Найти в Дзене

Какую роль играет природа в рассказе "Кавказский пленник" Толстого

В рассказе «Кавказский пленник» (1872) автор показывает территорию современной Чеченской республики. На каждом этапе повествования пейзаж играет новую роль. 1. Степь. В самом начале пейзаж в произведении предстает как унылая знойная степь: "Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге". Здесь долгая степь и южная жара – это испытание героев на терпение. Иногда надо уметь выдерживать долгие часы езды даже под знойным солнцем, если того требует осторожность. Очень неосмотрительно решиться ездить одному по такой открытой вражеской местности, без единого укрытия. К сожалению, герои не прошли испытание на прочность (на терпеливость и благоразумие) и поэтому подвергли себя огромным неприятностям. Они думали, что быстро заметят неприятеля: «Кругом далеко видно», - думалось им. 2. Опасные ущелья. Но, когда герои приняли решение отделиться от обоза, местность поменялась, нач

В рассказе «Кавказский пленник» (1872) автор показывает территорию современной Чеченской республики.

На каждом этапе повествования пейзаж играет новую роль.

1. Степь. В самом начале пейзаж в произведении предстает как унылая знойная степь:

"Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге".

Здесь долгая степь и южная жара – это испытание героев на терпение. Иногда надо уметь выдерживать долгие часы езды даже под знойным солнцем, если того требует осторожность. Очень неосмотрительно решиться ездить одному по такой открытой вражеской местности, без единого укрытия. К сожалению, герои не прошли испытание на прочность (на терпеливость и благоразумие) и поэтому подвергли себя огромным неприятностям. Они думали, что быстро заметят неприятеля:

«Кругом далеко видно», - думалось им.

2. Опасные ущелья. Но, когда герои приняли решение отделиться от обоза, местность поменялась, начались горы, и обозримость резко снизилась. Это создает мотив нарастающей опасности:

«Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье, Жилин и говорит:— Надо выехать на гору, поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».

Запоздалые опасения офицера оказались не напрасны и тут же оправдались.

Фильм "Кавказский пленник".
Фильм "Кавказский пленник".

2. Горы кругом. В плену. Когда Жилин уговорил татарского мальчика взобраться на гору, он начинает разглядывать окрестности. Это первый большой пейзаж в рассказе, ведь в этот момент Жилин впервые за все время своего плена получил возможность созерцать всю округу с высоты. Он увидел, что со всех сторон горы, то есть «татары», «ихняя сторона». Он видит аулы, табун в лощине, речку, сады, горы одна круче другой, и лес между ними.

На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях.

Почти целый день, пока татар не было дома, он провел на горе, напряженно ища вокруг «русскую сторону», где их офицерская крепость, чтобы понять дорогу для побега.

"Русскую сторону" Жилин узнал по характерному признаку - равнине:

«промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется».

Картина заката становится для Жилина моментом озарения, понимания, куда надо бежать. Словно бы солнце само указало ему путь:

«Стало солнышко закатываться. … и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката. Стал Жилин вглядываться, — маячит что-то в долине, точно дым из труб. И так и думается ему, что это самое — крепость русская».

4. Побег. Лес в лунном свете. Во время последнего побега природа играет роль знаков, предупреждающих о том, что нужно торопиться. Прежде всего Жилину надо успеть добраться до леса, пока не взошел месяц.

«Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешел он речку, — побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится».

Потом, пока светит луна, Жилин должен будет пройти со своей колодкой лес за одну ночь, и когда он добрался до края леса, то увидел свет от восхода солнца в степи, так как месяц уже начал бледнеть и это было начало утра. Именно в этот момент он и увидел крепость и казаков. Поэтому утренний свет символизирует в рассказе освобождение героя из плена.

Казаки спасли и ведут Жилина к дому.
Казаки спасли и ведут Жилина к дому.