Найти в Дзене
Оксана Фарфоровна

Авангард Эдуарда Штейнберга

Так называемая Вторая волна русского авангарда приходится на Хрущёвскую оттепель. Конечно, многие из вас знают историю исторического посещения Хрущёвым московской выставки авангардистов в 1962 году. Что это такое? Вы что - мужики или педе...сты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть? Правда, НикитСергеич снова посетил выставку авангардистов (уже после своей отставки) и сказал, что не совсем разобрался. Давайте мы тоже попробуем разобраться. И сегодня знакомимся с представителем второй волны русского авангарда Эдуардом Аркадьевичем Штейнбергом. Эдуард Аркадьевич развивал идеи Малевича для выражения собственной метафизики. И, в принципе, ему удалось изобрести свою версию абстрактной живописи. Он учился в художественной школе Тарусы и у своего отца, художника и поэта Аркадия Штейнберга. Кстати, и первая выставка художника состоялась в Тарусе (1962). Конечно, вторая волна отличается от авангарда 1920-х годов. Да и какие имена: Малевич, Кандинский, Родченко, Лисицкий, Ната

Так называемая Вторая волна русского авангарда приходится на Хрущёвскую оттепель.

Конечно, многие из вас знают историю исторического посещения Хрущёвым московской выставки авангардистов в 1962 году.

Что это такое? Вы что - мужики или педе...сты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?

Правда, НикитСергеич снова посетил выставку авангардистов (уже после своей отставки) и сказал, что не совсем разобрался.

Давайте мы тоже попробуем разобраться. И сегодня знакомимся с представителем второй волны русского авангарда Эдуардом Аркадьевичем Штейнбергом.

Эдуард Аркадьевич Штейнберг. 1937-2012
Эдуард Аркадьевич Штейнберг. 1937-2012

Эдуард Аркадьевич развивал идеи Малевича для выражения собственной метафизики. И, в принципе, ему удалось изобрести свою версию абстрактной живописи.

Композиция 1975-5. 1975 год. Эдуард Штейнберг
Композиция 1975-5. 1975 год. Эдуард Штейнберг

Он учился в художественной школе Тарусы и у своего отца, художника и поэта Аркадия Штейнберга. Кстати, и первая выставка художника состоялась в Тарусе (1962).

Абстрактная композиция. Февраль, 1970 год. Эдуард Штейнберг. Ключевая идея работы - исследование равновесия. Холст визуально разделен на две части, между которыми пролегает разрыв. Половины уравновешивают друг друга: на каждую из них приходится по одному кубу и по два круга. Парящая призма не склоняет чашу весов ни в какую сторону, мы по-прежнему наблюдаем состояние безвременья и замершего спокойствия.
Абстрактная композиция. Февраль, 1970 год. Эдуард Штейнберг. Ключевая идея работы - исследование равновесия. Холст визуально разделен на две части, между которыми пролегает разрыв. Половины уравновешивают друг друга: на каждую из них приходится по одному кубу и по два круга. Парящая призма не склоняет чашу весов ни в какую сторону, мы по-прежнему наблюдаем состояние безвременья и замершего спокойствия.

Конечно, вторая волна отличается от авангарда 1920-х годов. Да и какие имена: Малевич, Кандинский, Родченко, Лисицкий, Наталья Гончарова, Пуни. Нет-нет да и знакомы фамилии.

А вот со второй волной сложнее. Нужно либо быть в курсе всех этих художественных объединений («Новая реальность», «Сретенский бульвар» и т.п.), либо быть частью этих движений 😊

Фиса из г. Семенова. 1988 год. Эдуард Штейнберг
Фиса из г. Семенова. 1988 год. Эдуард Штейнберг

Но вернёмся к нашему герою.

Ваза с геометрическими элементами. 2003 год, Эдуард Аркадьевич Штейнберг
Ваза с геометрическими элементами. 2003 год, Эдуард Аркадьевич Штейнберг

На мой взгляд, замечательная ваза. В ней определённо есть то, что цепляет: приятная округлая форма, контрастные горло и основание, яркий охристый треугольник.

Серия тарелок по рисункам Эдуарда Аркадьевича.

Тарелка «Чёрное солнце». 1991 год
Тарелка «Чёрное солнце». 1991 год
Тарелка «Небо-земля». 1991 год
Тарелка «Небо-земля». 1991 год
Тарелка «Сентябрь месяц». 1991 год
Тарелка «Сентябрь месяц». 1991 год

Ещё одна серия 2011 года, которая хранится в ЦСИ AZ/ART на Моросейке.

-10
-11
-12
-13

Вот последняя тарелочка мне очень приглянулась красивым голубым оттенком.

Вообще искусство - это игра. Есть с дьяволом, а есть божественная. Если что-то берёшь - свободен, а можно - даёшь, и тоже свободен.

Автопортрет. 1961 год (museum-az.com)
Автопортрет. 1961 год (museum-az.com)

Художник скончался в 2012 году в Париже. Но, согласно своему завещанию, был похоронен на старом городском кладбище в Тарусе. Ему было 75 лет.

Человек с голубым крестом. 1988 год, Эдуард Штейнберг
Человек с голубым крестом. 1988 год, Эдуард Штейнберг

Его супруга, искусствовед Галина Иосифовна Маневич, в 2016 году передала мастерскую покойного супруга в Тарусе в дар Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Композиция. Сентябрь. 1973 год, Эдуард Штейнберг
Композиция. Сентябрь. 1973 год, Эдуард Штейнберг

В 2022 году в Новой Третьяковке проходила выставка «Эдуард Штейнберг. Москва. Париж. Таруса». К проекту было приурочено издание каталога, в котором впервые опубликовали подробную биографию жизни и творчества художника. Но найти её пока не получилось.

Благодарю за внимание!

Ваша,

Оксана Фарфоровна