Друзья, приветствую вас! После довольно продолжительного молчания, врываюсь в жизнь своего канала с новым постом, посвящённым очередному бывшему доходному дому.
Дом был возведён по проекту академика архитектуры Юлия Осиповича Дютеля в 1861 году, на участке под номером 7 на углу Вознесенского проспекта и под номером 1 в переулке Пирогова, бывшем Максимилиановском.
Здание трёхэтажное, с фасадом решённым в стиле "Эклектика". Вид на здание со стороны Вознесенского проспекта.
Вид на здание со стороны переулка Пирогова.
Доступ во внутренний двор осуществляется с помощью воротной арки со стороны переулка.
Жаль, что не сохранились подлинные ворота.
По традиции сначала осмотрим убранство фасада.
Здание снаружи оформлено тремя ризалитами: одним угловым и двумя боковыми.
Фасад всех трёх ризалитов на уровне первого этажа оформлен шероховатой штукатуркой - цементной шубой.
Помещения первого этажа при проектировании дома предназначались для устройства торговых помещений. В них ведёт отдельный вход, расположенный со стороны проспекта.
Роскошные деревянные заполнения в проёмах первого этажа - не подлинные, современные.
Выглядят рамы превосходно.
Они же, чуть ближе. В готической стилистике.
Переведём взгляд на верхние этажи.
Фасад всех трёх ризалитов на уровне второго этажа украшен шероховатыми рустами. Также стоит обратить внимание на балконные ограждения на уровне третьего этажа. Они литые, из чугуна.
Оконные проёмы забраны широкими наличниками. Замковые камни украшены ионами и небольшими фестонами. На этом кадре запечатлён оконный проём, сохранивший внутри себя деревянную раму, вероятно советского времени, с "потёкшими" стёклами.
Карниз-молдинг между вторым и третьим этажами украшен дентикулами-зубами.
В кадре - пара оконных проёмов со старыми стёклами.
Третий этаж. Окна здесь также зажаты наличниками, а подоконное пространство -с выемчатыми украшениями.
Картуши сверху более богато декорированы, нежели на уровне второго этажа.
Вид на угловой ризалит третьего этажа. Роскошные литые чугунные балконные ограждения.
Под кровельным дентикульным карнизом, над оконными проёмами устроены панели прямоугольной формы с рельефными изображениями флорального характера.
Вид на фасад со стороны переулка Пирогова. Мы кратко осмотрели фасад здания, пришла пора заглянуть во внутренний двор.
Главный парадный вход спроектирован именно со двора.
По бокам от арки располагаются ещё два входа. На этом снимке дверь слева ведёт на чёрную лестницу. Дверь справа - во вторую парадную, в которую я к сожалению попасть не смог.
Дворовые фасады декорированы не менее богато, чем уличные.
Гладкая фасадная штукатурка, оконные наличники, карнизы и молдинги.
Вход в главную парадную скромен. Сразу и не скажешь, что эта дверь ведёт на главную лестницу.
Ещё один вид на дворовый фасад и на дверь, ведущую на ещё чёрную лестницу.
Двор представляет собой колодец. На фоне светло-жёлтого фасада небо выглядит контрастно. Настало время познакомиться с историей участка, на котором была возведена интересующая нас постройка.
На плане 1738 года на интересующем нас участке уже располагалась большая угловая постройка внутри двора.
План 1753 года показывает наш участок, входивший в то время в состав более крупного. На внешнем углу Вознесенского проспекта и переулка Пирогова, в те годы носившего название Малой Съезжей улицы, по находящемуся поблизости съезжему двору 2-й Адмиралтейской части, стоит большая угловая постройка, вероятно деревянная.
Самый интересный план - аксонометрический, датированный 1765- 1773 годами. Участок ещё более укрупнён. В нужной нам части находился пустырь с одноэтажной постройкой, видимо сараем. А ещё отметьте некое круглое строение, напоминающее кучерский камин.
В Сенатском атласе 1798 года участок снова выделен. Он занят всего парой строений - главным угловым каменным домом и деревянным сараем во дворе.
В четверть процентной табели 1804 года владельцами участка представлены купцы Бочьков и Кусовников.
Санктпетербургская адресная книга на 1809 год. Купца Бочкова вероятно звали Афанасием, а Кусовникова вероятно Петром.
В справочнике "Петербургский некрополь" найдена запись об Санкт-Петербургском купце Афанасии Ивановиче Бочкове, умершем в 1827 году на 74 году жизни.
К 1822 году дом находился в собственности надворного советника Кусовникова, вероятно сына купца.
План Санкт-Петербурга на 1828 год представляет нам на участке только каменные постройки. Жаль, что мы не узнаем, как в те годы выглядел главный дом. Никаких чертежей увы не сохранилось.
К 1836 году участком владел кузнечный мастер по фамилии Романис.
В справочнике 1849 года домовладельцем показан некий Романиус, видимо ошибка.
Из этого же справочника узнаём, что кузнечного мастера Романиса звали Симоном Семёновичем. При нём высота главного дома была в два этажа.
До середины 19вкка, а может и до 1860 годов семейство Романисов являлись хозяевами исследуемого нами владения.
К 1862 году участок снова сменит владельцев. Ими станут семейство швейцарских граждан Дювалей.
Именно Дювали закажут постройку нового трёхэтажного дома, сохранившего до наших времён. Авторство проекта принадлежит академику архитектуры Юлию Осиповичу Дютелю.
