Найти в Дзене
Воздушные бои

Воздушные битвы Великой Отечественной. Часть первая

Итоги.  Итак, время подводить общие итоги. До сих пор мы рассказывали про конкретные случаи поражения немецких асов, однако без системы. В итоговой серии статей мы попытаемся привести в систему то, что нами написано.  Итак, сначала общая статистика. Мы рассмотрели 903 немецких аса, имевших на счету 10 и более побед. Выбыли в боях на Востоке 411 человек, и ещё 242 были сбиты, но не выбыли. Только 250 человек, по имеющимся данным, поражений не имели. Это менее, чем треть от общего числа.  Любопытно, что точно идентифицируемых случаев поражений немецких асов мы нашли 903 – ровно столько, сколько было немецких асов. Естественно, в реальности таких случаев намного больше. В 766 случаях отличились пилоты советских истребителей. Как легко видеть, перевес подавляющий. Так, огнем с земли сбито реально, а не в фантазиях немцев, 54 самолёта асов, причём в ряде случаев в ходе боя, то есть победа совместная с истребителями. В 53 случаях, почти столько же, победа на счету стрелков бомбардировщико

Итоги. 

Итак, время подводить общие итоги. До сих пор мы рассказывали про конкретные случаи поражения немецких асов, однако без системы. В итоговой серии статей мы попытаемся привести в систему то, что нами написано. 

Итак, сначала общая статистика. Мы рассмотрели 903 немецких аса, имевших на счету 10 и более побед. Выбыли в боях на Востоке 411 человек, и ещё 242 были сбиты, но не выбыли. Только 250 человек, по имеющимся данным, поражений не имели. Это менее, чем треть от общего числа. 

Любопытно, что точно идентифицируемых случаев поражений немецких асов мы нашли 903 – ровно столько, сколько было немецких асов. Естественно, в реальности таких случаев намного больше. В 766 случаях отличились пилоты советских истребителей. Как легко видеть, перевес подавляющий. Так, огнем с земли сбито реально, а не в фантазиях немцев, 54 самолёта асов, причём в ряде случаев в ходе боя, то есть победа совместная с истребителями. В 53 случаях, почти столько же, победа на счету стрелков бомбардировщиков, причём иногда опять же совместно с истребителями. В 13 случаях отличились пилоты «Илов», дважды им помогали стрелки. Каждый случай представляет особую ценность. В 17 случаях отличились именно стрелки «Илов». 

Из 766 случаев, когда отличились истребители, 518 побед на счету опытных советских асов и пилотов. Но и из оставшихся побед далеко не все одержали новички, в ряде случаев победитель неизвестен, в других победу одержал пилот, не являвшийся на тот момент асом, но впоследствии им ставший. Однако и на долю не самых опытных и результативных пилотов приходится немало побед, как легко увидеть. 

Теперь по типам. 333 победы на счету «Яков» разных модификаций. 107 побед, второе место, за Ла-5, 80 раз отличились пилоты ЛаГГов, то есть в общем на счету Лавочкинской продукции 187 побед. 96 побед одержали пилоты «Кобр». 41 раз отличились пилоты и-16, 35 – «МиГов», 24 – Р-40, 31 – и-153 и и-15 (последние дважды), пару раз «Спитфайры» и 15 раз «Харрикейны». 

Кажется, тут всё понятно: «Як» лидер. Но вспомним, что в целом «Яки» составляли большинство авиапарка СССР. А вот лучшие полки летали обычно на Ла-5 или «Кобрах». Правильнее было бы смотреть по соотношению количества самолётов в Советских ВВС и количества побед. 

Если мы посчитаем «коэффициент полезности», то есть разделим количество побед над немецкими асами того или иного типа на количество выпущенных в ходе Войны самолетов, то получим такую статистику. Естественно, цифры даны округленные

Як – 0,0093

ЛаГГ – 0,0122

Ла-5 и Ла-7 – 0,0065

В целом «Лавочкины» - 0,0082

МиГ – 0,0106

Кобра – 0,0213

Р-40 – 0,0106

По и-16 и «чайкам» такую статистику проводить нет смысла, поскольку выпускались они активно и до Войны. 

Интересно получается: Як по этой статистике уже не лидер, а превосходит только Ла-5 и Лавочкины в целом. Лидером является «Кобра», за ней следуют ЛаГГи, те самые критикуемые порой в литературе. А Ла-5 и Ла-7, славные хорошие самолёты, в самом низу. МиГи и Р-40 весьма достойны. 

Однако и эта статистика небезупречна. Она лишь демонстрирует, что не всё так однозначно. Но вспомните, сколько «Яков» было потеряно в самом начале Войны. С другой стороны, масса «Яков» служила в местах, где Война не шла, например на Дальнем Востоке, или в учебных частях. Что до «Ла», то у него коэффициент плох только потому, что большинство побед на нем одержаны в заключительной части Войны, когда и асов у немцев было меньше, и победы над асами почти не идентифицируются, поскольку документы немцев сохранились отрывочно. Многие произведённые Ла-5 банально «не долетели» до фронта. Словом, вся эта статистика имеет лишь ограниченное значение. 

