Найти в Дзене

"Читательский билет"

А у меня появился читательский билет особого образца! По нему можно попасть в удивительное место, переместиться на сто-сто пятьдесят лет назад и понять, чем жили книголюбы, какие проблемы заботили библиофилов, о чём волновались букинисты. И знаете, замечательные вещи мне открылись в этом путешествии! Но обо всём по порядку, т.е. ... занудно.

издательство "Альпина нон-фикшн"
издательство "Альпина нон-фикшн"

На канале уже трижды мелькнула антология "Читательский билет: литературное путешествие по миру отечественных буквоедов, книготорговцев и библиофилов", составленная Юлией Щербининой: я анонсировала выход, а потом хвасталась покупкой и началом чтения. Удивительно, но и месяца от приобретения не прошло, а я уже прочитала (не отложила в стопку "потом")! Так меня эта тема завлекла. А ещё в паблике Юлии Щербининой Fata Libris (Судьба книг) перед новогодними каникулами было выложено видео презентации этой книги - презентация в ретро-формате чтецкого вечера. Рассказы из антологии читали не профессиональные актёры, но я с удовольствием послушала всё. И почти все рассказы нашли во мне отклик, после такого начала удержаться от чтения книги было уже невозможно.

Оказывается, подобные тематические сборники (именно о книгах и чтении) в конце века 20-го выходили несколько раз, но в них было много текстов мемуарных, публицистических и т.п. А Юлия Щербинина собрала истории с "ярко выраженной фабулой". Во вступительной статье она предупреждает, что не всё, что хотелось бы включить в сборник, вошло в него, в конце есть список, по которому можно продолжить знакомство с темой (в галерее выше его начало).

-3

В антологии пять разделов: 1) житейские истории, 2) мир библиофильства и книготорговли, 3) от сказочного до мистического, 4) сатира и юмор, 5) дети и подростки среди книг. Содержание полностью в галерее выше.

Все разделы с предисловиями Юлии Щербининой, которая акцентирует внимание читателей на некоторых именах и историях, а иногда и добавляет любопытную информацию о реальных случаях, лёгших в основу рассказов.

Мои предпочтения до и после чтения отличались. Если пролистывая, я обращала внимание на знакомые имена, темы и особенно предвкушала знакомства с 4-ым и 5-ым разделами, то во время чтения фокус сместился, совершенно новые фавориты сборника появились у меня.

Это другой Борис Алмазов, не ныне живущий. Произведение написано 150 лет назад. Экспериментировала с новым способом выделения информации вот такими закладками, которые легко потом убрать. Поэтому в этой статье их много.
Это другой Борис Алмазов, не ныне живущий. Произведение написано 150 лет назад. Экспериментировала с новым способом выделения информации вот такими закладками, которые легко потом убрать. Поэтому в этой статье их много.

Кстати, в книге есть и немного очень уместного иллюстративного материала:

Перечислю особенно понравившиеся рассказы, постараюсь выделить самые-самые, потому что любопытным было большинство произведений.

Иван Гончаров "Валентин"

О слуге, увлекающемся чтением. У меня рождались свои параллели с Валентином, который читает, не понимая, о чём идёт речь. Вначале я от души веселилась, а потом задумалась о современных детях и текстах 19 века.

Иван Гончаров "Валентин"
Иван Гончаров "Валентин"

Александр Измайлов "Книга семи печатей"

Удивительная, почти детективная история об убийстве с предсказуемым, но от этого не менее эффектным финалом.

Иван Наживин "Красная книжечка"

Какими-то поворотами мне эта история рассказы Ивана Бунина напомнила. Финал такой, что мыслями ещё долго возвращаешься к прочитанному.

Александр Фёдоров-Давыдов "Библиотека на салазках"
Александр Фёдоров-Давыдов "Библиотека на салазках"

Второй раздел, посвящённый миру библиофильства и книготорговли, я читала с особенным воодушевлением: очень интересно! Не буду выделять какие-то истории, каждая для меня была ценна. Много любопытного о работе книгонош, я совсем мало про них знала. Любимый раздел из антологии.

Из третьего раздела запомнились святочный рассказ Петра Гнедича "Пудель", история Бориса Никонова "Страшная книга" и "Странное происшествие" Сергея Минцлова. В этом разделе совершенно разные по настроению рассказы, но меня привлекли мистические, немного страшные, странные истории. Конечно же, во всех трёх фигурировали книги.

Четвёртый раздел, связанный с сатирой и юмором, не очень меня рассмешил. Видимо, я и так находила, где посмеяться, но прямо за живое затронула "Книжная пыль" Петра Гнедича:

Знакомо?)
Знакомо?)

А вот при чтении рассказа "За день" Власа Дорошевича я не смеялась, а с удивлением обнаруживала некие параллели с современным миром книгоиздания, с поиском необычных способов выражения, необычными форматами книг:

-9

Над рассказом Аркадия Аверченко "Трудное заглавие" я успела посмеяться ещё во время просмотра презентации. Чудесно!

Пятый раздел (дети и подростки среди книг) симпатичный, рассказы для меня почти все незнакомые, интересные, но не столь ярким было послевкусие от их чтения.

Иван Шмелёв "Полочка"
Иван Шмелёв "Полочка"

И о моих открытиях.

Александр Измайлов! Рассказы этого автора остаются в памяти. Оказывается, был остроумным фельетонистом, дружил со многими петербургскими букинистами. Юлия Щербинина во вступительной статье заметила, что только из его историй, связанных с чтением и книгами, можно было бы сборник составить.

Открытие второе (не претендующее на новизну): сколько же параллелей с современностью! Сколько же всего перекликающегося! Всё уже было, всё снова повторяется... Полистайте галерею!

Я думала, это веяние последних лет - разбирать на молекулы книги, фильмы, искать несоответствия эпохе, находить фактические ошибки, а оно и раньше было! Что-то я не задумывалась никогда об одежде Чичикова:

Из рассказа "Пятна на солнце" Александра Измайлова
Из рассказа "Пятна на солнце" Александра Измайлова

Замечательный сборник, к которому с удовольствием буду возвращаться. Надо бы и рассказы по списку, предложенному в конце, тоже найти. Завершу цитатой из рассказа Николая Рубакина "Книгоноша":

Все твои права - в книге, вся твоя душа - в книге, потому что книга помогает думать и чувствовать!

Кстати, с составителем антологии, Юлией Щербининой, я знакома по книге "Время библиоскопов". Ух, там у меня было очень эмоциональное чтение: я и радостно поддакивала, и возмущалась временами. Такой он, мир книг и книголюбов.