Найти в Дзене
Godlike_Goblin

Nostalgility. Ты помнишь, как всё начиналось? Часть 7. ПК

Дароу!

За прошлый год, в рамках Nostalgility, удалось буквально бегом пробежаться по теме того, как видеоигры проникли к нам в страну. Вспомнили ранние и поздние советские ПК, 8-ми и 16-ти клоны популярных игровых приставок и остановились на первой PS. В целом эту четверку: Spectrum, Dendy, Mega Drive 2 и PlayStation можно обозвать четырьмя «всадниками отечественного игропокалипсиса». Все они, в той, или иной степени, поменяли отношение к видеоиграм и открыли им путь в наши сердца. Как бы высокопарно это не звучало.

Теперь же настало время двинуться дальше, но перед этим хотелось бы сделать последнюю остановочку. Перед основным циклом, сосредоточенным уже на отдельных играх. Сегодня речь пойдет об еще одной важной игровой платформе. Пожалуй, самой важной из всех, на территории нашей страны – персональных компьютерах. PC, кстати, тоже можно причислить именно к первой игровой волне игроизации страны, ведь захват аудитории они начали все в тот же период с середины 90-х. Но в этот рассказ будет совсем немного историчным и немного основанным на личных воспоминаниях.

В отличие от России и СССР, остальной компьютерный мир начал переворачиваться еще в начале 80-х. Когда в 1981-м году компания IBM представила свою линейку массовых компьютеров IBM PC. От конкурентов они отличались открытой архитектурой. Возможностью свободно разрабатывать периферию и ПО, без лицензий от IBM. А еще наличием BIOS и операционной системы MS-DOS. Забавно, но выпуская свою новинку на рынок IBM или не озаботилась патентами, или забыла о том, что надо бы их сделать и подражатели не заставили себя ждать.

IBM PC
IBM PC

Не буду вдаваться в подробности, как это происходило, но со временем IBM PC-совместимые «машины», выдавили практически всё компьютерное многообразие 80-х, оставшись один на один с более элитарными компьютерами Apple. Не считая совсем уж нишевые вещи, конечно. Говоря крайне грубой формулировкой, даже сейчас мы, в большей степени, пользуемся осовремененным IBM PC-совместимым железом. Только упоминание IBM их этой формулировки постепенно выветрилось, сократившись просто до PC. Да и сама IBM перестала заниматься железом.

После популяризации IBM PC-совместимого железа, что помогло его какой-никакой стандартизации. ПК начали всё чаще рассматриваться как игровая платформа. Не в последнюю очередь и благодаря появлению более продвинутых графических адаптеров, а также возможности использовать CD-диски. В 90-е компьютерные технологии стремительно рванули вперед. Появилась открытая всемирная сеть. Intel выпустила свои первые Pentium’ы. Microsoft запилила Windows 95. Со второй половины 90-х началось активное распространение уже 3D ускорителей. То есть в сегменте домашних компьютеров появилось всё, для комфортного и разнообразного гейминга.

Понятное дело все эти технологии добрались и до России, открывшей свои границы для новых веяний. Хоть и с небольшим запозданием. Но, как и полагается, цены были слишком высоки, особенно для нестабильных 90-х, когда страна переживала одно потрясение за другим. И если 8-ми битные приставки, преимущественно китайские, могли позволить едва-ли не все, то покупка домашнего ПК, была неосуществима для многих.

Тем не менее возможность прикоснуться к недоступному железу была практически у каждого, так как в конце 90-х и начале 00-х появилось такое явление как компьютерные клубы. Быстро расцвело и практически также быстро угасло к концу нулевых, когда ПК стали в разы более доступными. Про них уже было многое сказано другими, накину своих воспоминаний и я. Отношение к таким местам варьировалось от пугающего, до сакрального. И в моём случае чаша весов больше склонялась в сторону первого.