Отметим ещё одну важную статистическую деталь: если мы возьмём немецких асов, имеющих свыше 50 побед, то увидим, что выбыл 91 из них, 114 имели поражения, и только 75 поражений вроде бы избежали. Конкретных случаев побед над ними – 362. 305 их них пилоты истребителей, ещё 5 – пилоты «Илов». Эта статистика особенно ярко иллюстрирует ту истину, что советские пилоты были опаснейшим противником для немецких асов. 

Немецких союзников мы пока не упоминаем по простой причине: мы уже приводили их итоговую статистику. Теперь же, закончив сухие статистические выкладки, мы перейдём к более конкретному рассмотрению потерь немецких асов. 

Сначала мы расскажем о потерях немцев по операциям. То есть вкратце рассмотрим их потери в ходе той или иной операции, увидим, как именно несли они эти потери, каков был характер боев и насколько эффективны были приёмы борьбы с ними советских пилотов. 

Затем мы в целом рассмотрим причины потерь немецких асов. Рассмотрим, сколько потерь немецкие асы понесли при атаках на «Илы», в ходе боев на виражах, в ходе охоты, в ходе сопровождения своих бомбардировщиков и штурмовиков и в ходе внезапных атак советских охотников. Это важно, чтобы понять, что было опаснее всего для них. 

Наконец, в третьей части мы рассмотрим советские полки и советских асов, которые добились максимальных успехов в боях против немецких асов. Рассмотрим характерные приёмы боя, тактику и многое другое. 

Естественно, мы будем рассматривать не только немецких асов, но и асов их союзников. 

Часть первая: Воздушные битвы Великой Отечественной. 

В 41 году немцы сосредоточили огромную группировку истребителей против Советского Союза. Многие либеральные псевдоисторики из форумного планктона лукавят, говоря, что против СССР воевали всего три эскадры. Такое положение имело место только в конце 43 и в 44 году. Когда всё уже в принципе было ясно. Да и то: а как же JG5? Её обычно не берут в расчёт. 

В 41 году немцы, надеясь на быстрое окончание Войны, сосредоточили на Западе всю JG27, JG3, JG53, JG51, JG54, JG77 и JG52 (кстати, не всю, она вводилась походу действия). Семь эскадр опытных, сильных пилотов. Они должны были уничтожить всю советскую авиацию, дабы обеспечить бомбардировщикам полное господство в Воздухе, после чего победа Рейха была бы делом нетрудным. Как читатели знают, ничего у них не вышло. К концу 41 года Советская авиация была не только не уничтожена, но и неба не уступила, из-за чего немецкие бомбардировщики несли огромные потери, а немецкая авиация выдохлась. Часть эскадр покинули Восточный фронт полностью или частично, причём крайне потрепанные, другие нуждались в отдыхе. 

Сразу скажем, что Заполярья мы пока не касаемся. Бои на этом участке мы рассмотрим отдельно. 

Итак, в 41 году было несколько основных боев в небе. Если начинать с севера и не брать Карелию, где велись бои между финнами и советскими частями, бои эти не слишком результативные, то будет выглядеть так: 

Бои на Ленинградском направлении. Начались они в Эстонии, затем шли на подступах к Ленинграду, после чего началось воздушное сражение в небе Ленинграда и Волхова. Это сражение отличалось тем, что оно шло и в 42, и в 43, и в 44 году, то затихая, то вновь разгораясь. В 41 году здесь, кроме JG54, действовали части JG53 и JG27, но постепенно здесь остались только части JG54. Бои здесь носили в основном характер не очень масштабный. Немцы наносили регулярно удары силами бомбардировщиков, советские пилоты отбивались. Участвовали в этих боях и финны. 

Бои на Старорусском направлении. Пожалуй, этот участок был на тот момент самым второстепенным. Интересные события в воздухе здесь стали происходить позже. Есть даже смысл объединить потери на этом участке с потерями на центральном участке. 

Бои на Московском направлении. Главный удар. Здесь основную роль играла JG51, но ей помогали и другие эскадры – например, JG27, JG52. JG51 не справилась со своей задачей, потеряла лучших асов. Начались эти бои в Белоруссии, продолжились в небе Смоленщины. Бои в небе Брянска и Ржева в тот момент были частью общего воздушного сражения, поэтому эти потери мы рассмотрим вкупе. Затем началась битва за Москву. 

Бои на Киевском направлении. Эти бои начались на Волыни и продолжились боями в небе Киева. К осени активная фаза боев завершилась. Эти бои по своей напряжённости являются весьма интересными для нас. Основной действующий персонаж здесь - JG3, а также здесь участвовали части JG52 и JG53. 

Южное направление. Бои на этом направлении начались в Молдавии, и затем, продвигаясь, произошло разделение: одна часть немецких истребителей вела бои на Южной Украине, другая же в Крыму. Основным игроком здесь была JG77, помогали ей части JG52 и румыны. 

