Есенин – это имя, визитная карточка России! Как Александр Невский, Юрий Гагарин, Владимир Высоцкий, Валерий Харламов… Горели они ярко! Ох, как ярко! Освещали дорогу нам, потомкам, в непростые времена…
Подробная рецензия "Есенин - рыжее солнце России" на это 6-е издание замечательной книги ЖЗЛ. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Куняевы) написана мной 10 лет назад, в 2015-м.
В этом отзыве приведу лишь некоторые фрагменты из моей той первой рецензии:
Прочитав книгу, начинаешь понимать, какое давление оказывали на поэта руководители революционной-1917 и постреволюционной России: Троцкий (Бронштейн) и, позднее, Луначарский. В выступлениях на литсъездах, в газетных статьях того времени партжурналистов и литчиновников было много нападок, осуждения и очернения крестьянских поэтов : Есенина, Клюева, Клычкова, Ганина, Орешина…
Есенину прощали многое, любовь к нему была всенародной. Равно как влияние его на поэтов и литературу новой России в целом. Он был на голову выше всех! Солнце его поэзии незакатно. Вечное оно, как Правда, как Любовь!
Если в двух словах, то скажу так: «Радостно и легко!» Авторы сделали большое дело: рассказали правду не только о поэте, но и правду о времени, в котором довелось жить поэту. Непростом времени, переломном.
Главное достоинство труда – окончательное развенчание мифа о самоубийстве поэта.
В которое не верили ни мать Сергея – Татьяна Фёдоровна, ни родные сёстры Катя и Шура, ни священнник Константиновского прихода Иван Смирнов, венчавший родителей поэта, крестивший поэта и позже служивший панихиду по убиенному рабу Божьему Сергею, ни Анна Изряднова, первая жена поэта, через всю жизнь пронёсшая любовь к мужу и, впоследствии, много сделавшая, чтобы очистить, обелить память о Сергее от грязи и скверны, ни Зинаида Райх – вторая жена, подарившая мужу двух очаровательных деток – ангелочков… Список можно продолжать долго. Не верил в самойбийство поэта и я. Не мог поверить, что «Божья дудка», поэт, которого «сам Господь поцеловал в маковку», как сказал Сергей Безруков, мог наложить на себя руки. И правда восторжествовала! Спасибо вам, уважаемые авторы, и низкий земной поклон.
Куняевы не сгущают краски, без лишнего эмоционального окраса, спокойно, взвешенно излагают архивные документы, факты биографии, события и даты хронографии поэта, дают свои комментарии.
Второй значимый плюс книги. Названы поимённо все сподвижники и соратники Есенина – поэты «крестьянской купницы», которых также не пощадило время.
Цитата из книги: «Растреляны Клюев, Клычков, Орешин, Ганин, Иван Макаров, Наседкин, Иван Катаев, Иван Приблудный, Павел Васильев, Иван Касаткин. Вместе с ними погибли два самых заметных рабочих поэта той эпохи – Кириллов и Герасимов… Растрелян товарищ есенинской юности Леонид Каннегисер…» В 1924-м отравлен друг Есенина поэт Александр Ширяевец… Поэтов, переживших эпоху, друзей-товарищей Есенина остались единицы: Рюрик Ивнев, Алескандр Кусиков, Пимен Карпов, Павел Радимов, Василий Казин…
Соратники «вербного отрока» не просто названы. Приведены фрагменты их биографий, переписки с Есениным, обозначена их гражданская и литературная позиция на переломе красноогненных лет.
Процитированы строки их патриотических стихов, протоколы их задержания… Четко прописаны обстоятельства, сопутствующие или определившие гибель поэтов.
Прочитав книгу «Есенин», проступает чётко то общее, нераздельно спаянное, что роднит всех поэтов, убитых с 1918-го по 1943 год (в 1918-м Леонид Каннегисер, в 1943-м Владимир Кириллов). Это истинный патриотизм, неравнодушие и живая боль за будущее страны. Это любовь к земле, деревне, простому труду, воспевание русских традиций, русской народной культуры.
