Намасте, друзья! Группа коммерческих альпинистов планирует этой весной совершить восхождение на Эверест за неделю, химически ускорив процесс акклиматизации и повысив работоспособность с помощью нового метода. Они будут использовать ксенон непосредственно перед восхождением, а затем направятся прямо к вершине.
В то время как традиционные альпинисты сетуют на дальнейшую туристизацию Эвереста, клиенты, у которых деньги есть в достаточном количестве, а времени мало, могут рассматривать этот метод как идеальное решение. Но так ли это?
Моментальное повышение уровня ЭПО
Ксенон - это инертный газ, который иногда используется в качестве анестетика, и, по-видимому, обладает побочным эффектом, радикально увеличивая выработку организмом ЭПО (эритропоэтина - гормона, регулирующего здоровый уровень красных кровяных телец). Ксенон помогает эритроцитам размножаться без акклиматизации или введения синтетической версии гормона.
Небольшая группа клиентов компании Furtenbach Adventures планирует вылететь в Катманду этой весной, когда по прогнозам установится благоприятная погода. Там они пройдут ксенонотерапию в клинике, а затем отправятся в базовый лагерь Эвереста, чтобы сразу же подняться на вершину.
План состоит в том, чтобы подняться на Эверест за три дня с использованием кислорода и поддержкой шерпов. И плюс ещё один день на спуск.
В целях безопасности
Лукас Фюртенбах подтвердил этот план и сказал, что он готов к негативной реакции со стороны некоторых представителей альпинистского сообщества.
Лукас Фюртенбах - географ, альпинист, скалолаз, организатор, оператор и лидер приключенческих путешествий и экспедиций, основатель и владелец австрийской компании Furtenbach Adventures, которая проводит экспедиции на вершины Эвереста и других гор. В настоящее время компания является ведущим поставщиком систем подачи дополнительного кислорода для всех команд, поднимающихся на Эверест. Фюртенбах объединился с Нилом Гринвудом из Summit Oxygen, чтобы создать компанию Everest Oxygen, специализирующуюся на поставках дополнительного кислорода для альпинистской индустрии.
В последние несколько лет австрийский гид специализируется на «экспресс-экспедициях». В этих трёхнедельных восхождениях сначала проводится гипоксическая подготовка, а во время восхождения используются передовые технологии. Во время восхождения за альпинистами ведётся постоянное наблюдение. В мае 2024 года Фюртенбах возглавил экспедицию с китайской стороны Эвереста.
«Мы делаем это, чтобы предотвратить отёк лёгких и головного мозга, как и при любой другой акклиматизации, а не для улучшения результатов, - сказал Фюртенбах. - В конечном счёте, это вопрос безопасности. Лучшая акклиматизация - это лучшая профилактика высотной болезни, а меньшее время пребывания в горах - это более безопасная экспедиция. Если люди против этого, значит, они против повышения безопасности в горах».
На больших высотах скорость- это жизнь, как говорили альпинисты Инаки Очоа де Ольса и Ули Штек (оба пoгибли в результате несчастных случаев в горах). Кроме того, потенциально смeртельные последствия долгого пребывания на большой высоте выходят за рамки горной болезни. Чем больше времени человек проводит на большой высоте, тем выше вероятность обморожения, истощения и психических расстройств.
Однако верно и то, что более короткие экспедиции снижают затраты экипировщиков и привлекают новую нишу состоятельных клиентов.
- Стоимость ксенона для альпинистов довольно высокая: 30-минутный сеанс стоит 5000 долларов с человека. За восхождение с ксеноном клиент заплатит 154 000 долларов.
Фюртенбах поверил в свойства ксенона после того, как в 2000 году сам применил его в Аконкагуа по совету немецкого анестезиолога Михаэля Фриза.
«Небольшая группа альпинистов, включая меня, использовала ксенон в течение пяти лет на разных горах, - поделился Фюртенбах. Среди них Аконкагуа, Эверест и Лхоцзе. Мы начнём использовать его с клиентами в 2025 году. Я не знаю, есть ли еще кто-нибудь, обладающий таким опытом, знаниями и техническим оборудованием для этого метода».