Итак, мы видим интересную вещь. Есть четыре эскадры – 54, 51, 3 и 77, которые были в качестве единого кулака, основные. Все остальные выполняли роль вспомогательную. То есть лучшими были на тот момент именно эти, а не «пиковые тузы», например, и не JG52, которая позже стала лидером Восточного фронта. 

Итак, начнём с Ленинградского направления. В 41 году, если смотреть до наступления зимы, когда бои здесь поутихли, поражения на этом участке потерпели 24 аса. Выбыли здесь такие серьёзные асы, как Мюттерих, Литьенс (тяжёлое ранение), Блазитко, Лигниц, Рихтер, Браунсхирн. Плюс финны потеряли одного из лучших своих асов – Берга. 

Есть интересная деталь: все эти асы сбиты в воздушных боях с истребителями, и большинство остальных потерь тоже понесены именно в боях с истребителями. На других участках в 41 году, как мы увидим, много побед одержали стрелки бомбардировщиков. Здесь же Советский Союз сохранил достаточно истребителей. Поэтому здесь бои велись в основном между группами истребителей. Это и выработало изначальную тактику JG54 – слаженный групповой бой. Этой тактики эскадра придерживалась всю Войну. С другой стороны, и пилоты 7 ИАК, КБФ и ЛенФ тоже придерживались тактики работы небольшими группами. Не зря здесь практиковались в КБФ групповые победы. А вот пилоты ЛФ довольно быстро перешли на систему личных зачётов. Система эта здесь давала сбои всю Войну: поскольку часто в групповых боях определить победителя было сложно, писали одну победу нескольким пилотам, каждому как личную. 

В целом, хотя потери немцев на этом направлении были ощутимые, JG54 сохранила боеспособность полностью. Можно сказать, что она отделалась относительно легко. 

Немцы осматривают сбитый в небе Ленинграда самолёт Фрица Дингера, аса JG53
Немцы осматривают сбитый в небе Ленинграда самолёт Фрица Дингера, аса JG53

Центральное направление. 

Здесь, если брать все участки, немецкие асы потеряли до начала битвы за Москву 43 своих самолёта. Это, конечно же, очень много. Выбыли навсегда или надолго многие асы: Йоппен, Хоффманн, Хуппетц, Хохаген, Шмидт, Бренютц, Гайер, Фёзё, Колбов, Шелманн, Штеффенс, Мудин, Маурер, Юргенс… Такие потери сильно ослабили JG51, к битве за Москву она подошла не в идеальной форме, как психологически, так и в части состава. 

Здесь, как мы видим, многие потери немцы несли во время атак по бомбардировщикам, как от огня стрелков, так и от истребителей сопровождения. Это стало самой большой проблемой. Изучение тактики некоторых советских полков (об этом ниже), которые применяли систему «неплотного» сопровождения, в момент атак появляясь ниоткуда и атакуя ведущих немецких групп, привело к появлению немецкой тактики такого же точно сопровождения. Немцы довели эту тактику до совершенства, но подсмотрели они её у Советских пилотов в 41 году. Так, например, был сбит Йоппен, причём немцы так и не поняли, что же произошло, настолько стремительна и неожиданна была атака советских истребителей сопровождения. Схожим образом сбит был и Хоффманн, ещё один выдающийся ас. На северном участке, кстати, от этой тактики немцы тоже страдали: взять хотя бы гибель Браунсхирна и Рихтера. Или знаменитый разгром группы немецких асов от 154 иап Сторожаковым сотоварищи, а также приземление Шольца и Остерманна. 

Немцы в 41 году допускали здесь частенько одну и ту же ошибку, вызванную иллюзией, что советские бомбардировщики постоянно идут без сопровождения. Ведь потери здесь советские истребители понесли в первые дни Войны очень большие. Часто бомбардировщики действительно работали в автономном режиме. Немцы поэтому и не искали истребителей сопровождения, атаковали сразу бомбардировщики. В будущем они перестали так делать. 

Битва за Москву – продолжение этих боев. Однако для немецких асов она не была ожесточённой битвой. Причина простая: мороз. Так что эта ожесточённая битва велась больше на земле. Все же 9 побед над немецкими асами советские пилоты в её ходе одержали. Удалось вывести из строя ещё несколько видных асов – Эдмунда Вагнера, Леессмана, Венельта, Хакера, Фухса. Причём снова в ряде случаев (Вагнер, Лессманн, Хакер) дело решала внезапная атака советских асов. Мы видим, что в этот период именно быстрота атак советских пилотов и меткость была основным козырем в боях с немецкими асами. А вовсе не пилотажное искусство. Это качество имело больше значения на Ленинградском направлении, где ряд побед был одержан в групповых боях. 