Третий плюс книги вытекает плавно из первых двух. Итак, мы поимённо знаем всех крестьянских поэтов. Знаем их судьбы, творческий путь, историю гибели… Если пойти от обратного, собрать воедино факты и документы и озадачиться вопросом «Кому это выгодно?», то станет ясно, кто убивал поэтов-крестьян и за что.
На первый вопрос «Кто убивал?» ответ простой – враги и недоброжелатели России.
Травля Есенина, давление на него партийного и чиновьичьего литературного аппарата, начавшееся слежкой в 1913-м не прекращалось. Оно возрастало с ростом популярности Есенина, вплоть до его убийства. Провокации, планируемые с целью вовлечения в них поэта, заканчивались порой скандалами, а иногда, и дракой. Цель? Очернить Есенина, сделать из него антисемита и человека, неугодного властям…
Сергей Александрович выступал и боролся не против евреев, а против руководителей всех рангов, уводящих Россию от крестьянских, русских, славянских корней, от земли, навязывающих новую литературу и культуру – красно – «железную», Пролеткультовско – РАППовскую. А среди руководителей новой революционной России были, в основном, евреи. Факт документально подтверждённый. А среди окружения поэта последних лет жизни – литераторов, навязывающихся в собутыльники, жаждущих примазаться к славе народного крестьянского поэта, среди потерпевших и милиционеров, подписавших дела тех лет, где обвиняемый – Есенин (а всего на поэта было заведено 13 (!) уголовных дел, так, вообще, почти 100% - люди с "земли обетованной"…
Ответ на главный вопрос: «Зачем убили Есенина?», а также Клюева, Клычкова, Ширяевца, Ганина, Орешина, Васильева…?» прост: Потому что Есенин и все крестьянские поэты-писатели и есть Отечество! Отчизна. Вотчина. Отчина. Они – кровь и крест русского народа – кровная связь прошлого с настоящим и будущим!»
После 1925 года перестали печатать Есенина, Клычкова, Васильева… Последней «ласточкой» можно считать книгу Клюева «Изба и поле», изданную в 1928-м. Стихи убить нельзя. Они – живые, как жизнь России! Через 30 (Есенин), через 50, и даже через 60 и 70 (Ходасевич) лет стихи убитых и эмигрировавших поэтов воскресли. Максимилиан Волошин, по-моему, предсказывал, что потомки будут изучать историю не по учебникам, а по стихам и прозе. Так оно и оказалось! Почитайте Ахматову, Гумилёва, Волошина, Мандельштама…
ТРИ МОИХ НЕСОГЛАСИЯ С АВТОРАМИ КНИГИ
Первое.
Как человек, воспитанный родителями в патриотических, а не в интернациональных, сиречь обезличенных, аморфных традициях, я разделяю точку зрения многих других людей, что между Есениным и Клюевым никаких других отношений, кроме литературных, творческих, дружеских не было! И быть не могло! Тема нетрадиционных сексуальных предпочтений русского «поддонного» поэта Клюева была привнесена в историю литературы позже. Много позже. Когда были физически уничтожены очевидцы того революционного времени, соратники, друзья и литературоведы – патриоты. Все, кто мог, и обязательно! бы вступился за честь Клюева.
Хула и клевета на Клюева исходила от Бениславской, позднее – от Устиновых, Вронского…
Второе моё несогласие:
О предсмертной записке , якобы написанной поэтом собственной кровью.
Кровопускание, жертвоприношение – это элементы ритуальных убийств, совершаемых масонами, сатанистами и другой нечистью – нелюдью. Недоброжелателей и(или) врагов России, цель которых – уничтожить Россию, сломить её дух, русских – сделать рабами и установить в РФ тотальное господство т.н. мирового финансово-промышленного клана орденского типа. Что тут скажешь! Восточные славяне никогда не были рабами! Это раз. Россия есть Престол Господень! Это два! А что есть «это три», додумайте сами...
Уважаемые Станислав и Сергей!
Я не знаю на чём основана мысль, что Сергей Александрович и раньше писал стихи кровью.
