21 января исполнился 101 год со дня смерти Владимира Ильича Ленина. За два с небольшим года до кончины, в октябре 1921-го, он побывал на Бутырском хуторе, на учебно-опытном поле Московского зоотехнического института (МЗИ), где проходили испытания электрического плуга. Об этом напоминает стела с ребристой вставкой слева от входа в Гончаровский парк со стороны улицы Руставели. О ленинских местах Бутырского хутора напомнили жительница улицы Руставели Наталья Ивлева и историк техники Алексей Михайлов.
Под Лениным назначали свидания
Когда памятник устанавливали - это было в ноябре 1968 года, он выглядел совсем по-другому. Массивный гранитный постамент в виде куба, на нем – сидящий Ленин из кованой меди: нога на ногу, на коленях книга, вождь что-то читал.
- В детстве мы часто около этого памятника гуляли, сначала с родителями, потом сами, - рассказала Наталья Ивлева. – Когда подросли, свидания около Ленина назначали.
Летом 1988 рядом с памятником появилось дополнение - гранитная стела с волнистой вставкой, призванная символизировать то ли свежевспаханную борозду, то ли плуг, то ли лемех, хотя вряд кто-то из городских жителей точно знает, как они выглядели.
В 90-е годы фигуру Ленина убрали.
- А стела с напоминанием о нем и испытаниях электроплуга столетней давности – стоит и сейчас. Там теперь уже наши внуки бегают...
Сороконожка с колесами
Суббота 22 октября 1921 года выдалась пасмурной, с дождиком. Как вспоминал Василий Есин, член комиссии ГОЭРЛО, Владимир Ильич приехал на опытные поля МЗИ – они тянулись вдоль Савёловской железной дороги –- около трех часов дня.
Выйдя из автомобиля, Ленин направился к краю поля, где стояла сельхозмашина необычного вида: что-то вроде огромной железной сороконожки, приподнявшей голову и вытянувшейся вперед. По бокам были прикреплены два высоких, как у фаэтона, колеса и серебристые металлические тросы, тянувшиеся к двум передвижным электролебедкам справа и слева.
«Пусть сеть проволок покроет всю Россию»
От лебедок, в свою очередь, шли провода к трансформаторным будкам, а оттуда – к столбам, установленным по периметру поля.
Из толпы, разглядывавшей диковинный агрегат, вышел человек:
- Митинг в честь испытания первого советского электроплуга считаю открытым. Мы, представители Бутырского хутора, выражаем горячее желание, чтобы сеть проволок, несущих освобождение от каторжного труда, нищеты и голода, покрыла всю рабоче-крестьянскую Россию…
Лошадей не было, тракторов тоже
Идея использовать электричество для того, чтобы пахать землю, возникла весной 1918 года у рабочих Петроградской электростанции.
- Им выделили землю для общественных огородов – пустырь за городом, но распахать его никак не получалось,- говорит историк техники Алексей Михайлов. - Лошади были мобилизованы – шла гражданская война, а до массового производства тракторов было еще далеко. Тогда кто-то сказал: а что, если подключить плуг к электричеству, пусть его тянут электролебедки!
Экспериментальные образцы показали, что пахать на электричестве можно, надо только построить плуг новой конструкции – балансирный, двойной.
Именно такой и сделали к осени 1921 года на Брянском заводе сельхозтехники и привезли в Бутырки.
Конкурс жнеек-сноповязалок
Бутырский хутор для обкатки электроплуга был выбран не случайно.
– Испытательный полигон действовал здесь еще с 30-х годов XIX века, когда рядом с деревней Бутырки начала работать опытная станция Московской земледельческой школы, - продолжает Михайлов. – Потом здесь проводись выставки сельскохозяйственных орудий и машин. На первой, в 1895 году, показывали в действии керосиновые и нефтяные двигатели, сливкоотделители, маслобойки, сеялки, сушилки, на второй, в 1896-м, устроили конкурс жнеек-сноповязалок, сложных молотилок, локомобилей.
По борозде за электроплугом
Но вернемся к электроплугу. В 15.00 - официальное время начала испытаний, по воспоминаниям очевидцев, толпа, окружавшая электроплуг, расступилась. Человек, сидевший на рабочем месте, оборудованном на спине «сороконожки», повернул штурвал - и машина двинулась вперед, отваливая налево ровные пласты земли.
- Дойдя до конца поля, электроплуг остановился, рама легла на землю, - продолжает Михайлов. - Это стало сигналом для электролебедки, она натянула другой трос, и плуг плавно двинулся в обратную сторону.
Ленин шёл по борозде за электроплугом, смотрел, как ложатся пласты земли, нагибался, чтобы проверить глубину вспашки.
Уехал недовольным
Конечно, новый агрегат был далек от идеала. Его работу обеспечивало пять человек, помимо плугаря – двое на лебедках, еще двое на трансформаторах. При этом электроплуг двигался рывками, выскакивал из борозды, его трясло и заносило в стороны.
- Какого чёрта он у вас хвостом вертит! – воскликнул Ленин. - Надо сделать его устойчивее, чтобы не прыгал! Да, и пять человек персонала - слишком много, надо сократить.
Были у вождя замечания и по поводу веса электроплуга, и по поводу его габаритов.
По воспоминаниям Надежды Константиновны Крупской, Ленин уехал с Бутырского хутора недовольным. Но все замечания, высказанные им, были учтены. Через несколько дней в служебной записке заместитель председателя комиссии ГОЭРЛО профессор Борис Угримов докладывал, что началась работа над новой моделью электроплуга, весом 50 пудов - 800 кг - и небольшим мотором, который будет насажен на плужную раму. Не понадобится ни тросов, ни электролебедок - электричество будет подаваться прямо по кабелю.
Двигатель внутреннего сгорания
Через год на Брянском заводе было выпущено 50 электроплугов, однако дальнейшего развития эти машины не получили. Прежде всего потому, что в 1920-е годы электроэнергия в большом объеме была доступна лишь вблизи крупных городов. В глубинку, тем более, на сельхозугодья, линии электропередач придут только через 10-15 лет, а в некоторых случаях – лишь после Великой Отечественной войны.
Когда Ленин умер, все работы, связанные с электроплугом, были свернуты. На битву за урожай – ну, точнее, за пахоту, выехал агрегат с двигателем внутреннего сгорания – трактор.