МиГ-3. Этот самолёт часто критикуется. Минусом была плохая маневренность, сложность управления и слабое вооружение. Однако в 41 году этот самолёт лучше других выполнял задачи сопровождения
МиГ-3. Этот самолёт часто критикуется. Минусом была плохая маневренность, сложность управления и слабое вооружение. Однако в 41 году этот самолёт лучше других выполнял задачи сопровождения

Перейдём к боям в небе Киева и Волыни. Эти бои трудно вспоминать без боли. Ведь это был, увы, разгром Советской армии, самый тяжёлый за всю Войну. Но вот что любопытно: этот разгром никак не сказывался на качестве воздушных боев. 

Да, в небе немцам было непросто. И даже несмотря на то, что здесь истребителей не хватало, и многие полки были вооружены устаревшей техникой: и-16 и и-153, а бомбардировщики летали часто без сопровождения. Тем не менее, показали здесь советские пилоты себя более чем достойно. 44 победы над немецкими асами было одержано в ходе этих боев. Редкий немецкий ас не терял здесь свой самолёт. Причём львиную долю этих побед одержали стрелки бомбардировщиков. Бомбардировщики здесь работали очень слаженно, часто за бой сбивая несколько вражеских истребителей.

Правда, процент выбывших навсегда здесь не особо велик. Отметим Сохатци, Лотара Келлера, отметим надолго выбывшего Бауэра и… Пожалуй, всё. Тут тоже объяснение есть. Стрелки бомбардировщиков с трудом могли убить вражеского пилота. Задачей было отогнать самолёт врага. Истребители, ведущие бои почти постоянно на положении отчаянно отбивающихся, тоже не могли позволить себе атаковать так, чтобы враг не имел шансов на спасение. Они не могли здесь использовать основное преимущество советских истребителей на других участках: внезапные атаки. И-16, и-153 и даже Як, который здесь имелся в небольшом количестве, для таких атак не подходил. Обратим внимание, что все три упомянутые ярчайшие победы над немецкими асами одержаны именно в боях на выживание. Сюда же отнесем хорошую победу над Олейником, например. Что до немцев, то они шли здесь охотно в групповой бой даже с верткими и-16 и и-153, что было ошибкой. Впоследствии пилоты JG3 поняли ошибочность этой тактики и постепенно перешли целиком к тактике внезапных атак. «Срезанный» над немецким аэродромом внезапной атакой пилота Федозы ас Бок стал почти уникальным успехом советских пилотов на этом направлении. 

И-153. Этот биплан плохо себя проявил в небе Халхин-Гола в боях с верткими японскими истребителями. Но в боях с бф-109 он проявил себя довольно успешно
И-153. Этот биплан плохо себя проявил в небе Халхин-Гола в боях с верткими японскими истребителями. Но в боях с бф-109 он проявил себя довольно успешно

Южная Украина – место, где немцы легко и непринуждённо шли вперёд, пока не наткнулись на Севастополь и Ростов. Но, опять же, это не касается боев в небе. Совсем не случайно, что именно эти бои стали колыбелью знаменитых советских полков – 9 гиап, 16 гиап, 73 гиап, 40 гиап, не говоря уже о ВВС ЧФ. Здесь советские истребители оказывали JG77, а потом и JG52 ожесточённое сопротивление. Более того: здесь работали Советские пилоты столь успешно, что даже успевали помогать соседям в небе Киева. Тот же 131 иап, будущий 40 гиап, выделил туда свою спецгруппу, и ведь она отлично себя показала, именно её пилот Моисеев добился победы над Бауэром. 

 Непосредственно в Молдавии и Южной Украине немецкие асы потерпели 19 поражений. Вроде немного, но сделаем скидку на то, что в целом асов здесь было не то чтобы очень много. К большому сожалению, нам известны эти бои лишь отрывочно, многие документы не сохранились. В этом плане асам, воевавшим кюв Крыму, повезло куда больше. 

Отметим, что из этих 19 поражений масса ярких эпизодов. Выбыли яркие асы Бохманн, Эссер, временно выбыл Рудольф Шмидт, чуть не погиб Ралль. Советские пилоты здесь, что любопытно, в основном работали на устаревшей технике, что им не особо мешало. Бои здесь были самые разнообразные. Здесь мы находим и схватки крупных сил истребителей, и асов, сбитых при сопровождении «бомбовозов», и асов, которых, наоборот, сбили при сопровождении своих бомбардировщиков, и асов, сбитых в стычках маленьких групп. Здесь было всё. 

Разбитый бф-109 Гюнтера Ралля. Он чуть не погиб на нем в небе Ростова.
Разбитый бф-109 Гюнтера Ралля. Он чуть не погиб на нем в небе Ростова.

В Крыму бои были для немцев ничуть не менее губительны. Основным противником были ВВС ЧФ, большая часть которых входила во «Фрайдорфскую авиагруппу». Это были бои практически равных соперников, большинство боев здесь шли «группа на группу», в них черноморцы добились ощутимых успехов. Здесь они одержали 16 побед над немецкими асами. Был уничтожен один из ведущих асов эскадры – Лассе, причём сбили его дважды. Тяжело ранены Бэр и Фридрих, также асы из элиты JG77, взят в плен Баумгартнер, но к сожалению сбежал, сбиты и взяты в плен видные асы Винтергерст и Цузик. Словом, JG77 в этих боях досталось крепко. Успела и JG52 лишиться одного из лучших асов – Дюнна. 

