"Кабинет свидетельствовал... что хозяин его... требует от своей рабочей комнаты, чтобы она была... тёплою, поместительною и удобною... По стенам шли библиотечные шкафы, в простенках стояли столы с книгами, брошюрами, корректурами и рукописями, письменный стол. Перед ним - кресло...".
Так в газете "Одесские новости" описывается важнейшая часть квартиры М.Е. Салтыкова-Щедрина, в которой он проживал в последние годы своей жизни (1876 - 1889). Находилась она на третьем этаже под номером 4 в доме по адресу Литейный проспект, 60.
Книги имели центральное значение в жизни писателя и одновременно были тем, что разделяло его с домашними. Многочисленные гости его супруги, наткнувшись на связки книг в прихожей, слышали: " А это глупости моего Мишеля". Елизавета Аполлоновна была человеком иных ценностей, в столичной жизни стремилась к понятным ей радостям: магазины, приёмы, наряды. Однако в браке они прожили долгих 43 года. Умирая, Михаил Евграфович наставлял сына заботиться о матери и, конечно, такими словами: " Ещё: паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому".
Каким же был путь писателя-чиновника.
"Неприятная история. Приказано арестовать чиновника... за какое-то сочинение, напечатанное без ведомства начальства, в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению революционных идей, потрясших всю Западную Европу. Это слова государя..." Записал в своём дневнике Нестор Васильевич Кукольник, чиновник для особых поручений при военном министре в апреле 1848 года. Государем в то время был император Николай I. Речь шла о Михаиле Салтыкове - молодом человеке, недавно выпустившемся в чине коллежского асессора из Александровского лицея, что на Каменноостровском проспекте. Это был первый выпуск после перевода Царскосельского лицея в Санкт-Петербург.
Михаил Евграфович, увлекаясь работами французских утопистов, посещал кружок Петрашевского, позже с товарищами был организован собственный, где, по их мнению, идеи не были оторваны от российской действительности. В Вятку (Киров) он был сослан за повесть «Запутанное дело» о маленьком человеке, написанную в момент усиленной цензуры. Но именно этот поворот повлиял на становление писателя: " Она ( Вятка) меня сблизила с действительной жизнью... ранее я писал вздор".
Там произошла и встреча с будущей женой. Елизавета Аполлоновна Болтина была одной из миловидных дочерей-близняшек вице-губернатора, являвшегося начальником Михаила Евграфовича. Понадобилось четыре года для того, чтобы Елизавета вошла в более подходящий для брака возраст. Супруг был старше её на 14 лет. Близкие с обеих сторон замечали пропасть не только в возрасте, но и мировоззренческую. Михаила Евграфовича это не остановило. В отношениях со временем сохранилось мало взаимного уважения, но тем не менее - 43 года совместной жизни.
В Петербург М.Е. Салтыков вернулся после того, как за него хадатайствовал прибывший в Вятку Пётр Ланской, двоюродный брат министра внутренних дел и супруг Натальи Гончаровой-Пушкиной. Это был 1856 год, царствование императора Александра II.
Читающая публика знакомится с "Губернскими очерками", выпущенными от имени " отставного надворного советника Н.Щедрина". Так появляется известный псевдоним. Есть разные версии, почему именно Щедрин. По одной из них такой выбор Михаил Евграфович сделал в память об остроумном и мудром раскольнике Трофиме Щедрине, в деле которого Салтыков принимал участие, будучи чиновником. Именно "Николай Щедрин" служил псевдонимом при жизни писателя. И то, что лишь спустя полсотни лет после смерти писателя его стали называть Салтыковым-Щедриным, - удивительное явление. Именно с этой двойной фамилией мы, конечно, связываем сказки, повести и романы необыкновенного писателя.
Казалось бы, среди высокопоставленных лиц у него не должно было быть ни друзей, ни приятелей, ни поклонников. Но были. Навещали его, например, и М. Лорис-Меликов, генерал, министр внутренних дел, и Ф. Трепов, петербургский градоначальник.
Похоронен Михаил Евграфович на Волковском кладбище, рядом с И. С. Тургеневым. Там же - и Д. Писарев, В. Белинский, Н. Добролюбов, Иван Гончаров. А вот могила Некрасова, с которым Салтыков-Щедрин состоял в товарищеских и деловых отношениях, находится на Новодевичьем кладбище.
Российская национальная публичная библиотека, главная библиотека города, носила имя М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Спасибо за внимание!
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!