Найти в Дзене

Горшок не умеет писать тексты

Недавно произошла у нас беседа с одним хорошим человеком и в этой беседе родились разные мысли, которые законспектировали, чтобы не потерялись. Речь о тех песнях группы Король и шут, в которых композитором был Михаил Горшенев и им же исполнялись, а тексты писались Андреем Князевым. Давайте попробуем разобраться в чем разница, чем отличаются тексты, хотя автор один и тот же. Глубина и смысл. Ну то есть вот взять даже Город мертвецов. Однажды, когда слушала меня как током ударило «и нет эмоций никаких, лишь память направляет их, заполонили улицы живые мертвецы» - ну это же чисто Мишино, это его слова. «Рано или поздно мы все умрем. А некоторые из нас уже при жизни мертвецы!» И это он про тех людей, которые ничем не интересуются «и нет эмоций никаких, лишь память направляет их» Так же Темный учитель.  Всегда, постоянно я там слышу историю самого Миши, который повзрослел и вспоминает свою панковскую юность, смотрит по сторонам и понимает, что уже таких панков как тогда были - нет. Сейча

Недавно произошла у нас беседа с одним хорошим человеком и в этой беседе родились разные мысли, которые законспектировали, чтобы не потерялись.

Речь о тех песнях группы Король и шут, в которых композитором был Михаил Горшенев и им же исполнялись, а тексты писались Андреем Князевым.

Давайте попробуем разобраться в чем разница, чем отличаются тексты, хотя автор один и тот же.

Глубина и смысл.

Ну то есть вот взять даже Город мертвецов. Однажды, когда слушала меня как током ударило «и нет эмоций никаких, лишь память направляет их, заполонили улицы живые мертвецы» - ну это же чисто Мишино, это его слова.

«Рано или поздно мы все умрем. А некоторые из нас уже при жизни мертвецы!»

И это он про тех людей, которые ничем не интересуются «и нет эмоций никаких, лишь память направляет их»

Так же Темный учитель. 

Всегда, постоянно я там слышу историю самого Миши, который повзрослел и вспоминает свою панковскую юность, смотрит по сторонам и понимает, что уже таких панков как тогда были - нет. Сейчас не 90-е, время лучше, спокойнее, но есть тоска по тем временам.

И остается только быть учителем для молодого поколения (кем он и пытался быть).

Миша не любил метафоры, но все равно ему удавалось придавать глубину текстам, которые он пел. Как вот это получалось? Как оно придумывалось? Как передавалось тому, кто в итоге писал текст?

Или Марионетки. Тоже песня про него, то как он себя ощущал под вниманием окружающих.

При этом! Хочу заметить, тексты самого Миши вполне гармонично вписываются в общую канву и не выпадают как выпадают песни Князя.

-2

Защитники, Собрание, Пивной череп. Они полностью его авторства (и текст и музыка) и написаны так, что вполне себе можно допустить, что такой текст написал и Андрей. 

А вот допустить, что Миша написал текст к песням Голые коки или Кукла колдуна или Прыгну со скалы - ну никак не получится. Даже те же Пляски на могиле.

Поэтому вопрос. Откуда взялись тексты вроде Медведя?

Возьмем фразу «я жив покуда я верю в чудо» - она сама по себе очень волнительная, не поверхностная.

В ней в одной мучительная жажда жизни в совокупности с ожиданием скорой смерти и надежда.

«Зверь во мне проснется» - очень перекликается с историями Миши о том, что он превращается в гоблина если слишком много пьет и сам потом испытывает дикое чувство стыда, либо о своей вспыльчивости, за которую он тоже себя винил.

-3

Или вот известнейшая песня «Проклятый старый дом» - казалось бы просто история о привидении в доме. Но при этом лично мною она воспринималась как гимн свободе, прогрызть стены, выцарапать себе свободу любыми путями. Про Мишу? Да. Сразу вспоминается его детство, тирания отца и желание обрести свободу.

Удивительнее всего было видеть как в 2011 во время этой песни Миша стал показывать свою любимую анархию на груди. Значит и он ей придавал тот же смысл. 

Рефлексия. Рефлексия, которая свойственна Мише, но не свойственна Андрею есть в этих песнях.

То есть, что я могу сказать:

Первые альбомы по текстам ближе к Андрею и к его стилю (возможно, с небольшими правками), но начиная с Бунта на корабле пошла какая-то тряска, а, может быть, и раньше.

Послушала Рене говорит, что к альбому Жаль, нет ружья у Андрея тексты закончились и ему было сложно в таком темпе их придумывать (интервью Александра Леонтьева в Калуге, 05.12.2023 г.), предыдущие тексты придумывались годами, а потом столько времени уже не было. Эти слова интересно перекликаются с тем, что все тексты из альбома «Жаль, нет ружья», которые исполняет Миша, записаны в РАО в соавторстве с ним же. Возможно, что ошибка, но, может быть, и нет.

Потом Бунт на корабле и Андрей вообще отказывается писать тексты (по идее, из-за музыки, из-за композиторства).

Но, в итоге, всё-таки они на скорую руку туда что-то придумывают, много там старых текстов еще 93-94 гг.

Дальше идет Продавец кошмаров и тексты вроде как возвращаются к классике в какой-то степени, но с другой стороны становятся интереснее и глубже, по моему личному мнению.

-4

Темы расширяются в Тени клоуна, там уже исторические вещи появляются как В Париж - домой, например, литературные как Клейменый огнем или Дагон (это же прослеживалось уже и в Продавце, а историческая тема еще в Бунте).

А теперь сразу вот от Тени клоуна идем к сольному творчеству Андрея и что видим? Опять, по сути, тексты-сказки. Снова нет глубины и размышлений, передачи мировоззрения. В лучшем случае незамысловатые песни-истории, в худшем Пиво-пиво и Алло, гараж.

Дополнительно.

Черновик к песне «Отражение»
Черновик к песне «Отражение»

Пример того какие тексты были изначально.