После нашей поездки к моим родителям у дочки произошёл какой-то умелковый бум. Каждый день она стала выдавать новый навык. И это все настолько сложно фиксировать, что данную статью я решила расписать в виде обычного дня, отмечая новые умелки по ходу пьесы, как говорится. Вернее, по ходу повествования, до пьес мой скромный писательский недоталант ещё не дорос.
Итак, малышке сегодня ровно 1 год и 3 месяца.
Утром она умеет вскакивать на ножки и бегать по кровати. Если попросить сесть на попу, то сядет. Если дать книжки в руки (у нас по утрам всегда две одинаковых книги), то будет их смотреть. Одна книга - бизи-странички из фетра. На последней странице типа грядка с морковкой и свеклой. Морковку мы дружно потеряли, свёкла пока ещё держится.
Вот этой самой свеклой дочка может "кормить" животных из другой книги. При наличии настроения может даже найти страничку с конкретным животным и покормить его. Выглядит это как стучание по странице, сопровождаемое моим "ням-ням" и "кушай-кушай". Со стороны может показаться чем-то не важным, но ребёнок здесь умеет находить нужную картинку и выполнять определённое действие на мои слова. Если настроение будет очень хорошим, то можно даже в ладушки поиграть. Пока что это выглядит как дергание одной рукой по другой (моя мама говорит, что больше сороку-сороку напоминает, которая кашу варила), но еще с месяц назад не было и такого. Ребёнку нравится, ребёнок научился, слава богам.
Дальше завтрак. Дочке обязательно нужно свою ложку, чтобы, собственно, демонстрировать навыки самостоятельного приёма пищи. Зачерпнуть, поднять, донести до рта, съесть, вернуть обратно. Чёткий алгоритм, дающий сбои на третьем этапе. Поскольку дочка ещё неправильно держит ложку, то доносить её до рта бывает проблематично. Иногда я наблюдаю борьбу ребёнка с ложкой в собственной руке. Никак не хочет ложка сама идти в рот! Выглядит забавно. Поправлять и учить держать ложку правильнее пока что бесполезно. Наверное, придёт со временем. Пока будем закреплять этот навык в том виде, в каком он формируется.
После завтрака - прогулка. Здесь тоже есть важное умение. После выхода из квартиры дочка ловит мой взгляд и машет одной рукой "пока-пока". Когда это умение начиналось - руки махали обе. Так что для нас здесь тоже прогресс.
Дальше повторяются сон и прогулка. Дочка знает на улице и в торговых центрах определённые места, которым радуется, что говорит о наличии у ребёнка принципа запоминать окружающее. Например, в торговом центре у неё два любимых места: аппарат с боксом (там красные бегающие цифры) и магазин зеркал. Может зайти в него несколько раз подряд, и всегда - с улыбкой. Чувствую, придётся скоро там что-то приобретать... Лимит добрых дел продавца может лопнуть, а не хотелось бы.
После прогулки - игры дома. И здесь навыков хоть отбавляй.
Дочка умеет открывать шкафы и ящики. Уже учится закрывать ящики так, чтобы не прищемить пальцы. Пары раз хватило, чтобы выработать иной способ.
Надевает крышку на бутылку (недавнее умение). Крутит в бизи-папке закручивающуюся крышку и отстегивает кнопки. В той же бизи-папке дочка с мужем учат счёт и названия/различия фруктов.
Ещё очень забавно малышка научилась подносить пакет с конструктором, показывая, что надо открыть. Причём убегает сразу. На минуточку, пакет в высоту больше половины ребёнка. А ведь тащит двумя руками, довольная!
С конструктором дочка может поиграть. Уже пытается соединять детали, пока лучше всего получается ставить одинарную деталь на другую. Но этот навык совершенствуется.
Также может поставить палочку в дырку ёжика. И собрать сортер, верно поместив каждую из четырёх деталей в свое отверстие. Иногда ещё подсказываю, но суть ребёнка уловила точно. Ещё она слишком умная для этого сортера, потому что и квадрат, и треугольник, и звезду помещает в одно отверстие. А зачем заморачиваться, если и так сойдёт. Подводит только круг, он слишком большой, застревает 😁
Из недавних умений также катание лошадки-каталки. Это на которой можно сидя ехать. Раньше дочка совсем не хотела катать, теперь ей это нравится. Считаю навык полезным, но не знала, что и его надо развивать.