Особенности этих боев определили стиль JG77. Она действовала в схожей с JG54 манере. В групповом бою нельзя отсидеться, поэтому, как и в JG54, в боях принимали участие все, и новички, и опытные асы. Это создавало для эскадры отличную систему смены кадров: быстро появлялись на смену выбывшим новые асы. JG77 оказалась самой неубиваемой эскадрой: потеряв огромное количество ведущих асов в боях 41 года, она воспитала тут же кучу других. И впоследствии эта эскадра всегда вела бои упорнее остальных. 

В небе - строй СБ. От огня стрелков этих самолетов пострадали многие немецкие асы.
В небе - строй СБ. От огня стрелков этих самолетов пострадали многие немецкие асы.

В целом мы видим, что в 41 году немецким асам было трудно на всех направлениях. Но трудности были разного типа. В центре и в небе Киева немцы страдали при атаках бомбардировщиков, а «по краям» - на севере и на юге, страдали в групповых боях с истребителями. 

Читатель легко заметит, что лучше всего немецким асам удавалось сопровождать свои бомбардировщики. В этих случаях риск потерять самолёт или даже погибнуть был минимальным. 

42 год. 

В 42 году для немцев многое изменилось. В принципе, всё у них строилось в расчёте на блицкриг. Когда этот план потерпел крах, то и истребители люфтваффе оказались в уязвимом положении. 

На Западе эскадр не хватало. После 41 года JG27 навсегда покинула Восток. JG53 тоже покинула, но позже одна группа вернулась и, собственно, она неожиданно очень ярко себя проявила в небе Сталинграда. Ушла I группа JG3. Сил здесь у немцев становилось меньше. 

Пришлось теперь эскадры потихоньку раздергивать. Была создана новая эскадра JG5 для Заполярья. Часть JG3 затыкала новую дыру в небе Демянска. Дергали и другие эскадры. Пока только JG51 держалась в центре. 

Происходили следующие крупные бои в Воздухе. В небе Ленинграда они были перманентными: то затихая, то снова разгораясь, они шли весь 42 год, а потом то же было и в 43 году. Характер их был тот же, что и раньше, представляя собой обычно схватки между истребителями. Обе стороны здесь имели достаточно сил в воздухе, поэтому и бои имели характер групповых. 

Ожесточённые бои шли в небе Старой Руссы и Демянска, чего в 41 году не наблюдалось. Здесь работали как 54, так и 51 эскадра. JG3 появлялась, опять исчезала и появлялась вновь. В основном все же именно JG54. Хотя ей приходилось разрываться между Ленинградом и Демянском, в целом эскадра с работой справлялась. Бои эти были для советских пилотов непростыми, так как здесь было много «свежеиспеченных» полков. Часть из них так и остались только в истории Демянского сражения, но другие стали впоследствии известными Советскими полками. 

Далее шёл Ржев. Причём Ржевская битва включала в себя и Вязьму, и, как отклик, также бои на Калужском участке. Это был один и тот же воздушный бой с одними и теми же действующими персонажами. Активная фаза боев здесь была в августе 43 года. Это было масштабнейшее воздушное сражение. 

Участок Брянска, Тулы и Орла весь 42 год был «спящим». Далее же шла Харьковская битва, которая, в свою очередь, дала начало сразу трем масштабным воздушным боям: битве за Воронеж, битве за Сталинград и битве за Моздок. По накалу и по результатам это были совершенно разные воздушные бои. 

Наконец, битва за Крым переросла в битву за Туапсе. Пожалуй, этот участок был самым неактивным.

Итак, теперь рассмотрим подробнее каждую воздушную битву. 

В небе Ленинграда, хотя это и была арена не самых жестоких воздушных боев, зато постоянных, немецкие асы потерпели 28 поражений. Самыми болезненными были следующие: ранение Остерманна 12 мая, ранение Броэннле, гибель Хайера, Зиглера, Эккерле, Лаутеншлегера, Лейкауфа, также Выбыли такие толковые асы, как Клаузен и Квак, фактически выбыл Вюбке, серьёзное ранение получил Шиллинг. 

Интересно отметить, что почти все эти поражения немцы могли избежать. Многие из них стали следствием грубых ошибок. Так, Остерманн совершенно не следил в бою за тылом и чуть не погиб. А ведь два дня назад его сбили ровно тем же способом и даже пилоты того же полка. Зиглер в пылу преследования забыл про зенитки и, сильно снизившись, попал в поле их огня. Лаутеншлегер пошёл в лобовую на и-16, которые спереди были отлично защищены. Эккерле ввязался в бой на виражах с и-15, да ещё и на малой высоте. Разве что поражения Броэннле и Хайера были итогом отличной работы советских асов. 