Чертёж фасада со стороны Вознесенского проспекта.
Чертёж фасада со стороны переулка Пирогова.
Невоплощённый в жизнь проект четырёхэтажного дома Дютелей. Дом мог быть выше, но очень хорош и в нынешнем варианте.
Антуан Дюваль-Филиппен в справочнике 1854 года представлен капиталистом, проживающим на Почтамптской улице. Филиппен-Дюваль — семья швейцарских граждан, которая в XIX веке владела кварталом домов № 3, 5 и 7 по Вознесенскому проспекту в Санкт-Петербурге. Антуанетте Валентиновне Филиппен-Дюваль принадлежали дома № 3 и 5, Якову Антоновичу — дом № 7 на углу Максимилиановского (сегодня — Пирогова) переулка.
Также Филиппен-Дюваль возглавлял семейное дело ювелиров Дювалей. Особенно много он работал для Марии Фёдоровны, вдовы Павла I, назначившей его своим придворным ювелиром. Выдержка из справочника 1869 год.
Вскоре после смерти покровительницы Филиппен-Дюваль начал постепенно сворачивать семейное дело, решив открыть банк на паях с родственниками из семьи Сеген.
Выдержка из справочника 1889 год.
В справочнике «Весь Петербург» на 1910 год домовладельцами представлены наследники Филиппен-Дювалей.
К 1911 году участок перейдёт в собственность к последнему хозяину - купцу Александру-Эдмунду Кинкману.
Купеческая книга 1916 года. Торговый дом "Эдмунд-Кинкман и компаньоны" содержит магазин велосипедов и принадлежностей в доме 17 по Гороховой улице.
Помимо велосипедов торговый дом Кинкмана ведёт торговлю разнообразными товарами.
Например, граммофонами.
Или электрическими вензелями.
Шильда "Торговый дом Э. Кинкман и Ко" с указанным адресом магазина. Фото взято с сайта Citywalls.
Так выглядит и сегодня дом под номером 17 на Гороховой улице. в котором когда-то располагался магазин ТД "Э. Кинкман и Ко".
К 1917 году Кинкманы всё так же являлись домовладельцами и помимо торговли и участия в управлении Северным кредитным обществом, занимались благотворительностью.
Судьбу последних домовладельцев в послереволюционные годы проследить не удалось, так что познакомившись с историей владения участком, направляемся осматривать главную парадную лестницу.
К сожалению, в главную парадную ведут современные железные двери.
Заходим! Вид из парадного вестибюля на входные двери. Декор в вестибюле представлен довольно скромный.
Данный коридор когда-то вёл или в квартиру или в торговые помещения. Полы облицованы прямоугольными двухцветными плитами.
Вид на лестницу, ведущую на второй этаж.
Поднимаемся на первую межэтажную площадку.
На ней устроен двухъярусный камин. Такое чувство, что камин новодельный.
Хоть и присутствует дровник.
На полы здесь, как и внизу, уложены прямоугольные двухцветные плиты .
Ещё один вид на межэтажную площадку. Стены во всём вестибюле поделены на панели.
Неплохой вид на площадку второго этажа. Поднимаемся наверх.
Вестибюль довольно просторный и светлый.
Перильные ограждения составлены из чугунных литых балясин.
Одна из них среди современных вертикальных штакетников.
Чугунное литьё - яркий пример декора 19 века.
Изящные завитки листьев и стеблей.
Так же на лестнице когда-то были смонтированы кольца-держатели для ковровой дорожки.
Позже они были выломаны вандалами и скорее всего сданы в металлолом.
Подлинных квартирных дверей в парадной не сохранилось совсем.
Аскетичный десюдепорт со светильником в центре прямо над квартирной дверью.
На квартирной площадке второго этажа располагается две квартиры.
Потолочную часть украшают декоративные консоли.
Их декор содержит флоральные мотивы.
Поднимаемся выше, на площадку между вторым и третьим этажами.
Здесь покоится небольшой, но очень изящный мраморный камин.
Портал камина состоит из мрамора, с декором из металла.
Топочный проём овальной формы с массивной решёткой внизу.
На фоне стены камин визуально теряется.
Обратим внимание на полы.
Напольная плитка эпохи модерна. Видимо камин и напольное покрытие времён последнего домовладельца Кинкмана.
Плитка яркая и многоцветная.
Три больших окна прямоугольной формы проливают много дневного света в вестибюль на уровне третьего этажа.
Потолочная панель гладкая, без какого-либо декора. Нет никакого намёка на розетку или крюк для люстры.
На площадке третьего этажа также располагается всего две квартиры. Интересно, в какой из них в своё время проживали семейства Дювалей и Кинкманов.
План 2 и 3 этажей. Можете сами представить размеры квартир.
Осмотрев главную парадную лестницу, спускаемся вниз по лестнице и выходим на улицу.
Признаться честно, очень уютная парадная. Хочется здесь остаться подольше, но не будешь ведь сидеть в парадной.
Какой же всё-таки благородный дом, которому в июле 2025 года исполнится 164 года. Да, в Петербурге зданий такого возраста большое множество и каждый из них великолепен своими убранством и тем более историей.
Друзья, очень вас благодарю за интерес к посту, к каналу. Постараюсь в 2025 году активнее вести свой блог.
До новой встречи!