И второе: что Есенину, как поэту, свойственна некоторая горячность. Родилось, дескать, вызрело в мыслях стихотворение, значит его надо сразу же перенести на бумагу? Иначе, мол, забудется. Не забудется. Этим то и отличаются поэты от авторов. Сергунь, как его называл Анатолий Мариенгоф, читал стихи по памяти. Даже будучи поддатым, как говорят в народе. Как тут не вспомнить Евгения Евтушенко: «При каждом деле есть случайный мальчик, / ему талант природа не дала…» Это я про тех, кто читает по бумажке. А Сергей Есенин не писал стихи, " а выдыхивал" их, как сказал поэт Ник. Доризо.
Первое утверждение, что Есенин, мол, и раньше писал кровью – заблуждение. Дар поэта – Дар Неба! Герой книги Куняевых был поэтом наднационального, надземного уровня. Такие никогда не пишут кровью. Кровопускание – обряд сатаны и его адептов – сектантов и пр. Сергей же до 5-ти лет воспитывался в доме Титовых, у бабушки. Где пелись древнерусские духовные стихи. У Есенина – бабушка истинно верущая, у Клюева – мать плачея – плакальщица, знавшая около 6-ти тысяч духовных стихов, псалмов, песен, преданий, былин, у Пушкина – няня Арина Родионовна… Паззл -то складывается праведно!
Второе утверждение, что якобы поэту надо было сразу записать родившееся стихотворение на чём попало чем попало. Возможно даже кровью. Нет !!!
«Все живое особой метой отмечается с ранних пор,/если не был бы я поэтом…» Я очень люблю это стихотворение. Визитную карточку «С. Есенинъ», в некотором роде. Нестираемая ничем, даже временем, мета Есенина – Дар поэта.
Стихи – они живые, как дети. Это плоть от плоти . Стихи живут в голове и сердце, потому они запоминаются. Если же не запоминаются, то это не стихи вовсе, а тексты. Мертворожденные младенцы. Синенькими их ещё называют. Иных отшлёпывают – оживают. А иных…
Основы характера человека, образа и, отчасти, таланта закладываются до четырёх – четырех с половиной лет. Это возрастная физиология. Великий Иван Павлов руку к ней приложил, окропил мабуть. Детство златокудрого сорванца было набожным – бабушка таскала мальца по монастырям, прикладывала к мощам нетленным. Любовь, почитание, граничащее с благоговением, а позднее, просто уважительное отношение к молитве он пронёс через всю жизнь. «Горько мне, что я в Бога не верил».
Вспомним последние дни земной жизни поэта. Перед роковой поездкой в Питер, в декабре 1925-го. Выделим позитивные моменты.
Первое.
Заключен договор с Госиздатом о печатании Собрания сочинений в 3-х томах. Огромная радость поэту!
Второе:
завершено редактирование, правка содержания трёхтомника. Радость и услада!
Третье.
Сформировался план содержания журнала «Россияне»/ «Вольнодумец»/ «Поляне». Составлен-набросан список поэтов и писателей, представителей и певцов крестьянской России. Для поэта – патриота сие радость запредельная!
Четвёртое.
Зрелость Есенина, как гражданина и поэта. Творческий подъём – взлёт. За последний год –два сколько шедевров русской поэзии создал «последний поэт деревни":
- Над окошком месяц…
- Я красивых таких не видел…
- Ты запой мне ту песню,что прежде…
- Каждый труд благослови, удача…
- Руки любимой –пара лебедей…
- Эх вы, сани. А кони, кони…
- Синий туман. Снеговое раздолье…
. . . . . . .
Перенесёмся в далёкий 1925-й год. Канун Рождества! Новый Год на носу! Питер! Родной! Дружище! Скандальная и завистливая Москва позади. Когда-то Санкт-Петербург встретил рязанского паренька по-доброму. Слава Богу и Блоку!
Слава Городецкому.
Слава Аверьянову(первому издателю «Радуницы»).