Вот что любопытно: при атаках советских бомбардировщиков немецкие асы здесь почти не несли потерь. Броэннле был сбит в таком бою, причём сам решил, что его зацепил стрелок СБ, а на самом деле он пал жертвой стремительной атаки истребителя сопровождения. Но таких боев становилось все меньше. В основном потери эскадра несла в боях с истребителями «звено на звено». Вели их асы эскадры в целом отлично, и от советских пилотов требовалось большое искусство, чтобы добиваться в них успехов. 

"Киттихоук" Дважды Героя Советского Союза Покрышева Петра Афанасьевича. На этом самолёте ас сбил в небе Ленинграда Ханса-Йоахима Хайера, одного из лучших асов JG54.
"Киттихоук" Дважды Героя Советского Союза Покрышева Петра Афанасьевича. На этом самолёте ас сбил в небе Ленинграда Ханса-Йоахима Хайера, одного из лучших асов JG54.

В небе Демянска асы немцев потерпели 17 поражений. Это, конечно, не очень много, особенно учитывая напряжённость боев. Мы не берём поражения немцев в декабре 42 года, так как эти бои были частью сражения в небе Старой Руссы, совсем другого боя. Все же и здесь немцы потеряли несколько ярких асов: Фёзё, Ляйште, Карльдрак, Хюбнер с Бергом, Флайг. Но все же в целом эти бои были для них успешные. Причину мы указывали: здесь было много свеженьких полков Советских ВВС. Конечно же, особо стоит отметить гибель Остерманна. Это был особый успех советских пилотов, и тем обиднее, что мы не знаем, кто же его добился. 

Теперь стоит рассказать про бои в небе Ржева. Здесь было сбито 27 немецких асов. Причём расшифровка побед весьма внушительная, выбыл целый ряд сильнейших асов: Леппла, Анерт, Фусс, Вайсманн, Зеелманн, Вандель, Саттиг, Кванте, Лауш, Аубрехт, Бахманн, Шлицер, Юнг, Ганц, Лохофф… Дважды сбит Шнеель, ещё один замечательный ас, после чего его карьера сошла на нет. В общем, JG51 снова крепко досталось, она лишилась большинства лучших своих асов. JG54 тоже перепало крепко. 

Здесь, как и в 41, много потерь было понесено при атаках на бомбардировщики или же на Илы. Сопровождали их советские пилоты очень грамотно. Ну и стоит заметить, что львиная доля успехов пришлась на два отличных полка – 5 гиап и 21 иап. Таким образом, сыграл роль «фактор полка асов». Впрочем, если 5 гиап был изначально задуман, как полк асов, то 21 иап стал таким «сам по себе». 

Нельзя не добавить, что бои эти были сложными для обеих сторон. JG51 не отлынивали от групповых боев, но, как видим, и сами одерживали в них много побед, и поражений терпели тоже много. Большое количество безвозвратных потерь асов стало, конечно, следствием того, что основным противником немцев здесь был ЛаГГ с достаточно мощным вооружением. Кроме того, практиковалась стрельба с близкого расстояния, что было важным фактором в бою с немецкими асами. 

ЛаГГи легендарного 5 гиап готовы к вылету. На этих часто критикуемых самолётах в небе Ржева было сбито множество ведущих немецких асов
ЛаГГи легендарного 5 гиап готовы к вылету. На этих часто критикуемых самолётах в небе Ржева было сбито множество ведущих немецких асов

На «спящем» участке немцы тоже несли какие-то потери, здесь погиб, например, Штрелов, Хордт, но в целом здесь боев почти не было. 

Далее остановимся на боях в небе Харькова. Этот участок был «спящим» до мая 42 года, немцы тут держали всего одну группу истребителей. Но, как только начались активные боевые действия, они быстро перебросили сюда части из Крыма. В итоге за короткий период времени JG77 и JG52 здесь закрыли «брешь», после чего началось наступление уже немцев. 

Хотя немецкие истребители отчитались о массе побед, на самом деле они здесь не добились особых успехов, советские истребительные полки большей частью сохранили боеспособность. Их асы здесь потерпели 18 поражений, многие – уже после окончания активной фазы собственно Харьковской битвы. 

Конечно, самой болезненной была потеря Штайнбатца по его собственной глупости. Из других потерь стоит выделить победу над Симшем советских пилотов, которая его надолго выбила из обоймы. Также гибель командира эскадры JG52 Лессманна, гибель Эмбергера, Брутцера, ранение Квасиновски, плен Бергера, Шаде. Потери неприятные, которые показывают, что в целом немцам здесь было непросто. Все же назвать эти бои слишком тяжёлыми для них нельзя.

180 иап. На заднем плане - "Харрикейн". Этот самолёт совершенно не понравился пилотам полка, и вскоре полк получил на вооружение "Аэрокобры".
180 иап. На заднем плане - "Харрикейн". Этот самолёт совершенно не понравился пилотам полка, и вскоре полк получил на вооружение "Аэрокобры".

