По преданию была написана апостолом и евангелистом Лукой для Иерусалимской общины, где и пребывала, источая многие чудеса до V века. В 463 г. императором Львом Великим святыня была перенесена в Константинополь. В 988 году принесена в Корсунь, в числе других святынь, подаренных императорами Константином и Василием обратившемуся к истинной вере, Киевскому князю Владимиру Святославичу. Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону Новгороду Великому, где княжил при своем отце Святославе Игоревиче. В Новгороде Иерусалимская икона пребывала в Софийском соборе и была одной из наиболее почитаемых святынь. В 1571 году царь Иоанн Грозный, предпринявший поход на свободолюбивый Новгород, повелел перенести святыню в Москву и поставить в Успенском соборе Кремля. В Успенском соборе Иерусалимская икона пребывала до 1812 года и была утрачена во время оккупации Москвы наполеоновской армией - предположительно вывезена французами и по настоящее время не обнаружена.
Но ко времени исчезновения святыни, нам известно о списках с Иерусалимской иконы Божией Матери:
1) Бронницкий образ - список сделан предположительно в конце XVI в., прославился чудотворениями во время эпидемии холеры в 1848 и 1864 г.; совершались Крестные ходы в Подольск в холеру 1866 г., до 1926 г. в Богородск, через села Обухово, Ямкино, Истомкино, Глухово, Успенское; в 1927 г. губернский административный отдел Московского Совета РК и КД не дал разрешения на Крестный ход на основании циркуляра НКВД № 96/16 дт 7/ш от 1927 г., определяющего предметам культа находиться в своем храме и обслуживать лишь свой приход; икона сохранилась, пребывает в Иерусалимском храме г. Бронницы;
2) сделан в Москве по заказу царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра I, для собора Феодоровского монастыря Переславля-Залесского; образ сохранился и находится в музее Переславля-Залесского;
3) был прислан в благословение женской общине Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), который посетив в 1860 г. богадельню в селе Старый Ям, сказал: "Здесь не богадельня, а монастырь!", чем предрек будущее обители; ныне это ставропигиальный Крестовоздвиженский женский монастырь, а Иерусалимская икона Божией Матери, сохраненная благочестивыми верующими в годы гонений, - главная святыня обители.
Один из таких списков был сделан во второй половине XVII века мастерами Оружейной палаты для царского Покровского собора в дворцовом селе Измайлове. В первой половине XIX века в Измайлове был выполнен еще один список Иерусалимской иконы. После французского разорения богослужения в соборе не совершались, а чудотворный образ был перенесен в сельскую церковь Рождества Христова, к которой и был приписан в 1828 году Покровский собор. После реставрации собора при постройке военной богадельни святыня была возвращена, а для храма Рождества Христова сделали список. Описывал чудотворный образ, посетивший Покровский собор в 1858 г. И. М. Снегирев: «На этом списке, так как и на древнейшей иконе в Пестской восточной церкви, нет ни греческой, ни криптографической надписи, какая находилась на Гефсиманской иконе в Московском Успенском соборе. Недавно он украшен богатою серебряною ризою, чеканенною на фабрике поставщика Императорского Двора купца Петра Федоровича Сазикова».
Царица Небесная в образе Иерусалимская явила Свое заступничество москвичам во время чумы 1771 года. Пред чудотворной иконой служили молебны в подмосковных селах Коломенское, Дьяково и Сабурово во время эпидемии холеры 1866 года. После отслуженных молебнов ни один человек от холеры не умер.
После закрытия Покровского собора настоятель Рождественского храма протоиерей Михаил Волков со своими прихожанами перенес чудотворную Иерусалимскую икону в свой храм и поставил в главном пределе рядом с ее списком. В компанию изъятия церковных ценностей с Иерусалимской иконы и ее списка были сняты ризы. По воспоминаниям старожилов Измайлова, члены комиссии, извлекая драгоценные камни, положили ризы на пол и топтались по ним ногами, что вызвало особое возмущение присутствующих. Прихожанин Рождественского храма С. Ф. Тюрин возмущенно обратился к комиссии: «Что вы делаете, варвары?». Его в числе других прихожан арестовали за направление советским властям протеста против изъятия церковного имущества. Большинство из арестованных были вскоре освобождены.
В 1920-х годах продолжали праздновать день Иерусалимской иконы 25 октября. Ежегодно со святыней совершались Крестные ходы в Москву и окрестные села Ростокино, Алексеевское; храм апостолов Петра и Павла в Лефортове, храм Рождества Богородицы в Кожухове. В память избавления от холеры приносили в храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновском, затем переносили в храм влмч. Димитрия Солунского на Благуше. Эта благочестивая традиция поддерживалась до 1927 года, когда циркуляром НКВД № 96/16 предписывалось предметам культа находиться в своем храме.
По милости Божией, духовная жизнь в Измайлове не угасла. Центром этой духовной жизни стал сельский храм Рождества Христова, который не закрывался в годы гонений. Сюда была перенесена измайловская святыня - Иерусалимская икона. Здесь молились перед Царицей Небесной, здесь получали от Нее благодатную помощь и духовное утешение.
После возвращения Церкви Покровского собора, один из образов Иерусалимской Божией Матери, находящихся в Рождественском храме, был возвращен в собор. Вместе с Иерусалимской иконой торжественно Крестным ходом в собор были возвращены образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа и икона Покрова Божией Матери.
Распятие изготовлено в 1864 году по заказу владельца кирпичного завода в Черкизове Арефия Кировича Бутюгина, происходившего из зажиточных крестьян, родственники которых имели шерстоткацкие фабрики в Измайлове. Родственник Арефия Кировича, купец и фабрикант Иван Васильевич Бутюгин (1841-1911) был ктитором храма Рождества Христова в Измайлове.
Владимир Мямлин