Евгений Алексеевич Лебедев родился 15 января 1917 года в Балаково, Саратовская область. С детства его жизнь была омрачена трудностями из-за религиозности родителей и службы отца в церкви. Постоянные издевательства и обидное прозвище «поповский сынок» вынудили его покинуть родные места и переехать к деду в Самару.
После окончания Школы фабрично-заводского ученичества, Евгений работал в ТРАМ, где его талант был замечен. Однако его театральная карьера чуть не оборвалась, когда стало известно о его происхождении. Лебедев избежал ареста и уехал в Москву, где скрывал свое происхождение, указывая в анкетах, что он сирота.
В 1937 году Евгений Алексеевич тайно встретился с отцом, но вскоре его арестовали вместе с матерью. Это трагическое событие оставило молодого актера и его младшую сестру сиротами в возрасте всего двадцати лет.
Лебедев отчаянно пытался защитить свою сестру: он просил администрацию общежития разрешить ей жить в его комнате, но получил отказ. Отдавать сестру в детский дом ему не хотелось, но другого выхода он не видел. Эта боль и чувство вины преследовали его всю жизнь. Несмотря на то, что спустя много лет он все же нашел свою сестру, они так и не смогли наладить близкие отношения.
Евгений Алексеевич Лебедев постоянно стремился к совершенствованию своего профессионального мастерства. Он обучался в ГИТИСе, а затем продолжил свое образование в Московском городском театральном училище при Театре Революции. Эти учебные заведения заложили прочный фундамент для его будущей карьеры, дав ему необходимые знания и навыки для покорения театральных высот.
В начале 1940-х годов Лебедев выступал на сцене Тбилисского театра юного зрителя (ТЮЗ), где его талант засиял новыми гранями. Именно в Тбилиси он познакомился с Георгием Александровичем Товстоноговым, с которым у него завязалась крепкая дружба. Их профессиональные и личные отношения сыграли важную роль в дальнейшем творческом пути Евгения Алексеевича.
С началом Великой Отечественной войны Лебедев активно поддерживал боевой дух солдат, выступая на передовой и преподавая актёрское мастерство в Грузинском театральном институте. За заслуги во время войны он был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в ВОВ».
Вернуться в Москву Лебедев смог только в 1949 году, где случайно встретил Георгия Товстоногова. Тот пригласил его в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, что стало поворотным моментом в карьере актера. В 1956 году они вместе перешли в Большой драматический театр имени М. Горького, которому Лебедев оставался верен до конца своих дней, внося значительный вклад в театральное искусство.
Евгений Алексеевич Лебедев начал свою актёрскую карьеру с роли сказочного персонажа Кощея Бессмертного в музыкальной драме «Римский-Корсаков». Этот дебют стал первым шагом на пути к большому успеху, хотя тогда еще мало кто мог предположить, что впереди его ждут многочисленные яркие и запоминающиеся образы.
Спустя несколько лет, Лебедев принял участие в съемках картины «Два капитана», где его талант получил возможность раскрыться в новом амплуа. Этот опыт стал для него важным этапом в формировании как разнопланового актера, способного справляться с самыми разными задачами на съемочной площадке.
Заметной вехой в его карьере стала роль Дубцова в драме «Поднятая целина», где Евгений Алексеевич смог показать всю глубину и многогранность своего таланта. Не менее запоминающимися стали его работы в таких фильмах, как «Иду на грозу», где он сыграл Агатова, и «В огне брода нет», где Лебедев воплотил образ белогвардейского полковника. В «Поезде милосердия» он предстал перед зрителями в роли ординатора Супругова, демонстрируя свою способность вживаться в самые разные характеры и эпохи.
Однако настоящую всесоюзную славу и признание Евгений Алексеевич ощутил после премьеры комедии «Свадьба в Малиновке», которая стала лидером проката 1967 года. В первый же год картину посмотрело почти 75 миллионов зрителей, что стало невероятным успехом для того времени. Лебедеву досталась роль деда Нечипора, и несмотря на то, что ему тогда едва исполнилось 50 лет, он сумел создать невероятно яркий и запоминающийся образ, который полюбился миллионам зрителей.
Всего в творческой биографии актера насчитывается более восьмидесяти разножанровых экранизаций, каждая из которых оставила свой след в истории кино. Среди них можно выделить драму «Записки сумасшедшего», классическую картину «Преступление и наказание», киноповесть «Начало», фильм-сказку «Приключения желтого чемоданчика», военную ленту «Блокада», музыкальную картину «Маринка, Ян и тайны королевского замка», детскую картину «Фантазии Веснухина», историческую ленту «Эскадрон гусар летучих», приключенческий фильм «Синдикат-2», экранизацию «На гранатовых островах» и телефильм «История лошади».
Личная жизнь Евгения Алексеевича Лебедева окутана ореолом таинственности, однако несколько ярких фактов все же заслуживают внимания. В конце 1930-х годов он встретил актрису Наталью Петрову, с которой вскоре связал свою жизнь. В 1938 году, когда Лебедеву было всего 22 года, у пары родилась дочь Ирина. О ее дальнейшей судьбе, к сожалению, информации практически нет.
Второй брак Евгения Алексеевича был с Нателой, младшей сестрой знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Их знакомство переросло в крепкую дружбу и семейные узы, а в 1952 году Натела подарила Лебедеву сына Алексея, названного в честь отца актера. Алексей пошел по стопам отца и стал успешным кинорежиссером, создавая телесериалы и документальные фильмы.
Несмотря на крепкое здоровье, на склоне лет Лебедев столкнулся с серьезным испытанием – перенес инсульт. Этот удар заставил его заново учиться ходить и говорить, но несгибаемая воля и стремление вернуться к любимой работе помогли преодолеть все трудности. Сила духа и преданность искусству позволили ему вновь выйти на театральную сцену и радовать зрителей своим талантом.
За полгода до инсульта, Лебедев отметил свой 80-летний юбилей. Однако его заветной мечтой, так и оставшейся неосуществленной, была роль короля Лира – вершина актерского мастерства, символизирующая его непревзойденное искусство.
Жизнь и карьера Евгения Алексеевича Лебедева стали ярким примером стойкости, преданности искусству и способности преодолевать любые препятствия на пути к своей цели.