Найти в Дзене

Всехсвятское подворье: пожар 1746 года в Сергиевом Посаде, старец Алексий и забытое Кокуевское кладбище

Храм Всех Святых в Сергиевом Посаде был построен в 1834 году. Сегодня он носит названия Покровского на Всехсвятском подворье Троице-Сергиевой лавры. Существовало предание о чудесном спасении в этом месте мощей преподобного Сергия Радонежского во время пожара в Лавре. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время выборов патриарха 5 ноября 1917 года. Церковный историк Евгений Голубинский упоминал три существовавших в конце XIX века кладбища Сергиева Посада: Клементьевское, Вознесенское и Кокуевское. О Кокуевском кладбище он писал следующее: На Кокуевском кладбище церковь построена прихожанами Рождественского, Ильинского и Кокуевского приходов (при главном старании Кокуевского крестьянина Г.А. Ломова, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митр. Филаретом) в 1834 году. Она о двух престолах – в честь Всех Святых и в честь Покрова Божией Матери Голубинский упомянул ст
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Храм Всех Святых в Сергиевом Посаде был построен в 1834 году. Сегодня он носит названия Покровского на Всехсвятском подворье Троице-Сергиевой лавры. Существовало предание о чудесном спасении в этом месте мощей преподобного Сергия Радонежского во время пожара в Лавре. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время выборов патриарха 5 ноября 1917 года.

Церковный историк Евгений Голубинский упоминал три существовавших в конце XIX века кладбища Сергиева Посада: Клементьевское, Вознесенское и Кокуевское. О Кокуевском кладбище он писал следующее:

На Кокуевском кладбище церковь построена прихожанами Рождественского, Ильинского и Кокуевского приходов (при главном старании Кокуевского крестьянина Г.А. Ломова, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митр. Филаретом) в 1834 году. Она о двух престолах – в честь Всех Святых и в честь Покрова Божией Матери

Голубинский упомянул старинное предание о том, что Всехсвятская Покровская церковь была построена на месте, куда в 1746 году вынесли мощи преподобного Сергия Радонежского из охваченного пожаром Троицкого собора обители.

-2

О пожаре 17 мая 1746 года мы узнаем подробнее в изысканиях Сергиево-Посадского краеведа Константина Филимонова. Пожар случился в субботу накануне главного лаврского праздника дня Святой Троицы. В пригородные села Клементьево, Кокуево и слободы съехалось множество паломников на праздник. В этот день богатый житель Служней слободы по фамилии Варламов во втором часу дня отправился в монастырь, а перед уходом велел служанке растопить баню. Исполнив повеление, служанка тоже отлучилась в Конюшенную слободу к знакомой. На обратном пути она заметила, как полыхает растопленная баня. Вскоре огонь охватил и хоромы Варламова.

-3

В огне погибли почти все деревянные постройки Служней слободы, затем пожар перекинулся на лавки и торговые ряды современной Красногорской площади, а от них - на сам Троицкий монастырь. Дотла сгорела надвратная Предтеченская церковь со всеми иконами и утварью, были уничтожены монастырские документы, обвалились крыши башен, братских корпусов, Михеевской церкви и даже древнего Троицкого собора, где покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. Божьим промыслом гроб чудотворца удалось спасти. Вот что писал об этом К. Филимонов:

Мощи преподобного Сергия из охваченной огнем Лавры вынесли через ворота Каличьей башни и плотину Конюшенного пруда на север от Лавры. Позднее на этом месте возвели Всехсвятскую церковь.

Жертвами огня стали четыре человека, сгорело несколько сотен дворов, десятки людей были разорены. Формулировка причин случившегося в материалах следствия августа 1746 года стала такой:

пожар произошел без умышления, а по неведомой воле Всевышнего.

А каменная церковь Кокуевского кладбища стала памятником чудесного спасения главной лаврской святыни во время пожара.

-4

Кокуевское (Всехсвятское) кладбище в советские годы было закрыто и заброшено, несмотря на то, что здесь были погребены многие видные жители подмосковного города. Среди них:

  • профессор Московской духовной академии, литургист, археолог, доктор церковной истории Александр Петрович Голубцов
  • заслуженный профессор, заведующий кафедрой теории философии духовной академии Петр Иванович Казанский
  • журналист, редактор "Русского обозрения" Анатолий Александрович Александров
  • художница Екатерина Цветаева
  • художница Раиса Флоренская (сестра знаменитого богослова и философа Павла Флоренского)
  • и многие другие

Особое место среди этих чтимых могил занимало захоронение старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). Он был погребен у алтаря Всехсвятской Покровской церкви в 1928 году. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных в 2000 году.

