Найти в Дзене

Строгановская школа иконописи

Оглавление

Статья посвящена теме Строгановской школы иконописи её художественным особенностям и основным памятникам. Строгановская школа - одно из направлений в русской иконописи конца 16го- начала 17го в.

Несмотря на то, что к настоящему времени собран большой историографический материал, посвященный исследованию Строгановой школы иконописи, мы решили скомпоновать все самое интересное и важное.

Род Строгановых занимает уникальное место в истории России. Наследие этой династии несет в себе живое свидетельство духа эпохи. В этой связи кажется целесообразным изучение Строгановской школы иконописи, которая играет значительную роль в развитии отечественной культуры. По тематическому принципу иконографии этой школы схематически разделяются на 3 большие группы: тезоименные (изображающие покровителя), иконы, отображающие святых и иконы с описанием православных праздников. Для строгановской школы живописи 17 века особенно характерна первая группа Строгановская школа иконописи сыграла важную роль в процессе эволюции русского искусства. Это был поворотный период в развитии русского иконописного мастерства, в глубинах этого направления развились те свойства, которые в последующем определили характер живописи развитого 17 века.

Благовещенский собор
Благовещенский собор

ИКОНЫ ИЗ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА

Богоматерь Одигитрия, 570-е года, 160 х 119 х 3,5
Богоматерь Одигитрия, 570-е года, 160 х 119 х 3,5
Троица в Бытии, с хождением и историей жизни Моисея в 22-х клеймах
Троица в Бытии, с хождением и историей жизни Моисея в 22-х клеймах
Николай Чудотворец, с житием в 20-ти клеймах, вторая половина 16 в., 127 х 99,5 х 3,4
Николай Чудотворец, с житием в 20-ти клеймах, вторая половина 16 в., 127 х 99,5 х 3,4

Если говорить о хронологических рамках, то это 16-17 вв. Они обусловлены жизнью и деятельностью купцов Строгановых. Название своё она получила по имени купцов. Она создалась на традициях новгородской. Её начало было положено на севере, в Сольвычегодске. После покорения Новгорода Иваном Грозным оттуда начали переселяться культурные силы в Москву, верховья Волги, на Север и в другие места. В это время богатые купцы Строгановы, любители иконописного искусства, переехали из Новгорода в Сольвычегодск, организовали там иконописную мастерскую и собрали хороших мастеров иконописного дела. Некоторые из Строгановых и сами занимались иконописанием. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

Род Строгановых начал свое существование еще до правления Ивана IV. Один из знаменитых и богатых представителей Великого Новгорода — Федор Строганов — в 1475 г. переселился в Сольвычегодск. Его сын был основателем Пермского края, соляных промыслов, монастырей. И уже его потомки — Максим и Никита Строгановы стали богатейшими купцами - солепромышленниками, прославившими эту фамилию. Они оба любили иконопись и сами занимались этим творчеством. Но в основном иконы выполнялись по их заказу сольвычегодскими умельцами, а также московскими художниками, работавшими в царских мастерских. Почти все строгановские иконы с подписями были написаны именно для братьев-купцов и их людьми. Именно строгановские иконы стали предметом коллекционирования и отношения к ним как к произведениям высокой художественной ценности. Несмотря на это до сих пор определение понятия «строгановская иконопись» оставалось весьма различным. Одним из мест, где находилась большая часть ценных икон, были храмы в строгановских вотчинных землях. Именно такой стала для Строгановых в 16-17 вв. земля, расположенная в северных пределах Русского государства, неподалеку от Устюга Великого, на реке Вычегда, впадающей в Северную Двину.

Церковь в Великом Устюге
Церковь в Великом Устюге

ИКОНЫ ИЗ ЦЕРКВЕЙ СО ЛЬВЫЕГОДСКА И ВЕЛИКОГО УСТЮГА 

Огненное восхождение Илии Пророка, 1570-е годы, 99,2 х 75,1 х 3,1
Огненное восхождение Илии Пророка, 1570-е годы, 99,2 х 75,1 х 3,1

Введение во храм, начало 17 в., 36 х 30,4 х 2,5
Введение во храм, начало 17 в., 36 х 30,4 х 2,5

Успение, первая половина 17 в., 134 х 101,5 х 4
Успение, первая половина 17 в., 134 х 101,5 х 4