В клубах моего города была плюс/минус такая атмосфера
В клубах моего города была плюс/минус такая атмосфера

В моём небольшом городке, в нулевые, было аж три игровых клуба. Один в застенках единственного, на то время (сейчас то вообще нет), книжного магазина, где можно было поиграть исключительно в приставки. Второй в здании городской библиотеки. И третий, самый популярный, был в соседнем помещении с магазином, торгующим компьютерами. Каждый из них мог похвастаться самым разношерстным контингентом из пацанов. Среди которых, естественно, находились и более старшие, скажем так – «сборщики дани».

И вот эти вот «товарищи» были как раз-таки самым большим минусом подобных заведений, который отпугивал и меня, и мое ближайшее окружение. Так что по компьютерным клубам мы ходили не часто, а если и шли, то группой человек в пять минимум. Да и даже если не брать это в расчет, сидеть и играть, под взглядами десятков наблюдателей, каждый из которых норовил рассказать, как неправильно играю тоже выглядело как такое себе удовольствие. Ну и так уж повелось, что мне больше нравилось спокойно рубиться в «Сегу» или «Денди» дома. Хотя и пару приятных историй про компьютерные клубы я тоже могу вспомнить.

Извините, не смог удержаться, всегда угораю с этого мемаса
Извините, не смог удержаться, всегда угораю с этого мемаса

Не в пользу таких клубов играло еще и то, что в где-то в конце 90-х у меня уже был собственный компьютер. Не знаю уж каким чудом, но мама, через своего начальника, умудрилась купить домой комп, списанный из какого-то московского университета. Точно не помню, но это был год 1998-й или 1999-й. Зато прибытие нового чуда техники помню, как сейчас. Привезли его домой в пятницу, поздним вечером, уже после 23:00. Сразу же установили и включили мне первый Quake. Сказать, что я был в шоке от графики, эт прям ничего не сказать. После каждого пройденного уровня бегал к родителям, хвастаться, что я прошел, пока они пили чай на кухне.

Quake
Quake

Но счастье моё, в тот вечер, продлилось недолго, вскоре меня погнали спать, так как в субботу нужно было в школу. Все мои мольбы о том, чтобы завтра туда не ходить, естественно были проигнорированы. В школу пришлось идти, а затем еще и ждать вечера, пока мама вернется с работы, так как самому компьютер включать было страшно. Quake, как ты понимаешь был затёрт до дыр и вскоре встал вопрос о том, чего бы купить дальше. В ближайшем магазине с дисками было куплено сразу два какой-то футбол (точно помню, что не FIFA) и сборник стратегических боевиков, в который вошли две части Uprising, Battlezone и Machines.

И вот тут я столкнулся с первыми сложностями. Ни одна из этих игр не заработала. Оказалось, что просто вставить диск в компьютер и поиграть, как это было на приставках, нельзя. Игры еще нужно было устанавливать. Я попробовал, но несмотря на то, что игры установились, поиграть в них не вышло. Комп тупо не тянул, новинки. Морочится с этим я тогда не стал. Просто иногда играл в Quake, а основное время проводил за «Сегой». Периодически заглядывая к другу, у которого появился более мощный комп, на котором мы по очереди рубились в Soldier of Fortune. Наверное и сейчас первый уровень, в метро, могу с закрытыми глазами пройти.

-8

Так продолжалось до 2004-го. В этот год, как раз перед поступлением в техникум, мне купили уже новенький ПК с Win Xp. Затем чуть позднее подключили интернет. Всё это естественно для «учебы». И вот уже на нем я начал постигать все прелести компьютерной грамотности, в том числе установку игр, драйверов, вирусов и даже переустановку операционки после них. Честно сказать по железу я сейчас и не вспомню, что было внутри, но процессор был семейства Celeron, эт точно.

Вот так вот происходило моё знакомство с ПК. А как было у тебя? Делись в комментариях историями о своем опыте с ПК и о походах в игровые клубы.