Роман "Золотая лихорадка" является продолжением жизнеописания главных героев романа "Амур-батюшка". Скажу честно, до прочтения этой книги, я понятия не имела, что в России тоже была "золотая лихорадка", я думала, что это "привилегия" Дикого Запада (возможно, я не одна такая). Само явление было мне известно по фильмам вестернам, что и определяло "знание".
Читаю эти произведения с большим интересом, узнаю новое об освоении дальних земель российских просторов, которые и сами переселенцы раньше не считали Расеей. Интересно "наблюдать", как повторяется история (относительно сегодняшних дней).
По мере геологических и научных исследований, развития технологий, пароходства - на берегах рек и морей возводились города, развивалась торговля. Иностранные компании заполняли рынок своим товаром, скупая задешево природные ресурсы российских земель. После открытия частным образом месторождений золота, люди стали оставлять свои дома и организовывать поселения вдоль залежей, города и деревни пустели.
"Кто поверит потом, что мы по всему Амуру сеяли хлеб и собирали хорошие урожаи, если дети со временем бросят пашни?"
"За деньги тут можно достать всё. И от этого как-то страшно на душе. Конечно, хорошо бы вечный праздник! А как же жить? Для чего человеку жить? Как же без дела?"
Зачем что-то производить, ходить на охоту ради пары шкурок и куска мяса, сеять пашни, собирая свой хлеб, если можно за кусочек драгметалла купить всё это у иностранцев? Ничего не напоминает?
В послевоенное время массово осваивали целину - БАМ, Магнитка, Братская ГЭС и т.п., а при распаде Союза, мало того, что многие застройки были национализированы "бывшими", оставшиеся стали увядать с геометрической прогрессией, опустевшие деревни и города, и не только дальних регионов. Тогда не нашлось правителя, способного сохранить самоценность земли русской. На сегодняшний день ситуация глобально сохраняется - люди едут в "центр цивилизации" каменных джунглей.
А ведь вначале всё было иначе. Любили работать люди, не могли без дела.
«Почему вы так хорошо живёте? Мы к вам столько лет не ездили, думали, что совсем пропали. А у вас скот, пашни, народ здоровый». - «А это, батюшка, потому, что начальство десять лет к нам не наезжало»
Выкорчёвывали тайгу, освобождая землю под пашни и застройки, строили целые деревни. На вновь освоенных землях при деревнях возводились церкви. Да, в то время было насаждение христианства, но без "инквизиций", при церквях открывались школы, где бесплатно обучали в том числе детей коренных жителей, что давало им возможности развивать регион. Кое-где служителями становились местные уверовавшие. Славяне с разных регионов и коренные народы многое перенимали друг от друга, как в культуре, так и в быту, что так же давало дополнительные возможности для более благополучной жизни.
"Много, очень много может человек сделать, если он стоит на своём месте"
"Здесь мне народ вместо книги. Я часто замечаю, что люди своим умом доходят до того же, до чего и великие ученые."
Кто не знает, в русских семьях браки были договорные, со смотринами (но любовь случалась). В 19 лет девушка уже "старая дева", и в 16 лет замужество норма. Мужчины принимали чужих детей, как своих. Замужние девушки уходили жить в дом мужа. Детей в семье было не менее трёх. В старые времена жили в одном доме несколько поколений семьи, поэтому избы изначально строились большими (старики, братья со своими женами и все их дети). Кто хотел, отделялся и сам строил свой дом уже для следующих поколений. Хозяйство вели совместно, все были при деле с детских лет. Кто был обучен грамоте - почитался особо.
"Я замечаю, что крестьяне знают все философские и нравственные теории, которые проповедуют образованные люди, но по-своему. Я убеждаюсь, что не существует монополии образованности"
Ещё до революции, в 2015 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ). Всё население России в возрасте от 8 до 50 лет обязывали учиться грамоте на родном или русском языке, для чего создавались школы для рабочих и крестьян. Специалисты массово помогали гражданам отдаленных регионов создавать новую инфраструктуру.
Как показало время, советские времена дали огромное количество высококлассных специалистов в разных областях. Различные промышленные и аграрные возможности той или иной республики были взаимовыгодны. Культура народов Союза в чём-то схожая, в чём-то уникальная становилась единой мультикультурой, величественной своим многообразием.
"А теперь учат и пишут: народ – хам! Простой народ не способен к развитию. Природные рабы – славяне. Это мы с вами... Какой-нибудь выродок говорит, что мы - плебеи. Между тем у людей, которые трудятся, у людей всех народов нет и не может быть вражды друг к другу…"
Историю надо знать хотя бы для того, чтобы не повторять прошлых ошибок. Читая произведения Н.Задорнова пришла к мысли, что хорошо бы было ввести в школах два предмета истории: история цивилизации и история России (желательно без прикрас, ведь мир - не идеален, и в каждом правителе есть не только отрицательные, но и положительные стороны).
Цитаты из книги:
"Дома не те, люди не те… только рабы божьи те же.."
"Барон Корф желал быстрейшего и свободного развития новых территорий и старался привлечь на Дальний Восток отечественный капитал, не делая в то же время почти никаких затруднений иностранцам и ограничивая лишь американскую торговлю"
"В Хабаровке появились представители крупных фирм. Новый губернатор ведёт свою политику, старается потеснить американскую торговлю и не даёт ей позиций во Владивостоке"
"Золото роем, добываем и его не видим. Мало что это золото пропиваем. Этим золотом нами же потом управляют"
©данная статья является собственностью автора https://vk.com/marikmik