Найти в Дзене

На кафедре только девушки или кто там у них преподаёт?

Портрет типичного Преподавателя психологии, явление ещё более интересное для рассмотрения, чем портрет типичного Психолога. И вот почему. Когда прослушаешь несколько лекций, а затем ещё и побываешь на практических мероприятиях, то создаётся впечатление, что попадаешь в какой-то девишник. И вот, когда начинаешь с ними знакомиться ближе, то узнаёшь сразу несколько интересных вещей: 1. Каждая из девушек, либо в раннем детстве, либо попозже, пережила какой-то серьёзный стресс или даже личную трагедию; 2. Это их не озлобило, не сделало циничными и не подорвало их доверие к людям. Наоборот, именно стресс вызвал в них желание, во-первых, разобраться в себе, в своей семье, во взаимоотношениях с миром, а во-вторых, именно этот стресс сделал их добрее и породил желание оказывать людям помощь; 3. Каждая из этих девушек-преподавателей вначале сама стала психологом, набрала клиентуру, а потом поняла, что готова не только работать с людьми в качестве психолога, но и обучать их всем премудростям пс
Оглавление

Их портрет

Портрет типичного Преподавателя психологии, явление ещё более интересное для рассмотрения, чем портрет типичного Психолога. И вот почему.

Когда прослушаешь несколько лекций, а затем ещё и побываешь на практических мероприятиях, то создаётся впечатление, что попадаешь в какой-то девишник.

Все преподаватели - сплошь молодые девушки, примерно 25-35 лет.
Все преподаватели - сплошь молодые девушки, примерно 25-35 лет.

И вот, когда начинаешь с ними знакомиться ближе, то узнаёшь сразу несколько интересных вещей:

1. Каждая из девушек, либо в раннем детстве, либо попозже, пережила какой-то серьёзный стресс или даже личную трагедию;

2. Это их не озлобило, не сделало циничными и не подорвало их доверие к людям. Наоборот, именно стресс вызвал в них желание, во-первых, разобраться в себе, в своей семье, во взаимоотношениях с миром, а во-вторых, именно этот стресс сделал их добрее и породил желание оказывать людям помощь;

3. Каждая из этих девушек-преподавателей вначале сама стала психологом, набрала клиентуру, а потом поняла, что готова не только работать с людьми в качестве психолога, но и обучать их всем премудростям психологических знаний и навыков.

Кстати о навыках

Поскольку у меня первичное Высшее образование техническое, то хочу отметить, что во многих ВУЗах и Академиях преподаватели не очень-то четко себе представляют, каким образом студентам понадобятся их лекции в дальнейшей работе.

Поэтому, и предметы свои они вели и ведут, как правило, формально - выучил формулы, начертил графики, вызубрил законы - получи пятёрку. Не выучил - иди, учи. Пересдашь в Среду, после 17.00.

А вот о том, как правильно общаться с людьми (с коллегами по работе, с начальством, с подчинёнными), так и вообще речи нет.

Не зря великий юморист Советской эпохи, Аркадий Райкин, критикуя в своём выступлении институт и обращаясь к молодым специалистам в качестве руководителя предприятия, на которое они попали по распределению, говорил свои незабвенные слова:

Забудьте ваш Институт, как кошмарный сон. Забудьте индукцию и дедукцию - давайте продукцию
Забудьте ваш Институт, как кошмарный сон. Забудьте индукцию и дедукцию - давайте продукцию

А преподаватели психологии совсем другие

И первое, чему здесь обучают, так это искусству слушать и чувствовать Боль клиента. Чувствовать её, как свою собственную, но не быть ею залитым, не захлебнуться в слезах самому.

Ведь очень часто Боль Клиента созвучна с твоей собственной. И как же тут устоять?

А ведь Клиент-то пришёл не для того, чтобы Психолог рыдал вместе с ним. Хотя бывает и так, что Клиент одобряет слёзы Психолога.

Например:

- если они искренние;

- если они к месту;

- если они звучат не громче, чем у Клиента;

- если они разразились не раньше, чем у Клиента.

Этот пример - капля в море. На занятиях по психологии учат ещё много чему.

Как же навыки привить и закрепить?

Для этого, обычно, после лекции, следует практика, где студенты разделяются на тройки, четвёрки или пятёрки.

Здесь, по-договорённости, заранее распределяются роли: клиент, психолог и наблюдатель (наблюдатели).

Впоследствии, идёт подведение итогов: "разбор полётов" и конструктивная критика, если в этом есть необходимость.

Вот так молодые девушки рождают молодых психологов! Хотя, говорят, что учиться никогда не поздно! Знаем мы таких!