Скоро напечатают трёхтомник. Здорово! Вот брат Пушкин возрадуется-то! Возьмусь за журнал «Поляне», о крестьянской России. Деньги есть. Госиздат аж 10 тысяч отвалил за трёхтомник. Спасибо Васе Наседкину – выхлопотал. Наконец-то тучи разомкнулись… Никто не мешает…
И что? После такой вот радужной весьма картинки резать руки и писать кровью??? Подстроено всё это. От лукаваго. Спланирована пакость-мерзость заранее недругами, распределены роли, актёришки подобраны…. Главная цель действа – замаскировать убийство поэта под самоубийство. Как бы самоубийство. Любимое словечко авторов чёрного сценария «как бы»…
И, наконец,
третье моё расхождение с книгой. Оценку таланта поэта ли, писателя ли, художника ли даёт время, история, память людская… Умалять литературные заслуги, приземлять дарование Маяковского и Пастернака, корректно ли это? Пусть даже неяркими штрихами – мазками, фрагментарно…
Я очень даже понимаю Куняевых отдать дань уважения поэту, разделяю сыновнюю любовь к рязанскому иноку-ходоку… Но!
Маяковский наряду с Блоком и Есениным олицетворяют революционную эпоху и литературу. Навеки эта русской тройке тянуть карету поэзии Серебряного века. Они впаяны – вкраплены в ту красноогненную полосу российской истории, будь она неладна.
Пастернак же – лауреат Нобелевской премии. Он признан мировым сообществом «де факто».
Многоуважаемые братья – словотворцы, отец и сын Куняевы!
На мой провинциальный взгляд, в некоторых местах вы чуть сгустили краски, характеризуя современников поэта.
Ещё. Даже некоторые цитаты из документов-подлинников, пусть правдивые, спору нет, кажутся мне излишними.
Давайте будем стараться-беречь образы поэтов такими, какими их отшлифовала-отшлиховала река-драга времени. Остается в памяти лучшее, истинное. Наносное, второстепенное отпадает…Маяковский. Пастернак. Бедный… Асеев, Фадеев, Тихонов…Кто злодей? Кто герой? Правду народ должен знать, но без второстепенных деталей, которых Предание предало забвению. Кто из нас без греха?
Лично я простил всех иуд, включая заказчиков и убийц поэта.
«Господи прости люди твоя, ибо не ведают, что творят»
В тему, думается, приведу слова племянницы Есенина: «А как относятся родственники поэта по поводу возможной эксгумации тела поэта, чтобы опровергнуть версию самоубийства?» «Не надо будить спящих», - сказала она.
Подводя окончательный итог от прочтения книги «ЖЗЛ. Сергей Есенин» ставлю им 10 баллов из 10-ти возможных. Тут и «тройной тулуп», и «штопор», и «бочка»…Истина по-русски! И интрига присутствует, и тема раскрыта, и напереживаешься вволю! Книга написана доступным языком. Спасибо вам, уважаемые авторы, и низкий земной поклон!
Ощущение лёгкости и радости не расеялось! И, Сергей Александрович, взволнованно, искренне, с блестинкой русской, вспыхнувшей в глазах, читает родное и вечное:
« О Русь, взмахни крылами!
Расправь былую крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь!»
Читает живой, огненно-росный, наяву, точь в точь, как на памятнике ему в Рязани работы А. Кибальникова. По грудь в земле, а сердце горячее, руки чистые и голова светлая – над землёй… Читает самозабвенно! С верой в будущую, светлую, крестьянскую, новую Россию…
И светит нам РЫЖЕЕ СОЛНЦЕ РОССИИ ярко и радостно… И светить ему вечно!
Моя рецензия написана 5 мая 2015г.
Ответ Ст. Ю. Куняева на мою рецензию "Рыжее солнце России"
26 окт. в 15:05
Наш современник <n-sovrem@yandex.ru>
Кому
Юрий Ильин <vsibir2015@yandex.ru>
Дорогой друг!
Наша книга "Есенин" впервые вышла в 1995 году, к столетию со дня рождения
поэта. С тех пор она 12 раз переиздавалась в разных издательствах, в том
числе 8 раз в "Молодой гвардии". Ваша же чрезвычайно эмоциональная, а в
некоторых местах и крайне любопытная статья, написана так, как будто бы книга только что вышла впервые. А ведь о ней уже написаны десятки статей, и книга стала самой популярной книгой из серии "ЖЗЛ". Многие авторы писали о ней
и в "Нашем современнике". Поэтому печатать Вашу статью как некое "открытие" для читателей книги о Есенине и повторять многое, что было об этой книге сказано - право, мне и неудобно в своём журнале и не нужно. Тем не менее,благодарю Вас за искренность и за любовь к Есенину.
Ст. Куняев