Из забавного - ребёнок может ходить спиной 😁 на видео никак не подловлю нормально, но когда разговаривали по ватсапу с мамой - сделала два круга.
В течение дня может ещё прибежать на кухню, приоткрыть шкаф, заглянуть (пока полностью открыть не позволяет рост), поизучать взглядом содержимое ведра, закрыть и убежать. В комнате может открыть ящики (и даже на кухне это делала), но в основном не делает это. Мы не то, чтобы запрещаем или поощряем... Видимо, просто самой неинтересно.
Еще может подойти к холодильнику (у нас снизу морозильная камера), дождаться, когда откроют и вытащат ящик, взять холодненький грызунок, дождаться, когда задвинут ящик, самостоятельно закрыть дверку холодильника и убежать.
Если попросить, поможет вытащить памперсы из упаковки и подать мне, чтобы положила в ящик. Также знает, где находится мусор и куда его выбрасывать. Правда, сама решила, что основной мусор у нас - это пакет с памперсами в коридоре, а не мусорное ведро под раковиной. Но хотя бы так.
В целом ребёнок стал более управляемым. Растёт понимание нашей речи и наших просьб. Уже может что-то принести и дать, может что-то найти, может жестом показать, что нужно. Жаль, что жест не указательный, его мы не освоили. Но тянет ручки и просяще мычит, если не может достать.
Мне очень нравится теперь ходить с ребёнком купаться или кушать. Говорю ей "Ксеня, пошли мыть ручки" - бежит впереди меня в коридор, подбегает к ванне, ждёт, когда я приоткрою дверь, дальше открывает сама, берет меня за палец и гордо заходит 😁 без пальца не хочет, видимо, смущает порог, он у нас достаточно широкий и ступеньчатый для дочки. Моем руки, закрывает кран, идём на кухню.
После второго дневного сна и ужина у ребёнка обычно самое шикарное настроение. Она может просто носиться по комнате, что-то ававакать на своём, радоваться и даже пищать от радости. Может гонять обычный мячик похлеще всякого футболиста. Может разбрасывать вещи или играть в погремушки, сортеры и овощи-липучки. Это время когда дочка рада вообще всему. Редко когда у неё плохое настроение в эти полчаса.
Очень любит кому-то звонить. Если разговор идёт без видео, то начинает его требовать. Дождётся, когда кого-то увидит, поулыбается и бежит по своим малышковым делам.
Потом у нас купание. Сестра подарила на новый год карандаши для ванны, дочке понравилось.
После ванны всегда читаем книжку. Дочка сидит листает, я рассказываю. Интересно, что если предложить несколько разных по форме книг на выбор (чуковский у нас формата а5, книги с окошками квадратные, сказки формата а6, примерно), то Ксеня всегда будет выбирать сказки.
После сказок смотрим картинки животных через фонарик. Типа проектора, классная штука. Дочке стало нравиться вытаскивать слайд и ставить на место. Растёт ребёнок...
В целом. Дочка заметно выросла в физическом и умственном развитии. С ней стало можно общаться. Речь у неё, к сожалению, не появилась адекватная, на любую попытку заставить что-то сказать - улыбается или рычит. Только рычание мишки может повторить и показать, как дятел делает "Тук". Все. Но и здесь мы видим прогресс, потому что проскальзывают новые звуки, иногда ребёнок прям старается что-то рассказать или даже повторить. Конечно, набором из двух звуков повторять трудно, но ритм и даже интонация - повторяются.
Верно мне сказали... После года уже не успеваю отслеживать умелки ребёнка. Растёт не по дням, а по часам. Недавно вообще на площадке бегала за мальчиком, который на год старше. Он, бедняга, пытался убегать, а она старалась догнать 😁 первая любовь, уже и не вспомнишь, что девочкам не положено бегать за мальчишками 😁
В общем, в свободное от работы и плача время я очень люблю наблюдать за дочкой. И не могу сдержать улыбку...