24 января отмечается день рождения режиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Михаила Ромма. Вот несколько фактов из жизни и творческой карьеры корифея советского кино.
Родился 24 января (по новому стилю) 1901 года в Иркутске в семье врачей. На тот момент родители будущего режиссера были политическими ссыльными.
В 1918 году окончил гимназию в Москве, до 1921 года работал в продовольственных комиссиях и в Красной армии.
В 1925 году окончил скульптурный факультет Высшего государственного художественно-технического института.
В 1928-1930 годах работал внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Самостоятельно изучал киноискусство по фильмам, писал сценарии.
С 1930 года начал карьеру в кино как сценарист, затем ассистент режиссера и режиссер.
Всего в фильмографии осталось 17 фильмов, включая незавершенные работы.
В апреле 1933 года руководство Москинокомбината (в дальнейшем "Мосфильм") предложило 32-летнему Ромму написать сценарий немого фильма с небольшой сметой. В случае, если справится, ему пообещали дать самому осуществить постановку.
Ромм мечтал работать со звуком, но ему объяснили: картина нужна для сельского проката, поскольку там не хватает звуковых установок. По совету приятеля-сценариста он взял новеллу "Пышка" Мопассана и уже утром принес заявку с подробным обоснованием. "Моя оперативность сразила директора. Я стал режиссером", – вспоминал Михаил Ильич.
Фильм "Пышка" вышел на экраны в сентябре 1934 года. Он стал режиссерским дебютом Михаила Ромма и первым появлением на экране Фаины Раневской, которая при знакомстве приняла начинающего режиссера за знаменитого Абрама Роома.
В 1936 году Ромму поручили съемки ремейка американской приключенческой ленты "Потерянный патруль" (1934), понравившейся Сталину (по другой информации, съемки заказал Ворошилов). Советская версия получила название "Тринадцать" и рассказывала о стычке красноармейцев с басмачами в пустыне Средней Азии. Картина считается первым советским истерном.
Фильм "Тринадцать" положил начало творческому и семейному союзу Михаила Ромма и Елены Кузьминой, сыгравшей единственную женскую роль в картине. На тот момент актриса была замужем за режиссером Борисом Барнетом, который ревновал жену и хотел, чтобы она завершила карьеру.
Вскоре после съемок Кузьмина развелась и вышла замуж за Ромма. В их общей фильмографии 6 кинолент: "Тринадцать", "Мечта", "Человек № 217", "Корабли штурмуют бастионы", "Русский вопрос" и "Секретная миссия". Супруги прожили вместе 35 лет.
В начале 1937 года театры и киностудии начали активно разрабатывать ленинскую тему к 20-летней годовщине Октябрьской революции. Ромму предложили в сжатые сроки снять картину по сценарию "Восстание" Алексея Каплера. В роли Владимира Ильича Ленина режиссер видел только артиста Театра имени Вахтангова Бориса Щукина. Однако исполнитель уже дал согласие сниматься в картине "Человек с ружьем" у Сергея Юткевича на "Ленфильме".
После долгих переговоров были проведены удачные пробы. Щукин дал согласие сыграть Ленина, когда основная часть картины была уже снята. Фильм получил название "Ленин в Октябре", вышел на экраны 7 ноября 1937 года и стал первым звуковым фильмом киноленинианы. А образ, созданный Борисом Щукиным, – одним из самых ярких образов Ленина в истории советского кино.
После дилогии "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" Ромму дали свободу выбора темы. Он решил продолжить эпическую линию в творчестве и снять картину "Суворов" по сценарию Георгия Гребнера. Фильм был задуман в жанре героической комедии, но в таком ключе снимать режиссеру не позволили.
Получив отказ, Михаил Ромм в соавторстве с Евгением Габриловичем написал сценарий фильма "Мечта" (1941), который в дальнейшем называл своей самой любимой работой.
К эпической теме режиссер вернулся во время съемок дилогии "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы" (1953). Картина снималась по инициативе командования ВМФ. Первоначально на роль Ушакова был утвержден Борис Тенин. Однако после первого отснятого материала руководство "Мосфильма" посчитало созданный образ недостаточно героическим. В итоге роль сыграл Иван Переверзев. В 1954 году первая часть была представлена на Международном кинофестивале во французском городе Виши, где получила диплом как лучший иностранный фильм.
"Бывают люди, которые застыли и не меняются. А Ромм был способен пересматривать себя, и это великое свойство", – говорил Элем Климов. Картина "Девять дней одного года" (1961) стала новым словом в советском кино. Фильм показал, насколько точно режиссер чувствует и понимает время. Он вышел на экраны через пять лет после успешного проката драмы "Убийство на улице Данте".
Над сценарием нового фильма Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий работали два года. Режиссер изучил множество научных работ, встречался с выдающимися физиками. Консультантом картины "Девять дней одного года" был нобелевский лауреат, академик Игорь Тамм. Однако научная тема была все же не главной. "...Мы хотели сделать картину‑размышление о нашем времени, о жизни, о роли науки в судьбе человечества. Поэтому "термоядерщина" была для нас лишь поводом для разговора о жизни", – признавался Михаил Ильич.
Последней работой режиссера стал документальный фильм-исследование "Обыкновенный фашизм" (1965), предупреждающий об опасности любых тоталитарных систем. По совету коллег Ромм сам озвучил закадровый текст. Изучение тенденций мирового развития он мечтал продолжить в своем следующем фильме "Мир сегодня". Михаил Ильич много ездил, собирал материал, но 1 ноября 1971 года его не стало.
Работу мастера завершили Герман Лавров, Элем Климов и Марлен Хуциев. Она вышла на экраны в 1972 году под названием "И все-таки я верю…". Эта фраза Михаила Ромма взята из рабочего материала к картине.
Еще в 1938 году Михаил Ильич начал преподавать во ВГИКе, а с 1948 года до середины 1960-х руководил актерско-режиссерской мастерской, из которой вышли многие известные режиссеры, включая Григория Чухрая, Василия Шукшина, Владимира Меньшова, Андрея Кончаловского, Андрея Тарковского, Никиту Михалкова, Сергея Соловьева, Вадима Абдрашитова, Динару Асанову.
"Общеизвестно, что Михаил Ромм был превосходным режиссером, выдающимся общественным деятелем и одним из создателей Союза кинематографистов. Но по прошествии лет все явственнее понимаешь, что Ромм был еще и величайшим педагогом. Ромм-педагог произвел не теоретическую систему, а кинематографию", – считал его ученик Сергей Соловьев.
Друзья, пишите в комментариях свои любимые фильмы Михаила Ромма и смотрите 24 января, в день рождения мастера, картины "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.