.
В основном суды придерживаются точки зрения Центрального банка, согласно которому существует несколько общих признаков финансовых пирамид:
- обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень;
- гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг);
- агрессивная реклама в средствах массовой информации, сети Интернет с обещанием высокой доходности;
- отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации;
- выплата денежных средств за счет новых привлеченных участников;
- отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов;
- нет точного определения деятельности организации;
- отсутствие лицензии на осуществление деятельности на финансовом рынке / информации в реестрах Банка России.
А дальше Центральный банк прикрывает свои тылы, поскольку говорит, что наличие признаков не есть пирамида, а лишь основание для проведения проверки уполномоченными органами. И он не при делах.
Но отсутствие данных признаков у организации не мешает ее включению в список неблагонадежных, как показала практика.
Если брать мой скромный пятилетний опыт работы в группе по оценке инвестиционных продуктов, то вышеуказанными организациями упущено следующее:
- легенда организации, не соответствующая действительности;
- сроки ключевых событий (регистрация организации, покупка домена и т.д.), не соответствующие легенде;
- соглашение о работе, в котором организация уходит от ответственности;
- заявленная деятельность, не соответствующая техническим и иным признакам рынка;
- уровень и объем доходности, не соответствующий показателям рынка;
- регистрация в офшоре или перевод организации в офшор после начала деятельности;
- сокрытие основных действующих лиц проекта;
- сокрытие юридической информации, относящейся к работе организации;
- несоответствие юридической информации предоставляемым данным.
В настоящем, работа по борьбе с пирамидами похожа на попытку заблокировать телеграмм, когда досталось всем, кроме телеграмм. И в целом идея благая, а вот реализация – мое почтение. С таким подходом кредитный сектор под эгидой Центробанка может убрать всех неугодных и ему за это ничего не будет. Ведь его действия не порождают для организации юридических последствий. Но это с формальной точки зрения.
А чтобы быть в курсе выхода статей и иметь возможность получить ответы на свои вопросы, подписывайтесь на наш Телеграмм канал.