Строгановская школа больше тяготеет к изысканным рисункам и тонкости цветовых решений. Их иконы, как правило, маленькие и предназначены скорее 

для украшения, чем для моления. В их технике господствует кропотливая проработка мелких подробностей, деталей. Строгановская школа иконописи отличалась следующими чертами:

  • Иконы маленьких размеров, выписанные сложно и миниатюрно. 
  • Цветовая палитра построена на полутонах с применением золотых оттенков. Почти обязательное присутствие пейзажа вместе с фигурами персонажей. Особое, причудливое изображение облаков на небе.
  • В композиции всегда много мелких элементов, таких как палаты, горки, фигуры людей, растений. 

Иконы как бы всегда повествуют о чем-то, в центре широкими цветовыми мазками изображается образ мученика или святого.

Изображение растительного мира максимально приближается к натуральному, с использованием золотой краски. 

Архитектурные изображения дополняются детально прорисованными башнями, лесенками, беседками, куполами.

Чувствуется эмоциональность, передача тревожности, экспрессии, например, рисуется много спиральных завитков. 

Человеческие фигуры характеризуются удлиненными пропорциями.

Одежды изображаются яркими тонами, преимущественно красными, желтыми и зелеными, с прорисовкой мелких складочек и с добавлением золотистой краски.

Лица писались в светлых тонах, с пробелами, внимательно вырисовывались детали внешности, например волосы.

Для строгановцев было характерно миниатюрное изображение, изящность и отход от монументальности, такая икона уже перестает быть образом для моления, а становится драгоценной миниатюрой.

Кратко:

  • виртуозный рисунок и линии
  • тщательная дробная и тонкая проработка деталей
  • богатство орнамента
  • сияющие и чистые краски
  • многофигурные композиции
  • пейзажные панорамы

Фигуры человека в строгановской живописи стройны, тонки и изящны. Имеют сильно удлиненные, против натуры, пропорции. Одежды по цвету ярки, в них преобладают светлые тона - ярко-красные, розовые, светло-желтые, зеленые и белые. Контуры и роспись фигур очень тонки, с множеством мельчайших складок. Большая тенденция к передаче объема достигается довольно сильной подтушевкой теневых частей фигур и обильными золотыми пробелами, которые наносились твореным золотом и золотились на асист. Пробела применялись четырех форм: пробел краской, пробел золотом "в щетинку", пробел "в перо", пробел инокопью.

Великопечорская вотчина
Великопечорская вотчина

ИКОНЫ ИЗ ЦЕРКВЕЙ ВЕЛИКОПЕРМСКИХ ВОТЧИН

Беседа трех вселенских святителей («Благодатные плоды учения»)
Семен Хромой, начало 17 в., 140 х 70
Беседа трех вселенских святителей («Благодатные плоды учения») Семен Хромой, начало 17 в., 140 х 70

Неделя всех святых
Семен Хромой, До 1616, 142,5 х 108
Неделя всех святых Семен Хромой, До 1616, 142,5 х 108

Страшный суд
Начало 17 в., 151х123
Страшный суд Начало 17 в., 151х123

Строгановская школа иконописи сыграла важную роль в процессе эволюции русского искусства. Это был поворотный период в развитии русского иконописного мастерства, в глубинах этого направления развились те свойства, которые в последующем определили характер живописи развитого 17 века. В первую очередь это светскость подачи образов, проявившаяся в рисовании портретов, а также желание художников наиболее правдоподобно изображать исторические события. Результатом деятельности строгановской школы рисунка явилось появление в 18 веке светской живописи. В этом заключается историческое значение школы и ее роль в развитии русского искусства. Благодаря подписям на иконах, а иногда и датам, история строгановской школы могла бы быть написана с большей точностью, чем история всякого другого периода древнерусской живописи. 

Итак, на Руси в 16-17 веках существовали полностью сформировавшиеся направления в жанре иконного письма, и что одним из основных его представителей была строгановская иконописная школа. Кроме этого, можно добавить, что данная школа прошла несколько этапов своего становления, имела свои отличительные особенности, характерную художественную манеру, а также свою стилистическую направленность и тематическое содержание.

Некоторые их произведения дошли до наших дней и находятся в картинных галереях и музеях.