А всемирное антидопинговое агентство (WADA) включило ксенон в список запрещённых веществ в профессиональном спорте.
В 2019 году всего за 14 дней совершил восхождение на Эверест клиент Адриана Баллинджера- генерального директора компании Alpenglow. На вопрос, что поспособствовало такому быстрому восхождению, Баллинджер ответил, что они гордятся этим достижением, а клиент использовал гипоксическую подготовку, «но не принимал запрещённые вещества, такие как ЭПО, ксенон или даже дексаметазон».
«Как профессиональный альпинист, я не употребляю такие препараты и требую от своих клиентов того же», - сказал Баллинджер.
Для Фюртенбаха понятие «допинг» неприменимо к высотному альпинизму:
«Это не организованный вид спорта, поэтому технически в альпинизме нет допинга», - сказал Фюртенбах.
Баллинджер считает, что в альпинизме должны действовать те же антидопинговые стандарты, что и в других видах спорта на выносливость, таких как велоспорт или бег по пересечённой местности (трейлраннинг).
«Есть также проблема безопасности. Запрещённые вещества, такие как ЭПО, сопряжены с рисками, а с учётом ограниченных спасательных возможностей на верхних участках Эвереста этот риск становится огромным. С ксеноном это похоже на научный эксперимент с клиентами, что позволяет гиду принимать довольно интересные решения», -сказал Баллинджер.
Фюртенбах, в свою очередь, защитил ксенон:
«Этот газ используется в анестезии уже более 40 лет. Многочисленные исследования показывают, что у него нет негативных побочных эффектов даже при гораздо более высоких дозах, чем мы применяем».
Правила WADA
Согласно WADA, для включения в список запрещённых веществ, препарат должен соответствовать двум из следующих трёх критериев:
- Он способен и/или действительно повышает спортивную результативность
- Он представляет реальный или потенциальный риск для здоровья спортсменов
- Он нарушает дух спорта/противоречит этике и сущности спорта
WADA запрещает использование антагонистов рецепторов эритропоэтина, таких как ЭПО и его варианты, а также агентов, активирующих фактор, индуцируемый гипоксией (HIF), таких как ксенон и некоторые другие.
Реакция в сообществе
Другие руководители экспедиций на Эверест пока не в курсе этого новшества.
- «У нас не было новостей по этому вопросу», - признался Пемба Шерпа из 8K Expeditions.
- Американский альпинист и руководитель экспедиций Гаррет Мэдисон был удивлен: «Нет, я не предлагаю своим клиентам препараты, улучшающие спортивные результаты».
- Алан Арнетт, в 2011 году совершивший восхождение на Эверест в составе команды Мэдисона, считает, что быстрые экспедиции - это плохо, и вместо этого советует «радоваться путешествию, а не только результату и проникнуться духом экспедиционного альпинизма».
Однако эволюция коммерческого альпинизма в высоких горах ясно показала, что тенденция заключается в том, чтобы полностью сосредоточиться на восхождении и достичь вершины как можно быстрее, безопаснее и комфортнее. Состоятельные клиенты-восходители готовы платить большие суммы, чтобы избежать любой неопределённости в горах.
В этом смысле некоторые могут посчитать, что использование ксенона для ускорения подъёма - это просто ещё один инструмент, используемый в набирающей обороты индустрии высотных коммерческих подъёмов.
Однако только время покажет, окажется ли использование ксенона безопасным и станет ли оно в конечном итоге стандартной процедурой на Эвересте. На данный момент мы знаем только то, что говорит WADA: это запрещённый метод повышения результативности.
История с ксеноном - это всего лишь ещё одна глава в череде споров вокруг Эвереста и коммерциализированных восхождений на восьмитысячники, которые указывают на проблему, выходящую далеко за рамки того, использует ли конкретный альпинист то или иное вещество. Дело в общем представлении о том, что важны только вершины и рекорды, а не сам опыт - долгий путь, бесконечное ожидание в лагере, пока прояснится погода, крепнущее чувство товарищества и даже неудачи.
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!
По материалам ExplorersWeb от 13 января 2025 года и других источников.