Федор Соловьев родился в Москве в семье настоятеля церкви Симеона Столпника. С детства он любил церковную службу, поэтому не удивительно, что впоследствии пошел по стопам отца и закончил духовную семинарию. Федор Соловьев женился, стал служить дьяконом в московской церкви святителя Николая в Толмачах. В 1872 году его супруга Анна Павловна скоропостижно умерла от чахотки. Горе заставило вдовца задуматься о монашестве, но он не мог оставить двухгодовалого ребенка, поэтому еще 28 лет служил диаконом в своем храме. Только после женитьбы сына сбылось давнее желание о. Федора уйти в монастырь.

О. Федор приехал на Сергиев Посад в скит Параклит, располагавшийся в шести километрах от Лавры. Он посетил и Троице-Сергиеву лавру, чтобы испросить благословения у тогдашнего наместника архимандрита Павла. Наместник не благословил его идти в скит Параклит, а советовал выбрать местом своего иноческого служения Смоленскую Зосимову пустынь, располагавшуюся в тридцати километрах от Лавры в соседнем Александровском уезде Владимирской губернии.

О. Федор принял монашеский постриг с именем Алексий в Зосимовой пустыни, где подвизался с 1898 года. Сначала проходил послушание певчего на клиросе, затем преподавателя Закона Божия. Через несколько лет он стал духовником обители, а с 1906 года принял на себя подвиг старчества. Отец Алексий жил в отдельной избе, куда стекались за советом люди всех сословий. В числе тех, кто прибегал к наставлениям старца Алексия, были великая княгиня Елизавета Федоровна, философ М. А. Новоселов, священник Павел Флоренский, схиигуменья Фамарь (Марджанова), основавшая по благословению старца Серафимо-Знаменский скит в Подольском уезде около села Битягово.

-6

5 ноября 1917 года именно старец Алексий вытянул жребий с именем первого патриарха после синодального периода. Накануне было отобрано трое кандидатов на патриарший престол: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Беллавин). После литургии старец Алексий, совершив молитву у чудотворного образа Владимирской иконы Божией Матери, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из особо ковчега жребий с именем Тихона, который и стал московским патриархом.

Смоленскую Зосимову пустынь закрыли в 1923 году. Преподобный Алексий переехал жить в соседний Сергиев Посад, где поселился в опустевшем доме своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь святой прожил вплоть до своей кончины в 1928 году. В этом домике он принимал монахов, мирян и даже иерархов, в том числе упоминавшегося патриарха Тихона. После кончины старец был погребен у алтарной стены Всехсвятской церкви на Кокуевском кладбище. Впоследствии его мощи были перенесены в возрожденную Смоленскую Зосимову пустынь. Тем не менее, преподобного Алексия Зосимского продолжают считать небесным покровителем Кокуевского храма, а у алтаря церкви отмечено место его первого погребения.

Более 15 лет историю Кокуевского кладбища около Всехсвятской церкви изучает энтузиаст из Сергиева Посада Алексей Пащенко. Вот его подробный рассказ:

– Этой темой я начал заниматься примерно с 2005 года, когда в одной из книг встретил упоминание неизвестного мне Кукуевского кладбища. Отмечу, что я не коренной житель Сергиева Посада, мы с семьей приехали сюда в 1998 году. И вот весной 2005 года один мой товарищ из числа местных вызвался показать мне место бывшего кладбища. Мы дошли до Березовой рощи, которая тогда напоминала заросли дикого леса, а так как это было весной, то сквозь молодую еще траву отчетливо увидели многочисленные холмики могил. Меня особенно поразило, что эти холмики возвышались стройными рядами. Я невольно задался вопросом: почему за какие-то 30-40 лет люди полностью забыли об этом кладбище?

Когда я пришел в Березовую рощу в первый раз, не было ни одного целого креста или надгробия: только редкие остатки виднелись кое-где в зарослях. В тот же год я познакомился с настоятелем церкви Всехсвятского подворья отцом Сергием, который тоже заинтересовался этой темой. С тех пор я задался целью максимально собрать сведения о людях, похороненных на Кукуевском кладбище.

-7

В Сергиевом Посаде как таковых архивов нет, но есть свой архив в Троице-Сергиевой лавре. Там, в частности, находятся сканы метрических книг за середину и конец XIX века, оригиналы которых хранятся в Москве. Доступ к ним для обычного человека закрыт, но, к счастью, мой друг в то время как раз писал дипломную работу, связанную с церковной тематикой, поэтому ему разрешили поработать в архиве Лавры. Он смог переснять для меня сканы метрических книг с именами людей, похороненных на Всехсвятском кладбище. Архивные сведения охватывали только 1877 и 1878 годы, но и это было прекрасное начало: я узнал сразу десятки новых фамилий! Метрическая книга – это, по сути, журнал, где рукой писаря, дьячка или самого священника записано, когда и от чего умер человек, кто его отпевал, и где усопший был похоронен.

