"Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают."
Альберт Эйнштейн
Уже не раз смотрела постановки спектакля по пьесе А.П. Чехова "Три сестры": в Малом драматическом театре, в театре "Мастерская" и др.
На днях посмотрели с мужем и постановку студентов курса Юрия Михайловича Красовского.
Как-то видела интервью с Юрием Михайловичем Красовским - Мастером курса. Он говорил о своей любви к Чехову: всю жизнь читает, изучает, осмысливает, режиссирует этого писателя, разгадывает его загадки, изучает подсказки. Эту свою любовь Юрий Михайлович щедро дарит студентам.
Юрий Михайлович ставил пьесы Антона Павловича в Австрии, Франции, в Польше. И везде был стойкий интерес к произведениям этого автора и яркие реакции на спектакли.
Пьеса "Три сестры" - об уходящей, или, скорее, ушедшей эпохе. И возникают вопросы, насколько понятны драмы того времени нам, живущим совсем в другом мире. И дело не только в наличии интернета и всяких иных технологических новинок... Велики ли контрасты между душевным состоянием семейства Прозоровых, их окружением и нами? И вот я поняла - невелики.
В одной рецензии к спектаклю прочитала:
Трагедии Древней Греции описывают борьбу героя с роком, у Шекспира герой борется с властью, а у Чехова - с родственниками и друзьями.
На примере трех сестер - Ольги, Маши, Ирины - и их брата Андрея режиссерско-актерская группа предлагает нам срез жизни интеллигентной семьи за непродолжительное время.
Определенно могу сказать, что ясно показано: даже в достойных людях в бытовых обстоятельствах может умереть лучшее. И остается лишь тоска по осмысленной жизни и счастью.
Измельчение Андрея рядом с приземленной и грубой спутницей его жизни показано столь очевидно, что горько становится о его судьбе. А ведь он живет не на острове. Его жизнь отражается на близких и родных. И хочется протестовать!
Так грустно, что сёстры Андрея кто быстрее, кто медленнее, но смиряются с обстоятельствами, безысходностью, увеличивая разрыв между мечтами и реальностью. Они как бы отступают перед наглостью, хамством, беспардонностью напористой жены брата - отвратительной Натальей.
Подумала, что я больше всего похожа на Ольгу, старшую сестру. Она ушла из дома вместе с няней Анфисой, выгнанной невесткой Натальей. Я чаще склонна отойти в сторону, чем открыто воевать долго и упорно.
После антракта меняется оформление сцены. Сада уже нет — Наталья приказала вырубить. Одни пенечки... Тоже символично. Андрей ее во всем поддерживает, произносит хорошие слова о ней, считает почему-то ее женщиной честной и порядочной. Правда, в одном монологе есть крупицы прозрения, когда Андрей говорит, что есть в его жене что-то от
"мелкого, слепого, этакого шершавого животного. Во всяком случае, она не человек..."
Андрей будто не замечает, что его жена ездит кататься на тройке с председателем земской управы. Сто с лишним лет назад это было так же узнаваемо, как сейчас "остаться у мужчины на кофе".
У Маши, средней сестры, замужней, тоже роман на стороне, но она страдает от этого чувства, мучается...
Сцена пожара очень яркая в пьесе. Кругом все горит, а дом Прозоровых стоит целехонек. В одном интервью с Юрием Михайловичем Красовским он расценивает это таким образом: дом будет долго и постепенно умирать, так как живут в нем люди, которые нарушили этические правила взаимоотношений людей.
Здесь умирает культура быта, внимания друг к другу, доброго взаимодействия людей одной семьи. Юрий Михайлович Красовский считает, что там, где люди произносят: "Это твои проблемы", — наступает катастрофа. Абсолютно согласна с ним!
Очень понравилась слаженная игра актеров. Трех сестер в спектакле связывают глубокие чувства и теплые отношения. И это заметно! Прекрасная речь, благородство движений и жестов, отсутствие фальши, пластика - все это было в спектакле. Декорации, костюмы, музыка продуманы до мелочей. Спектакль эстетически приятно смотреть.
Постановка ясная, умная, со вкусом. Но нет в спектакле какой-то важной энергии... Она будто просыпается в отдельных мизансценах, а потом засыпает.
Напористая и энергичная Маша; умная, сдержанная, красивая Ольга; живая и веселая Ирина постепенно меняются на протяжении двух действий. Это заметно, но как-то вяло, неочевидно.
Но несмотря на это, после спектакля осталось чувство наполненности мыслями - о себе и своей жизни. Нам с мужем трудно противостоять злобе и несправедливому отношению.
Мама мужа часто недоброжелательна ко мне. С первых же встреч была очень груба. Тем не менее, я всегда старалась помочь ей и в быту, и в болезнях. Самое скверное, что она постоянно настраивала и продолжает настраивать детей против меня, исподтишка дает им деньги, подкупая, говорит всякие пакости и мерзости.
И мне хотелось и хочется, чтобы муж меня защитил от ее злых нападок. Но он всегда отступает, считает, что надо "просто не замечать, не слышать, не видеть". Он так и поступает. А мне печально и больно...
Мой папа говорил, что единственное, что необходимо для торжества зла - это молчание и бездействие людей, которые осознают его.
Выходит, что и в нашей семье этические нормы поведения нарушены...
Возвращаюсь к спектаклю и Мастеру курса. Юрий Михайлович Красовский считает, что проблема современных студентов в скудном воображении. По его мнению, оно развивается только хорошей литературой и классической музыкой. Но те, кто проявил себя в спектакле "Три сестры", уж точно компенсировали недостаток. Они были погружены в тему, образы, действие...
***
Пусть у всех будет возможность задуматься о своей жизни, подтвердить лучшее в ней и изменить то, что огорчает, хоть чуть-чуть!