Вячеслав Казарин специально для УралLIVE
Кино-сериальный сезон в России «осень 2024» гремел премьерами (летом было затишье не было релизов, но это уже традиция). Пора подводить итоги!
Для тех, кто выпал из кинополя, напомню! Вышли сериалы «Комбинация», «Лихие», «Дети перемен», «Первый номер», «Последний богатырь». Где-то здесь же вышел мерзкий сериал «Жизнь по вызову». В кино и на ТВ нам попытались продать фильмы «Любовь Советского Союза», «Хор» и «Федю» — картины для олдскулов, которые родились и выросли в светлом советском мире.
Разбирать каждое полотно, пожалуй, не нужно, к тому же многие картины разобрали в эфире СоловьёвLIVE Иннокентий Шеремет и его гости киноведы. Хочется отметить общие тенденции, а также сказать, что, на мой субъективный взгляд, не так с полотнами.
Киноделы «не горят»! «Не горят» своими работами. Возможно, сценарист или творец-создатель (как именовал себя один из продюсеров картины «Любовь Советского Союза) и были вдохновлены, «имели что сказать», но реализация оказалась слабее задумки.
Визуальнй ряд местами прекрасен, отставание графики от топовых фильмов Запада сократилось, но картинка ещё далека от совершенства, есть над чем работать. Хотя прогресс есть, а это уже хорошо! Смотреть фильмы приятно глазу.
Однако пора бы уже понять «творцам», что зритель не пойдёт на одну лишь красивую, яркую картинку и смазливые рожицы актёров, кинополотну нужен сюжет. И с этим почти у всех фильмов/сериалов есть ощутимые проблемы.
Зритель чувствует себя умнее героев — например, в «Последнем богатыре» так и хотелось подарить героям сумку с карманами на молнии, чтобы они не теряли магические артефакты. «Прошаренные», толковые приключенцы вмиг оказываются наивными недотёпами, но тут же вновь становятся хитроумными, чтобы разрешить вызванный ими же кризис. Честный, добрый и искренний персонаж становится предателем и эгоистичной сволочью, хотя все серии до этого был положительным… И ничего не предвещало его перехода на «тёмную сторону». Почему резко поменялся персонаж? Потому что нужен был «вот это поворот»! Также персонажи начинают на пустом месте конфликтовать друг с другом или с самими собой… Киноделы, будьте умнее!
Не знакомы режиссёры-сценаристы сериалов и с миром криминала и преступлений. Может, и знакомы, но не умеют это продемонстрировать. Расхваленный в Сети сериал «Лихие» — на самом деле сказочка от людей в розовых очках. Да, за сериалом стоит реальная история, но почему авторы на полном серьёзе заявляют, что ни один сотрудник милиции или эфэсбэшник из Москвы не знают, как устроена мафия? Кто в неё входит и т. д. Об этом каждый участковый знал. А сама преступная группировка решала вопросы с милицией при помощи коррупции, связей с чиновниками и насильственным методом. Тут ничего нового. Так почему бы это не показать? Покажите то, как было на самом деле, а пока фантазии авторов очень сильно уступают реальной истории. По уровню допущений и условности — будто смотришь очередной фильм киновселенной «Марвел».
«Дети перемен» — ремейк (официально не ремейк) «Бригады». Тут комментировать — только портить. Хотели снять драму про суровое время, а получилась комедия, от просмотра которой временами становится неловко — «сделали вы, а стыдно мне» (испанский стыд).
Не научились ещё писать добротные сценарии, увы. Всё, что показали в криминальных сериалах, — это фанфик к «Слову пацана» (местами даже с теми же актёрами). Пока что, наблюдая за персонажами сериалов и их историей, можно только сказать «Не верю!».
Из плюсов.
Хорошо, что стало меньше антисоветчины в картинах, но она всё же есть.
И, например, в том же «Богатыре» подвезли немного смешных шуток, отсылок — авторы явно в тренде, если бы ещё их сценарий перед пуском в работу вычитывал скрипт-доктор (непредвзятый сценарист со стороны).
Вот где режиссёры и костюмеры по-настоящему горели делом, вот где с гламуром и шиком удалось показать алкашей, падших девиц (нехорошее слово исправлено редакцией УралLIVE), депрессивных нытиков, наркоманов, богему, олигархов, золотую молодёжь — преуспели в демонстрации постыдных безобразий сериалы «Первый номер» и «Жизнь по вызову».
Там тоже не без огрехов, не без логических противоречий, но видно, что показывать современную буржуйскую сволочь авторы отлично умеют. Жаль, что и за этими картинами не стоит какая-то философская идея, они не несут доброго посыла.
В «Жизни по вызову» — очевидный месседж: проституткой (нехорошее слово исправлено редакцией УралLIVE) быть здорово, но нужно со всей осторожностью подходить к работе, а то клиенты неадекватные могут попасться… А в остальном пить, курить, употреблять запрещённые вещества, ходить в дорогих развратных платьях, кататься на роскошных машинах — вот бытие проститутки (по мнению режиссёров сериала). А! И сутенёром быть тоже норм.
Это мы хотим привить юному зрителю? Кто вырастет у вас, насмотревшись таких картин? Нет, кинодеятели! Это «не норм», сценаристы-режиссёры недоделанные, то, что вы показываете, — это постыдно, это отвратительно, это аморально. И! Незаконно.
«Первый номер» хотя бы показал закономерный итог алкоголизма, распутной жизни и злоупотребления веществами: смерть, разбитая, поломанная судьба (у «героя» и у его окружения), депрессия, развод и потеря семьи, долги и страдания.
Ждём новых сериалов и фильмов в 2025-м. Хорошо, если эффект «Слова пацана» сойдёт на нет (хватит уже низкосортных картин про 90-е, просмотры падают, большинство зрителей охладевает). Режиссёрам — удачи и мозгов, как Страшиле. Будем ждать нормальных, а значит, интересных историй в которых есть адекватные, не условные персонажи, историй, где логика (хотя бы внутренняя, заданная самим произведением) не вышла из чата, где персонажи не противоречат сами себе… Не подведите нас, наши дорогие трансляторы добрых и светлых идей!
Читайте колонку Вячеслава Казарина. Волшебник изумрудного города: российские киноделы обманули нас в лучших традициях Гудвина
Ещё больше новостей в нашем ТГ-канале!