Бои за Воронеж, предваряли которые бои в Курском небе, вела сначала JG3 и JG53, но затем здесь обосновалась прочно JG77. Надо сказать честно: одна группа JG77, которая здесь работала, нанесла огромные потери советской авиации на этом участке. Советские документы отмечали полный перевес немцев в этих боях. С одной стороны, здесь действовали многие советские полки, в будущем яркие, но тогда ещё совсем «сырые», проходящие жестокую обкатку. С другой, JG77 была эскадрой максималистов, она всегда работала на пределе, стараясь нанести максимальный ущерб неприятелю. JG77, как никто, умела вести групповые бои. Здесь же работали венгры и итальянцы, от которых толку, конечно, было мало. 

Светлым пятном было появление здесь экспериментальных полков на «Кобрах», которые здесь поначалу произвели фурор. Об этом позже. Надо сказать, JG77, в отличие от JG3 и JG53, быстро адаптировались к этим полкам. 

К осени 42 года JG77 неожиданно покинула этот участок. Её ждал западный фронт. А в небе Воронежа остались итальянцы да венгры. Проще сказать, немцы махнули рукой на этот участок фронта. Итог все помнят. 

Немецкие асы потерпели здесь 20 поражений, плюс ещё и венгры потеряли своего единственного на тот момент аса Панцеля. Из видных немецких асов здесь выбыли Шульте, Брокке, Заборовски, Вольтер, Эберт, Лоуис, Рюттгер, Фичен. Отметим два поражения Райнерта, второе с серьёзным ранением, ранение Рудольфа Реша, поражения Эттеля и Криниуса. Словом, мальчиками для битья советские пилоты здесь не были. Отметим ещё одну деталь: все эти поражения не были следствием ошибок немецких асов, поскольку пилоты JG77 в целом ошибались очень редко. Это был итог отличных действий Советских асов. Прежде всего именно в групповых боях. Не забудем и про «Кобры». Как выше сказано, прошедшие эти бои советские полки усвоили отличную работу в группе. Яркий пример – 4 иап или 721 иап. 

Сталинградская битва – это было крупнейшее воздушное сражение всей Войны в целом. Причём к ней следует отнести как бои непосредственно в небе Сталинграда, так и в небе Ростова. Поэтому и потери в небе Ростова в 42 году мы относим к той же битве, благо действующие персонажи были одни и те же. Со стороны немцев здесь были JG3 целиком, первая группа JG53, а также JG52, которая разрывалась между Кавказом и Сталинградом. Хотя немцы здесь добились полного перевеса в воздухе, им не удалось уничтожить здесь советские полки полностью, сами же они несли большие потери. Конечно, вывод JG53 из боев стал большой проблемой. Впрочем, к моменту вывода «пиковые» понесли большие потери. 

Бои здесь имели много особенностей. Аэродромы как немцев, так и советских ВВС находились вблизи фронта, поэтому обе стороны совершали визиты на вражеские аэродромы регулярно. Немцы, конечно, чаще, сущей напастью стала охота на заходящие на посадку Советские самолёты со стороны немецких асов. Именно здесь выработался характерный стиль – внезапные атаки с вертикалей, из которых состоял бой. Немцы теперь не вступали в бой на виражах, а атаковали с вертикали цель внезапно, после чего, если атака приводила к существенным успехам, повторяли её, иногда нанося очень большие потери советским группам. Эта тактика позже стала для немцев типовой. 

Также немцы активно боролись против «Илов» и, надо сказать, применяя ту же самую тактику, добились больших успехов. Тактика имела и обратную сторону: постепенно немцы теряли навыки группового боя. Это аукнулось JG3 на Западе, где подобная тактика не работала. JG77, привыкшая к групповому бою, наоборот на Западе чувствовала себя комфортно. 

Иногда немцам эта тактика дорого обходилась и в небе Сталинграда. Если удавалось после атаки втянуть их в групповой бой, они часто терялись. В свою очередь, советские пилоты становились более внимательными, выживал тот, кто лучше следил за небом. Теперь уже мало было быть искусным пилотажником. Стали также придумывать новые построения, так называемый «уступ», прообраз «этажерки». 

Советские пилоты, стрелки и зенитчики одержали в ходе битвы 76 побед над немецкими асами. Кого тут только не сбивали! Так, здесь получил тяжёлое ранение Баркхорн, к слову от внезапной атаки советского истребителя. Дважды сбит Штайнхофф, трижды – Лемке. Здесь же был сбит Хайнрих Шмидт, ещё один топовый ас, правда в заключительной фазе в небе Ростова, еле добрался до своих. Тяжёлые поражения имели Лукас, Тонне, Даммерс, Бич, выбыл после тяжелого ранения Бауэр. Также выбыли Франке, Шентке, Целлот, Ольрогге, Земелка, Грассмук, Хэфнер, Деккер, Штразники, Ровер (сильно ранен), Пайссерт, Хагедорн, Фридрих, Айнзидель, Грайзерт, Баум, Диргардт, Шойбле, Кальб, Гиллхауз, Хофрат, Махер, Лешерт, Крюгер, Фогель… И это – только те, у кого свыше 20 побед. 

