Найти в Дзене
Воскресная школа

Со Страха Господня начинается наша мудрость!

Начало премудрости – страх Господень. Притч. 9, 10 Страх занимает первое место в начале добродетелей, говорит о внутренней живости человека для Бога. Это - дар Божий христианину. Человеку нужно постоянно наблюдать за собой, чтобы достичь спасения. Для спасения души человеку нужен страх, чтобы он мог осознать опасность своего положения. Еп. Феофан Затворник говорил, что верующему «надо зажечь беду вокруг себя». Это говорит о том, если человека подстерегает большая опасность, он встряхивается, и может побороть свою лень и благодушие. Он не должен обращать внимания ни на усталость, ни на болезни или физическую слабость. Это чувство, говорил еп. Феофан, «было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое успокаивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении: «Сыт – и что еще?"" Такой страх должен быть на всем пути до достижения им совершенной любви. Есть такие слова Софрония: Об этом страхе, который не должен оставлять че
Оглавление

Начало премудрости – страх Господень. Притч. 9, 10
фото из открытого источника Яндекс. Картинки.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки.

Страх занимает первое место в начале добродетелей, говорит о внутренней живости человека для Бога.

Это - дар Божий христианину.

Человеку нужно постоянно наблюдать за собой, чтобы достичь спасения.

Для спасения души человеку нужен страх, чтобы он мог осознать опасность своего положения.

Еп. Феофан Затворник говорил, что верующему «надо зажечь беду вокруг себя».

Это говорит о том, если человека подстерегает большая опасность, он встряхивается, и может побороть свою лень и благодушие.

Он не должен обращать внимания ни на усталость, ни на болезни или физическую слабость.

Это чувство, говорил еп. Феофан, «было у всех святых и никогда их не оставляло. Противное ему есть чувство довольства своим положением, которое успокаивает человека и погашает в нем всякую заботу о спасении: «Сыт – и что еще?""

Такой страх должен быть на всем пути до достижения им совершенной любви. Есть такие слова Софрония:

Об этом страхе, который не должен оставлять человека в пределах земного бытия, старец Силуан говорит так:«В основе пути к бесстрастию имеется вера, понимаемая не как логическое убеждение, а как чувство живого Бога: от веры рождается страх суда Божия; от страха – покаяние; от покаяния – молитва, исповедание, слезы. Покаяние, молитва и слезы, умножаясь и углубляясь, приводят сначала к частичному освобождению от страстей, откуда рождается надежда. Надежда умножает подвижнические труды, молитвы и слезы; утончает и углубляет чувство греха, в силу чего возрастает страх, переходящий в глубочайшее покаяние, которое преклоняет милосердие Божие, и душа удостаивается благодати Святого Духа, исполненной света Божественной любви. И вера есть любовь, но малая; и надежда есть любовь, но несовершенная. Каждый раз, когда душа восходит от меньшей меры любви к большей, она неизбежно проходит через страх. Любовь своим явлением изгоняет страх, но, изгнанный малой любовью, он при переходе души к большей любви снова возрождается и снова преодолевается любовью; и лишь совершенная любовь, по свидетельству великого апостола любви, совершенно изгоняет страх, т. е. тот страх, в котором есть мучение. Есть иной страх Божий, в котором нет муки, но радость и дыхание святой вечности».

«Пред Богом должно жить в страхе и любви. В страхе, потому что Он Господь; в страхе, чтобы не оскорбить Господа плохим помыслом; в любви, потому что Господь есть любовь».

Есть три вида страха:

  • страх раба,
  • страх слуги,
  • страх сына.

В первом случае, человек боится наказания за свои грехи и попадания в ад.

Здесь нет любви к правде и истине. Нужно иметь отвращение к греху.

И Господь говорит:

«Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Во втором случае (слуги), человек боится лишиться радостей Царства Небесного.

Поэтому силится делать добро и выполнять заповеди, хотя душа его слишком далека от Христовой любви, смирения и кротости.

В третьем случае (страхе сына). Этот вид страха тоже может видоизменяться.

«По мере роста любви видоизменяется и чувство сыновнего страха. И лишь совершенная любовь, изгоняя всякий страх, заполняет душу «совершенной радостью» Христовой» (Ин. 15, 11).

фото из открытого источника Яндекс. Картинки. Силуан Афонский.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки. Силуан Афонский.

Как говорил старец Силуан:

«Надо жить в страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога даже каким-либо плохим помыслом. …Мы можем ничего не бояться, кроме греха, потому что из-за греха теряется благодать, а без благодати Божией погонит враг душу, как ветер гонит лист сухой или дым».

В заключении, хочу сказать, это хорошо, если мы боимся оскорбить Господа даже плохим помыслом. Начинается борьба с помощью молитвы. Далее начинается борьба с грехом. Если сразу не удаётся победить какой-то грех, то на помощь приходит молитва. С Божьей Помощью всё возможно!

Храни вас Господь!