В «Центре искусств. Москва» впервые увидела картины Ивана Шультце, нашего соотечественника, выдающегося мастера света. Чтобы рассказывать об этих удивительных картинах, нужны какие-то особенные слова, обычные не подходят!
Иван Фёдорович Шультце вошёл в историю искусства как представитель русской школы люминизма (от лат. «lumen» – свет). Именно свет стал главным героем его картин. Он писал в основном природу: снег, воду, небо, деревья и свет на них, солнечный или лунный. Изображение света художником просто изумительно. Он делает акцент на ярких световых эффектах, на передаче материальности света, его фактуры, насыщенности.
Иван Шультце родился в Петербурге 21 октября 1874. Нет точной информации о том, где он учился. Известно только, что получил техническое образование и стал инженером. Занимался предпринимательской деятельностью. Но рисовать любил. Ходил в музеи и на выставки. А профессионально занялся живописью сравнительно поздно, в возрасте 30 лет. Он показал свои работы К.Я. Крыжицкому и был приглашён на обучение в Академию художеств. Первые работы выставил на академической выставке в 1906.
На формирование живописной манеры Ивана Шультце сильное влияние оказало творчество Архипа Куинджи, с которым был дружен его учитель, К.Я. Крыжицкий. Но со временем художник выработал свой узнаваемый авторский почерк.
В 1907 стал участником научно-исследовательской экспедиции на Шпицберген, которая имела огромное историческое значение для исследования Арктики. Шультце был приглашён в экспедицию в качестве художника. Он посетил острова Датский и Медвежий, бухту св. Магдалены и другие территории архипелага, расположенного в северном Ледовитом океане. И сделал множество зарисовок и этюдов удивительных арктических пейзажей.
Результаты экспедиции легли в основу доклада Ивана Шультце «Художественная экскурсия на остров Шпицберген» в Императорском обществе архитекторов Санкт-Петербурга, опубликованного в журнале «Зодчий» в 1909. И конечно, вернувшись в Петербург, Шультце написал цикл арктических пейзажей и представил их в Академии художеств в 1911.
Художник вообще очень много путешествовал, и картины, созданные в поездках или под их впечатлением, составляют важную часть его творческого наследия. Он путешествовал по центральной и южной России, Крыму, Европе, Египту.
Из каждой поездки привозил богатый материал, на основе которого создавал свои волшебные пейзажи.
Он был очень популярен, репродукции его картин публиковались даже на почтовых открытках, что ещё более увеличивало интерес к его творчеству.
Члены императорской семьи покупали его картины в подлинниках, а люди попроще – репродукции и открытки.
Рос круг его поклонников и коллекционеров в Петербурге. Среди его друзей и покупателей был даже великий ювелир Карл Фаберже. Шультце был знаком с великой княгиней Ольгой Александровной – они обучались с ней в одном живописном классе. Это знакомство способствовало интересу к его картинам в великосветских кругах.
В 1912 художник вступил в Общество помощи нуждающимся художникам, организованном Ольгой Александровной, и регулярно выставлял свои работы на выставках общества, проходивших во дворце принца Ольденбургского (Петра Александровича, первого мужа княгини).
После революции Шультце уехал сначала в своё имение в Харьковской губернии, а в сентябре 1919 навсегда покинул Россию. Думаю, что, как и многие русские люди, покидавшие тогда Россию, он думал, что уезжает ненадолго, в России у него осталась семья, дочь. Но в Россию он больше не вернулся и родных больше не увидел. В России имя Ивана Шультце было надолго забыто. Забыто незаслуженно, и до сих пор в биографии художника много белых пятен.
И это не просто грустная история. Наверняка, очередная человеческая трагедия. Что стоит успех и популярность на чужбине для русского человека, оторванного от родины и семьи...
Он поселился в Париже, где продолжал много работать. Несмотря на сложную обстановку на парижском художественном рынке, который был переполнен художниками, и французскими, и иностранными, Шультце имел оглушительный успех.
И не удивительно.
Он покорил своим необычным искусством все мировые столицы. Его картины выставляли самые известные галереи Парижа, Лондона и Нью-Йорка. С восхищением о Шультце писали европейские и американские газеты.
Первая персональная выставка Ивана Фёдоровича Шультце открылась 23 ноября 1922 в Париже. На ней художник представил публике 50 своих работ. Французские газеты писали о нём, как о «реалисте, пишущем природу во всей её напряжённой правдивости, с частицей волнующей мечты».
А полюбуйтесь на этот снег! Здесь тоже чудесная игра света! А какое количество оттенков белого:
В 1927 художник получил французское гражданство. В этом же году он получил предложение провести выставку в Лондоне. 35 показанных там картин Шультце произвели настоящий фурор и вызвали интерес среди коллекционеров. 1 декабря 1928 открылась выставка в Нью-Йорке, затем – в Чикаго.
Все приходили в восторг от необычных световых эффектов его полотен. В Америке художника называли «волшебником света». В собраниях видных коллекционеров его полотна находились рядом с произведениями великих мастеров Возрождения.
В 1930-х художник поселился на Лазурном берегу, в Ницце. Об этом периоде его жизни известно немного. Там он скончался в 1939. В 1940-х в Америке было организовано несколько его выставок.
Картин Ивана Шультце мало в русских музеях. Знаю, что есть они в Российском государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. Все его работы в основном находятся в частных коллекциях. Но сегодня у нас есть редкая возможность увидеть выставку его картин в «Центре искусств. Москва» - два небольших зала полностью заполненных пронизанными светом пейзажами:
Всего около 50 картин из частных собраний. Удивительных картин удивительного художника.
Адрес: ул. Волхонка, д. 15.