Что добро и зло субъективны, люди сообразили довольно быстро. Но, проблемы несовпадения представлений о том, что хорошо, что плохо и истине, это знание ничуть не разрешило. И до сих пор многие стараются не приблизить свое понимание добра и зла к истине, а навязать его миру. Возможности разнообразны, силы колоссальны, но и мир прекрасно приспособился мстить за насилие над собою.
Монтень наивно полагал, что если удастся доказать, что источник человеческих мучений исключительно в них самих, поскольку рассудок как создает источник страданий, так и способен обратить их во благо, то на этом все и закончится. Ничего подобного, придумав источник проблем, человек оказался неспособен найти их решение, Напротив, он начал «расширять и углублять» старые, и плодить новые.
Человека не устроили слабость сил и ограниченность возможностей? Сейчас, они высоки, как никогда. Но, иметь силу и распоряжаться ей правильно – оказалось совсем не одним и тем же. Природа, по человеческому мнению, оказалась несовершенна. То, что с ней натворили, приводит в ужас, Больший вызывают только «зеленые» попытки загнать большую часть человечества в режим «совершенной» экономии. Человек тоже оказался несовершенен? Его начали совершенствовать, причем, совершенно не стесняясь в средствах. Или, еще проще, начав уничтожать тех, кто был признан не негодным (или недостойным) для улучшения. Причин нашлось выше крыши. Не та религия, не те политические взгляды, не та социальная группа. Не тот цвет кожи или национальность. Не та квалификация или, черт побери, вкусовые предпочтения. Можно еще долго перечислять мнимые причины «улучшайзинга». Это не отменяет предельно агрессивного стремления его применять.
Изобретение рекламы и виртуального мира еще более усугубило проблему. Теперь нужно соответствовать чужим выдумкам. Чушь будет виртуальная, а наказание за нее – вполне даже реально.
По моему, скромному имхо, мир менять возможно. Но, строго и каждый раз начиная с себя. Лишь поняв, как «весело и приятно» менять себя, как мучительно достигается совершенно ничтожный успех, можно имеет наглость требовать что-то от окружающих, Природы, и мира целиком.
Менять же себя – удивительно непростая задача. И, дело не в том, что с течением жизни мы естественно изменяемся, как материально, так и морально. Важно стать лучше, или, хотя бы, не стать хуже. Тут, видится, задача распадается на несколько. Помимо улучшения себя, можно сделать лучше вокруг себя, как в части семьи, так и родственников, круга общения и т.д.
Если вспомнить юные годы, то они прошли удивительно безмятежно. К обычной наивности молодости прибавлялась большая дружная семья – за столом у деда собирались: тетушка, двое дядек и многочисленные братья. Мир казался незыблемым, поразительно стабильным, а впереди ждало только счастье. Звоночки звенели, но так не хотелось обращать на них внимание. То тут-то там мелькали случаи зависти и первобытной жестокости, уроки лицемерия тоже были получены еще в школьном возрасте. Помнится, как был удивлен, именно это слово, упорным отказом прибалтийской малявки читать на русском. И смущение родителей, когда спросил, а отчего так. Это все казалось проходящей и изживаемой глупостью, исключениями. Пятнышками грязи на сверкающей чистоте развитого социализма. А вот время службы в армии, звоночки сменились колоколами громкого боя. Вот там крайне наглядно объяснили, что вся эта соцреалистическая мишура – очень даже отличается от достаточно неприглядной реальности. Там я всласть познакомился с темной стороной жизни: враньем и воровством, пещерным национализмом и т.п. Помню свое потрясение, когда русский парень из Донецка с огнем фанатизма в глазах вещал мне, что вот такие москали злодеи. Ничего, кроме газа не имеющие и кормящиеся со всех угнетенных ими народов. Если бы не они, то Украина бы расцвела на зависть всему миру. Специально уточнил, что его семья вовсе не пострадала от репрессий, не имела потерь от голода, поразившего Поволжье и Украину при начале социалистического эксперимента. Да и сам страдалец за народное счастье украинцев, персонально от москалей тоже не имел ничего плохого. Он как раз увольнялся из рядов Советской Армии и особенно долгими наши дискуссии, к счастью для обоих не были. На прощание я ему пожелал, чтоб его мрии о незалежной Украине не сбылись, иначе много слез прольется. Ну, как видно мои, пожелания не сбылись и без слез не обошлось. Я совершенно точно уверен, если этот глупец уцелел в текущей мясорубке, то свое мнение он ничуть не поменял.