На тот момент в моем списке было всего лишь несколько имен, но я понимал, что это крохи. Эти первые имена я узнал из краеведческих книг, и, в первую очередь, из книг нашего замечательного местного краеведа Татьяны Николаевны Шпаньковой. Она выпустила серию книг "Прогулки по родному городу".

Я дал объявление в одной из местных газет, и это оказалось очень действенным способом. В течение первой же недели после публикации мне позвонили около 10-15 человек. Они рассказывали мне о своих дедушках и бабушках, похороненных на Кукуевском кладбище, называли фамилии, имена, отчества. Всю эту информацию я добавлял в свой список.

-8

Одна пожилая женщина рассказала, что до войны ее семья жила в постройке рядом с Кукуевской церковью. Храм был закрыт в 1938 году, и в его здании в разные годы размещались общежитие, гараж, механические мастерские, филиал трикотажной фабрики "Весна"… Женщина запомнила множество могильных холмов, причем не в самой Березовой роще, а с южной стороны церкви, где сейчас расположена автостоянка.

Историческая территория Кукуевского кладбища – это не только тот участок, который находится в Березовой роще. Площадь кладбища была больше. Погост состоял из трех частей. Первая часть "монастрыское кладбище" находилась непосредственно в ограде церкви, и хоронили здесь только знатных горожан, монахов и священнослужителей. На второй части кладбища "мирском кладбище" погребали обычных жителей города и других мест. Это и есть современная Березовая роща. Была и третья часть – так называемое "безымянное кладбище", которая располагалась на месте современной стоянки. Даже крайние дома Северного тупика тоже занимают часть безымянного кладбища. Существует немецкая аэрофотосъемка Загорска 1941 года, на которой отчетливо видна изначальная территория кладбища, в том числе и "безымянного" участка.

Краевед Константин Александрович Филимонов считает, что участок называли "безымянным", потому что на нем хоронили приезжих лиц и паломников, скончавшихся в странноприимной больнице и богадельнях. У таких людей на момент смерти не находилось родственников, готовых забрать тело, о них не было никаких сведений. Безымянная часть, естественно, быстрее других была забыта и заброшена.

Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов
Профессор Московской духовной академии Александр Петрович Голубцов

Сохранились свидетельства старожилов и об особых участках кладбища: детском и татарском. Жительница Гражданского поселка Людмила Сергеевна Пролетарская рассказывала мне, что в Березовой роще ближе к оврагу находился татарский участок. Девочкой она случайно стала свидетелем, как там хоронили человека по мусульманскому обычаю: без гроба, завернутого в ткань и в сидячем положении.

В 1930-е годы стали говорить о том, что кладбище будут закрывать. Людям предложили перезахоронить родственников на новом городском кладбище в Северном поселке. Часть останков действительно перезахоронили, но этот процесс длился вплоть до 1960-х годов. И в 1950-х годах в Березовой роще можно было увидеть, как люди перезахоранивали прах родственников.

Последние захоронения сделаны на Кокуевском кладбище, видимо, в 1936 году. Умерших тогда уже хоронили не в отдельную могилу, а только подзахоранивали к кому-то из родственников. В моем списке сейчас 1138 имен, и 1936 год упоминается последним. Причем официальное постановление о закрытии кладбища вышло в 1935 году. Если брать среднее количество людей, похороненных за год согласно данным нескольких метрических книг, всего на кладбище должно быть не менее 3500 могил. А скорее всего, могил намного больше.

-10

Сам я ни разу не был участником или свидетелем, когда находили старый крест или надгробие. Этим занимался прихожанин Всехсвятской церкви Леонид Банишев. С благословения отца Сергия он занялся несколько лет назад расчисткой зарослей Березовой рощи. Когда я познакомился с отцом Сергием и Леонидом, мы негласно разделили обязанности. Я занимаюсь именно теоретической частью: списком фамилий, историческими документами. Леонид и отец Сергий взяли на себя труд приводить в порядок рощу. Они находили остатки памятников, устанавливали кресты.