Таким образом, небо Сталинграда стало для немцев тем местом, где было потеряно большое число асов. Так, JG53 сохранила лучших асов, но выбыли почти все асы «второго звена». Лучших асов лишилась JG3 – кого навсегда, кого временно. И после этого её пилоты окончательно перешли на работу с вертикалей, так как в групповом бою выглядели довольно посредственно. Пожалуй, меньше других пострадала JG52. Но надо учесть, что она и воевала тут не столь успешно, как та же JG53. 

Трудно объединить все эти потери, так как они совершенно разные. Отметим лишь, что советские пилоты здесь показали, что могут вести бой в любом качестве. 

Про бои в небе Моздока мы расскажем чуть ниже. Сначала стоит сказать про Крым. Здесь немцам противостояла, кроме ВВС ЧФ, ВВС КрымФ, куда входил ряд новых полков. Надо сказать, организованы они были неплохо. В итоге воздушные бои здесь для немцев стали весьма тяжёлыми. Асы немцев здесь понесли 17 поражений, из которых, конечно, выделяется гибель Кёппена. Потерь по личному составу было немного. Стоит заметить, что пилоты JG77 редко гибли в боях потому, что успевали обычно вовремя выйти из боя, выпрыгнуть с парашютом или совершить вынужденную посадку. Поэтому JG77 здесь в целом смогла сохранить свой боевой костяк, хотя и Зетц, и Гайссхардт, и Бадум, и даже сам Голлоб здесь отметились поражениями. 

Бои в небе Туапсе и Моздока мы рассмотрим вместе. JG77 в них уже не участвовала, здесь работала только JG52, причём на обоих направлениях. Противостояли немцам большей частью полки не самые могучие, исключением был 131 иап, в боях с которым немцы испытывали огромные проблемы. Но здесь было очень много новых полков, которые опыта не имели. Зачастую и вооружение их было далеко до совершенства. Здесь же действовали хорватские пилоты. Бои эти стоили немецким асам как минимум 19 поражений, причём, например, известный ас Крупински, хотя и пополнил счёт здесь значительно, сам трижды был сбит и ещё пару раз подбит. Досталось здесь и Гриславски. Дважды он здесь терял самолёт. Из потерь безвозвратных отметим Рацлаффа, который был сбит в классическом бою на виражах, Хеега – жертва тарана, Ляйхера, сбитого в большом групповом бою. Все же в целом для немцев бои здесь складывались успешно. 

Итак, оценивая 42 год, мы видим, что крепче всего немецким асам приходилось в небе Ржева и Сталинграда. В небе Петербурга они также потеряли нескольких видных асов, причём каких-то особых успехов не добились. В целом менее тяжёлыми были для их асов бои в небе Воронежа, Крыма, Кавказа и Демянска, хотя и здесь они потерь не избежали, порой весьма существенных. 

Характер боев менялся. Менялись тактические приёмы. Если JG51 и JG54 продолжали делать упор на групповой бой без активного использования внезапных атак с вертикали, больше делая ставку на взаимодействие звеньев и на пилотаж, то JG52 и JG3 всё больше делали ставку на внезапность атак без виражного боя. Как показала практика, тактика JG52 и JG3 в целом была эффективнее на тот момент. Лучше всего же вела групповой бой JG77, пилоты которой действовали агрессивно и слаженно, используя лучшие качества бф-109. 

Отражали налеты советских «Илов» и Пе-2 немцы по старинке. Они старались внезапными атаками нанести последним потери, не вступая в бой с истребителями сопровождения. Такая тактика была сложной, стоила ряда потерь, и постепенно обе стороны пришли к тактике синхронных ударов по истребителям сопровождения и по бомбардировщикам или штурмовикам. Либо же, если сил недостаточно, то к нейтрализации прежде всего прикрытия. 

В этих боях обе стороны вырабатывали новые тактические приёмы. Советские пилоты тоже придумали новую систему боя. Почти ушли в прошлое построения «тройкой». Начинали применяться системы подстраховки. Старая система сопровождения, когда группа истребителей идёт значительно выше группы сопровождаемых, стала давать сбои, эффективна была только на «Кобре». Постепенно приходили к системе «двойной страховки» - так называемые группы «ударная» и «непосредственного сопровождения». Совершенствовался групповой бой. В 41 году советские пилоты обычно добивались успеха с первых атак, при продолжительном бое советские пилоты хорошо работали на виражах, но, за исключением нескольких полков, о которых речь впереди, плохо взаимодействовали друг с другом. Теперь же советские пилоты грамотно вели именно бой в группе. Таких полков стало всё больше, особенно выделялись этим умением 131 иап, 5 гиап, 4 иап, полки ВВС КБФ, ЧФ и ЛенФ. Успехи их в боях с немецкими асами говорят сами за себя. И все же ещё много было откровенно слабых полков, которые, к сожалению, несли большие потери.