Ладно, стоит ли предаваться критике чужой глупости при отсутствии уверенности, что умён сам. Поскольку, как говорят американцы – если умён, то что же так небогат. А богатством похвастаться не мог никогда, хотя и бедным назвать себя будет чрезмерно уничижительно.
Что касательно способов приобретения достатка то все стало интересно до ужаса. Глобальный мир «отменил» необходимость в снаряжении торговых караванов. Парадоксально, но никто не запретит свой собственный канал доставки с помощью торговых площадок. Другое дело, что площадки заберут себе все сливки и что достанется совершенно не нужному дополнительному посреднику – большой вопрос. Впрочем, для меня этот вопрос абсолютно неактуален – торговля практически совсем не для меня. Кроме акций, баловство с которыми не прекращаю много лет.
Со сбережениями стало еще грустнее, чем с торговлей. Государства придумали инфляцию и теперь сбережения не то что бы потеряли смысл, но постоянно обесцениваются из-за роста цен во-первых, а во-вторых из-за невозможности конкурирования сбережений с дешевыми деньгами от госбанков. Проще говоря, центробанки печатают фальшивки, лишая денег их главного свойства эквивалента товаров и услуг. Участнику этого действа некуда деваться. Без сбережений он подвергает себя риску краха. А имея – постоянно находится под двойным давлением обесценивания – от роста цен и от снижения доходности вкладов. Сопротивление этому в Японии привело к проблемам специфического застоя экономики. Граждане всех прочих стран – так или иначе сдались давлению.
Получилось, что мир стремительно дрейфует к разделению на свербогачей, некую прослойку, их обслуживающую и колоссальную массу однообразия, серости, пусть и в блестящей амальгаме дозволенного. Как то не весело и совершенно не стимулирует к совершенству.
В наше время не очень возможно повторение истории Дионисия Младшего, здорово обобравшего одного из своих подданных, который предвосхитил историю, поведанную в «скупом рыцаре», т.е. был богат, но страшный скопидом. После того, как богатей лишился большинства состояния, он переселился другое место, где, потеряв вкус к накоплению денег, начал жить на более широкую ногу. Как только Дионисий узнал об этом, он вернул всё отобранное, с приговоркой, что раз человек научился пользоваться богатством, как ему положено, то он с радостью его возвращает. Представить себе современного жителя т.н. «золотого миллиарда», живущего на широкую ногу даже теоретически не очень получается. Вне зависимости от того, отобрали у него «сокровища» или нет. Большинство настолько погрязли в скопидомстве, что находят в этом предмет гордости. Да и современные тираны – как бы не имеют такой власти, предпочитая снимать разнообразные дани тоненькими ломтиками. И плевать, что в результате на огромные зарплаты не особенно разгуляться. Зато приходится следовать многочисленным правилам жесточайшей экономии всю жизнь. Единственное, что немного напоминает стародавние времена, так традиция президента поиграть в Деда Мороза, исполняя желания в ходе своеобразной лотереи. В принципе, к подобной традиции отношусь благожелательно. Доброе дело всегда хорошо, не важно, какую попутную цель преследует. Кроме того, пример правителя совершенно ненавязчиво намекает «его» олигархам и подчиненным, что неплохо бы не изображать из себя более экономным, чем правитель. И они, тоже, с удовольствием, или небольшим зубовным скрежетом, также занимаются благотворительностью. Но, до шутки Дионисия – тут тоже довольно далеко.
Не очень подходит для современности и пример одного богача, отдавшего свое огромное состояние молодому юноше с условием, что тот не откажет ему в достойном содержании. Или прелата, настолько удачно делегировавшего вои полномочия слугам, что при полном порядке в делах, он был совершенно в неведении о них. Бесчестие стало настолько свойственно современникам, что процветают рейтинговые агентства, математически точно высчитывающие коэффициенты возможной несостоятельности компаний и стран. А то, что Трамп, загодя объявленный спасителем Америки, Запада и мира является четырехкратным банкротом – никого не смущает.