Найти в Дзене
Глобальная История

Мераб Мамардашвили о философии и человеческом усилии быть.

Мераб Мамардашвили (1930 – 1990 гг) – один из самых ярких и самобытных философов советского периода, сумевший предложить множество оригинальных философских идей и интерпретаций, в условиях общей догматичности, свойственной советской философии. Сегодня мы поговорим о нескольких идеях, изложенных в книге «Лекции по античной философии», а именно в «Лекции 1», в которой в целом Мамардашвили говорит о философии, памяти, тексте и усилии быть, которое и делает человека человеком. Данная тема, про Мамардашвили, надеюсь, будет иметь тенденцию быть продолжена в следующие дни.

Приступим.

В согласии с Мамардашвили (Лекции по античной философии), нужно понимать, что всякий значимый текст, сохраненный историей, или предназначенный для сохранения, как нечто конструктивное, способное формировать. Текст (речь идет, прежде всего идет о философском тексте, но аналогично можно говорить о текстах религиозных, или принадлежащих художественной традиции), собственно, конструирует самого человека. Изливая некую (до того еще не оформленную) мысль в письменный текст - автор его, тем самым, осуществляет работу самосозидания; обращаясь к некоему тексту, уже существующему, мы можем понимать его именно в таком ключе. Мамардашвили указывает, что коль скоро мы сообщаемся с философским текстом, речь должна идти не о пустой учености, а о тексте-знаке самосозидания отдельной личности; а совокупность текстов - культура - есть дело (и знак) самосозидания человечества как целого.

-2

Мамардашвили говорит о том, что содержание древних философских теорий (а равно, полагаю, и мифов) невозможно актуализировать если рассматривать их с точки зрения содержания, как представлений о мире. Но эти же теории оказываются актуальны и современны (и отнюдь не стары, и не примитивны) если рассматривать их (тексты) как работу по самосозиданию человека. Они не столько описывают мир (в этом смысле с нашей точки зрения они и правда ошибочны), но дают вырасти самому человеку, приподняться над собой вчерашним и принять своему читателю участие в постоянно возобновляющемся деле самосозидания человечества

-3

Мамардашвили верно указывает, что человек есть, постольку поскольку он хочет быть. Грань бытия и не-бытия в человеке тонка, и потеря человеческой бытийности и есть соскальзывание в небытие; человек, равно как и все человечество в целом, постоянно ведет (ведут) работу по самосозиданию. В этом смысле всякий акт бытия человеческого будучи наполнен со смысловой точки зрения (тем паче напрямую - выражен в тексте), пребывает в бесконечности; с ним оказывается возможно соприкоснуться; напитаться им и тем самым вновь встроить его, если он был изолирован в общее дело самосозидания человечества, которое осуществляется и в тебе - конкретном человеческом существе, в тот момент когда ты соприкасаешься с текстом.

Желание быть может держаться лишь на постоянно возобновляемом усилии; и сродство со "старым" текстом мы обретаем именно в родственности усилия, а не в релевантности содержания текста нынешнему знанию

Культура, философия, текст - все это сохраняет определенные состояния, защищает мысль (состояние мыслимости) от хаоса, забвения. Точно так же поступает (но не субъектно) искусство и миф. Миф называется по Мамардашвили первой "человекообразующей машиной". Философ указывает в первой лекции по античной философии: "Помнить - искусственно; забывать - естественно". Отсюда и возникает потребность в постоянно возобновляющемся усилии быть - быть человеком, быть мыслящим; всякое завоевание нашей мысли необходимо постоянно утверждать, спасая его от забвения. Тоже самое происходит с точки зрения гуманистических приобретений человечества, как целого.

-4

Мамардашвили вводит понятие "Умного бытия", именно к впадению в это умное бытие, нас побуждают миф и философия. Это бытие как бы сверх нашего обыденного бытийствования, там есть смыслы, оно избавлено от хаоса и распада, там есть память. Человек может обрести в философах прошлого своих современников ровно в той мере, в которой он способен превзойти себя, вырвать себя из рамок своей повседневности (которая по сути может трактоваться как небытие) и вкинуть себя в это умное небытие. Так же интересной является мысль Мамардашвили (в самом конце первой лекции по античной философии) о том, что мир мифа был исполнен для человека понятностью, а наука и философия рождаются из осознания мира, как обители не-понятного.

Понятно или не-понятно, что с них – философов возьмешь, пусть себе: самосозидаются.