За все время были найдены единицы старых памятников. Одним из первых нашли памятник купца Федора Алексеевича Наумова-Кубышкина (ум. 1901). Плита, правда, была в поврежденном виде: углы и красивые элементы декора сбиты. Этот памятник был обнаружен не на земле, а позади церкви, в овраге, куда раньше скидывали мусор. Там же был найден памятник купчихи Домны Петровны Овчинниковой (ум.1859), а также несколько кованых чугунных крестов, на которых тоже есть неразборчивые надписи.

После расчистки территории кладбища от старых деревьев и поваленных веток, могилы-холмики очень легко стали просматриваться на местности. Отец Сергий принял решение поставить у холмиков символические безымянные кресты. Пусть кладбище считается давно закрытым, а современники ничего о нем не знают, но каждый холмик – это реальные могилы. Их никто специально не насыпал: ни отец Сергий, ни Леонид.

Профессор духовной академии Петр Иванович Казанский
Профессор духовной академии Петр Иванович Казанский

По пальцам одной руки можно сосчитать могилы, где захоронения четко локализованы. Например, несколько лет назад мне позвонили и сказали, что могут точно показать могилу родственника. Эти люди не только указали место, но сами установили железный крест и табличку с именем. Есть ряд современных крестов на Кукуевском кладбище, которые установили сами жители на могилах предков.

Александр Петрович Голубцов (1840-1911) – ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре литургики и церковной археологии, доктор церковной истории. Был даже установлен крест с фотографией профессора. В книге "Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом", написанной потомком А. П. Голубцова, опубликована фотография его могилы 1911 года. На снимке запечатлены большой холмик, пышное убранство, молодые березки. Одно время даже казалось, что мне удалось определить точное место могилы. Однако спустя сто лет эти березы стали огромные и трухлявые, многие давно упали. Один из потомков Голубцова еще в середине 1980-х искал могилу предка, отсчитывая шаги от калитки существовавшей тогда ограды здания церкви. Но все же я не могу на сто процентов утверждать, что под крестом с фотографией Голубцова находится именно его могила.

По мере сил пытаемся сохранить память об этих людях. Кто сейчас вспомнит П. И. Казанского, А.П. Голубцова или резчика-миниатюриста Ивана Семеновича Хрустачева? Локализовать могилы сложно. Даже основательный, выше человеческого роста, мраморный памятник купца Павла Николаевича Боровягина не удалось найти, хотя я много раз ходил по местности с сохранившимися фотографиями его могилы 1930-х годов.

-12

По свидетельству старожилов из Гражданского поселка, в 1960-х годах оригинальные дореволюционные памятники уничтожались. При бывшей церкви построили мастерскую по распилу гранита, и старинные памятники снимали с могил и пилили на более мелкие части. Из одного большого куска гранита делали 3-4 изделия меньшего размера. Таким образом, я предполагаю, что в конце 1950-х – 1960-х годах кладбище и перестало существовать как таковое: была утеряна его историческая часть. Остались просто крохи.

Есть люди, кому кресты в роще не нравятся. Они привыкли к тому, что это просто роща, а холмиков никто в зарослях раньше не замечал. Но ведь каждый крест – это человек, когда-то родившийся, у которого было свое горе и счастье, были дети, внуки… Он умер, его похоронили, и забыли. Может быть, частокол из крестов и выглядит отчасти жутковато, но это всего лишь малая часть тех людей, от которых осталась хотя бы могилка. Так что мнения разные: кто-то говорит, что привык выгуливать в этом месте собак, готовить шашлыки...

Хотя кладбище было закрыто, но на его месте так и не сделали официальную прогулочную зону или парк. Это просто роща. При этом остались в живых люди, которые непосредственно помнят конкретное место погребения своего родственника. Когда я бываю там, часто вижу, что обновляется крест, лежат свежие цветы.

-13

В церковь два-три раза в год обращаются люди, нашедшие информацию, что на Всехсвятском кладбище похоронен их предок. Они ищут сведения в интернете, выходят на мои записи, потом приезжают к отцу Сергию, просят помочь найти могилу. Есть люди из Москвы, Одинцово, Коломны и других подмосковных городов, чьи предки похоронены в Сергиевом Посаде на бывшем Всехсвятском Кукуевском кладбище. В последнее время интерес к семейной истории возрос, и потомки стремятся посетить место захоронения своих родственников, пусть иногда это и символическая могила.

Энтузиасты восстановления Всехсвятского (Кукуевского) кладбища будут благодарны за любую новую информацию о кладбище и о погребенных на нем.

  • Пащенко Алексей: 8 (925) 816-64-37, эл. адрес: oreshek76@mail.ru
  • С полным списком погребенных на Кокуевском кладбище можно ознакомиться по ссылке.