Сегодня бизнес можно определить как систему производства, направленную
на удовлетворение разнообразных общественных потребностей. Дело
в том, что каждая сделка отражает заинтересованность в ее успешном исполнении всеми ее участниками. Помимо непосредственных участников
сделки, в ее успешном исполнении заинтересовано и государство (в лице
соответствующих государственных структур), поскольку именно оно выражает общий экономический интерес — наиболее эффективное функционирование экономики в целом. Бизнес (деловые отношения) представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в единое целое.
Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя
свойствами — целесообразностью, целостностью, противоречивостью
и активностью.
Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него
придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы
начало — получение дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конкуренции.
Высшие цели, в свою очередь, подразделяются на более конкретные цели,
выступающие средствами получения первых.
Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, сектора,
территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для
полной реализации его высшей цели — увеличения прибыли. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизненно важными в данных условиях. Запреты и ограничения
должны быть сведены к разумному уровню. Бизнес нельзя представить
без своей среды и главных элементов, к которым относят менеджмент,
маркетинг, финансовую систему, право и т. д.
Противоречивость означает, что бизнес должен состоять из противоречий, так как они — источник любого развития. В бизнесе можно наблюдать множество противоречий: между бизнесменами и наемными работниками, потребителями и производителями, бизнесменами и профсоюзами или органами государственной власти. В нормальных условиях все эти
противоречия служат источниками развития бизнеса, укрепления и упрочнения его целостности. Однако в конфликтных ситуациях, которые
выходят из-под разумного общественного контроля, возможны и известны
полные исторического драматизма события, не только не укрепляющие, а,
наоборот, значительно ослабляющие систему бизнеса. Это социальнополитические перевороты, гражданские войны и т. д. Они приводят порой к полной утрате основополагающих основ бизнеса: частной собственности, конкуренции и экономической свободы гражданина.
Активность означает, что бизнес — явление социальное, тесно связанное с социальными системами, деятельностью людей. Каждый из бизнесменов должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не
нанося противоправного ущерба другим людям, не мешая им развивать
свой бизнес. Разумная активность деловых людей реализуется обычно
в богатстве индивидуумов и общества, размерах валового национального
продукта страны, республики, уровне жизни граждан, привлекательности
той или иной страны для проживания в ней.
Современный бизнес — это не просто система, обладающая необходимыми признаками целесообразности, целостности, противоречивости
и активности. Бизнес — это и внутренне регулируемая или саморегулирующаяся система. Бизнесмены заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения. Современное высокоразвитое производство
вследствие отдельных ошибочных шагов в бизнесе может быть доведено
до катастрофических последствий. Банкротство даже среднего по размерам предприятия означает сотни уволенных рабочих, потерю миллионных
капиталов, невыполнение договорных партнерских обязательств, остановку смежных производств и т. д. Если цепь таких неблагоприятных событий сомкнется в единое целое, то это может вызвать кризис разрушительной силы, когда экономические потери превышают выгоды от бизнеса.
Западный мир уже давно усвоил это, пережив сильнейший в этом отношении урок, которым стал экономический кризис 1929—1933 гг. Тогда
потрясения экономики западных стран были столь велики, что безработица
и инфляция подставили под сомнение саму целесообразность и сохранение
бизнеса как системы. Это в совокупности с другими факторами привело,
в конечном итоге к национал-социализму, тотальному центру, централизованному планированию в бывшем СССР, а также критике западных ценностей рынка. В то же время многие ученые Запада пришли к выводу, что
бизнес надо не свертывать, а регулировать, помогая ему реализовать все
то, за что он и считается социально ценным явлением (рис. 4).
Государственные институты (органы, комитеты, комиссии парламента) выступают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между бизнесменами и работниками. Правила игры
в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателей, предприятий
государственного сектора, работников. Противодействие оказывается тем
фирмам, которые пытаются навязывать свои бизнес-интересы другой стороне, снижая при этом общую эффективность бизнеса в отрасли или экономике в целом. Точно так же противодействие оказывается и незанятой
части населения и профсоюзам, которые требуют через свои общественно
организованные действия (забастовки, пакетирования, митинги и др.)
принятия фирмами и государственными органами решений, резко снижающих эффективность национальной экономики.
Кроме того, бизнес — это явление развивающееся, так как связано
с направлением на прибыль. А прибыль, как правило, может быть получена там, где спрос на товары и услуги не насыщен и в конечном итоге стимулирует развитие новых профессиональных сфер производства. В результате бизнес омолаживается, переливая свои капиталы туда, где прибыль выше, чем в традиционных сферах.
На определенном этапе экономического развития страны актуальным
становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны
становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент
факторов экономического развития специалисты пересматривают свои
подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса. Например, в США, Великобритании
и Германии приоритетное внимание уделяется сейчас таким факторам, как
рост свободного времени, внутрифирменное стратегическое планирование.
На определенном этапе экономического развития страны актуальным
становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны
становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент
факторов экономического развития специалисты пересматривают свои
подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса. Например, в США, Великобритании
и Германии приоритетное внимание уделяется сейчас таким факторам, как
рост свободного времени, внутрифирменное стратегическое планирование.
Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса. В 1980-е гг. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе:
1) вступление мировой экономики в очередной этап научнотехнической революции;
2) обострение конкурентной борьбы;
3) повышение уровня образования кадров.
Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования.
В 1980-е годы появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства. Интрапренеры — это новаторы, добившиеся реализации своих новаторских идей и принесшие своей фирме большие прибыли. Основными чертами интрапренерства являются:
1) высокая степень ориентации на нововведения;
2) выпуск конкурентоспособной продукции;
3) применение передовых принципов управления;
4) поощрение новаторства.
Созданию благоприятного климата для бизнеса во многом способствует инфраструктура: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры. К числу факторов, способствующих созданию благоприятного климата для бизнеса, обычно относят:
1) стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;
2) льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или роста уже существующих;
3) меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых
средств;
4) создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;
5) организацию консультативных центров по вопросам управления,
маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
6) наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, новаторских идей, ноу-хау;
7) упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности
со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);
8) повышение качества рабочей силы (образования, квалификации);
9) обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;
10)распространение таких социально-психологических ориентиров,
как достижение успеха, личная и групповая ответственность.
Считается, что отрицательное воздействие на развитие бизнеса оказывают следующие факторы:
1) высокие налоговые ставки;
2) недостаточно высокий уровень субсидирования и размер инвестиций;
3) низкая норма накопления;
4) инфляция;
5) чрезмерное государственное регулирование;
6) низкий уровень образования;
7) враждебное отношение к частному сектору;
8) высокие расходы на содержание государственного аппарата;
9) рост доли сферы услуг;
10)изменение моральных ценностей;
11)психология исключительности.
...