15 декабря в Керченском проливе произошла ужасная экологическая катастрофа: в шторм попали и потерпели крушение два танкера с мазутом — «Волгонефть 239» и «Волгонефть 212». Эти суда перевозили почти 9,2 тысячи тонн мазута, и почти 40% нефтепродуктов оказалось в море.
В ночь с 16 на 17 декабря Чёрное море начало выбрасывать мазут на пляжи от Волны до Анапы. Особенно пострадали участки побережья от Благовещенской до Джемете.
Эта катастрофа — трагедия, о которой можно много писать. Однако я хочу сосредоточиться на другом — на перспективах купального сезона на побережье Анапы и Таманского полуострова в 2025 году. И, исходя из текущей ситуации, перспективы эти не самые радужные.
Волонтеры активно участвуют в очистке пляжей от мазута, хотя местные администрации помогают, 24 декабря сообщалось, что Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту недостаточных мер по ликвидации последствий разлива мазута в Краснодарском крае, по результатам проверки, скорее всего, можно будет говорить о том, что местные власти проявили халатность и бездействие в начале катастрофы. После катастрофы сначала объявили ЧС муниципального характера, затем — краевого, и только потом ввели федеральный режим ЧС. Хотя власти не могли не знать о последствиях разлива 4 тысяч тонн мазута, они не сразу задействовали федеральный уровень реагирования.
«Затянули. Хотя уже 15-го числа, в день крушения, было понятно: авария серьезная», — подчеркивает в комментарии РИА Новости директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
В первую неделю волонтеры сообщали, что мешки с загрязненным песком никто не вывозил. Они обращались за помощью в соответствующие службы, но никто не приезжал. Мешки пролежали несколько суток, и топливо разъело их. Всё стало вытекать обратно в грунт. Затем штормом их унесло в море, и побережье пришлось чистить заново.
Такие сообщения мы читали в новостях в декабре и низкий поклон нашим волонтёрам, которые лопатами собрали тысячи тонн загрязненного песка и продолжают это делать. Но подход местных властей и масштабы катастрофы не вселяют уверенности в полной ликвидации последствий к лету 2025 года.
Осложняют ликвидацию последствий разлива и свойства самого мазута. Бензин и нефть — более лёгкие, они образуют плёнку на поверхности моря, и их можно быстро собрать. А мазут, в зависимости от температур, ведёт себя по-разному: часть осела на дне, другая часть плавает на какой-то глубине, а третья находится на поверхности.
Всего два грамма нефти и нефтепродуктов в одном килограмме почвы делают её непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры. В соединении с морской водой, песком и под воздействием летних температур потенциально токсическое воздействие усиливается. По ГОСТу мазут имеет 4-й класс опасности и относится к малоопасным для человека продуктам. Однако многие волонтёры жалуются в чатах на симптомы отравления — затрудненное дыхание, кашель, тошноту и головную боль.
Доцент кафедры промышленной экологии Российского государственного университета нефти и газа Сергей Остах: этот мазут имеет токсичные фракции, поэтому его можно отнести к III классу опасности.
Весной, когда температура морской воды повысится, ожидают подъема мазута со дна и новых выбросов на берег.
Но, по некоторым оценкам, они будут не такими масштабными, как мы наблюдали в прошлом месяце.
Серьезные выбросы ожидают с конца апреля — в начале мая, когда прогреется Черное море, поясняет канал «Новости Краснодара и Краснодарского края» — krd.gorod-space.
Самая сложная ситуация была в Витязево. Там также были большие выбросы мазута на берег. Плюс ко многим местам не могла проехать техника. Они очень труднодоступны. И уборка мазута там затруднена.
Доцент кафедры промышленной экологии РГУ нефти и газа им. Губкина Сергей Остах помнит, как подобная катастрофа с разливом мазута случилась 17 лет назад в Керченском проливе. Тогда во время шторма в ноябре 2007-го танкер «Волгонефть-139» разломился пополам, и в воду попало около 2 тысяч тонн мазута. Локализовать сразу последствия ЧП не удалось. Но на помощь пришла природа: прибрежные водоросли стали фильтром, собрав куски мазута.
Но сейчас мазута вылилось в два раза больше, и есть риск, что невыкаченный из затонувших танкеров мазут может попасть в море.
Уроки тех последствий не были учтены. Заранее следовало заготовить мощности для вывоза загрязненного грунта, технику, боновые и сорбирующие заграждения. Как быстро местные власти справятся с этими вопросами, мы еще увидим, но уже сейчас можно сделать вывод, что разгребать последствия будут долго.
Шторма влияют на удлинение загрязненной береговой линии, черная полоса растет. Погода создает угрозу Крымскому полуострову, все больше выбросов происходит на пляжах в Крыму.
Пока потерпевшие крушение в Черном море танкеры не снимут со дна, экологическая ситуация будет деградировать, заявил 14 января глава Крыма Сергей Аксенов.
Полная ликвидация мазута по оценкам ученых займет от года до трех лет, но последствия ЧП будут откликаться десятилетия.
Сейчас конечно много предпринимается для борьбы с последствиями и многое уже сделано, волонтерами очищены километры пляжей от мазута в Анапе, но если с затонувшими танкерами проблему быстро не решат, и весной начнутся новые выбросы мазута, то экологическая ситуация может кратно ухудшиться и отпускной сезон в 2025 на берегах Анапы, побережьях Крыма и Тамани может быть сорван.
Конечно, многих людей не остановит наличие мазута на пляже от поездки на море. Однако очевидно, что эта экологическая катастрофа в некоторых районах побережья Чёрного и Азовского морей может существенно испортить пляжный отдых.
Будем и дальше следить за развитием ситуации и надеяться на скорейшее устранение последствий.
Пожелаем удачи, сил и терпения всем волонтерам, задействованным в борьбе с катастрофой, их самоотверженный труд сейчас –самый прочный заслон на пути развивающегося мазута.