Найти в Дзене
studentochka

Сакадзуси - Чашечки для Саке как Свидетели Японской Истории.

Деталь росписи керамического изделия, провинция Сацума
Деталь росписи керамического изделия, провинция Сацума

Первые предметы гончарного ремесла – простые кувшины и чаши для хранения продуктов – появились в далекие времена неолита (VIII – III тыс. до н.э.). Тогда керамика была грубой, а для ее создания использовалась красная глина. Со временем технологии обработки глины совершенствовались, и к XVII веку в Азии появились первые изделия из тонкого белого фарфора. Сначала в Китае и Корее, а затем полноценное производство появилось и в Японии.

На раннем этапе производства японского фарфора важную роль сыграли несколько сотен корейских гончаров, завезенных местным князем на остров Кюсю в провинцию Сацума. Остров был богат залежами каолина, подходящего для создания белого тонкого фарфора. Здесь были основаны керамические мастерские, в которых корейские мастера производили фаянс с декором из цветных красителей.

Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство  19 - первой половины 20 века"
Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство 19 - первой половины 20 века"

Предметы, созданные в мастерских Сацума, были уникальны. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1867 году была представлена цветочная ваза, особенность которой заключалась в детальной прорисовке изображений. После презентации на выставке японский фаянс стал популярен в Европе. Во второй половине XIX века мастерские Сацума наладили экспорт в европейские страны, расширили ассортимент предметов и изменили характер декора. Теперь изделия расписывались сплошным узором, который сочетался с изобразительными сюжетами, заимствованными из живописи и гравюры. Широко использовали сюжетную роспись с геометрическими узорами и орнаментами в виде золотых точек. На дне изделия обычно наносились имена мастеров, создающих форму, и имена мастеров, расписывающих предмет.

Кувшин с росписью из провинции Сацума
Кувшин с росписью из провинции Сацума

Набор для саке - общее название сосудов для подачи и употребления традиционного японского рисового алкогольного напитка. Наборы для саке делаются из керамики, стекла, дерева, из лакированного пластика и металлические. Сосуд для саке называется - “токкури”, а у чашечек разные термины. Общий для всех, “сакадзуки” - японские рюмки для алкоголя

“Очоко” (отёко) – маленькая чашечка размером 30-50 мл, расширяющаяся кверху и напоминающая по форме раскрывающийся бутон или пиалу. Встречаются широкие и даже почти плоские маленькие пиалы.

“Гуиноми” – стаканчики для саке с прямыми стенками. Форма не всегда идеально цилиндрическая, а слегка расширяющаяся сверху. Гуиноми удобны для повседневного применения, чтобы пить из них, не требуется тренировка.

Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство  19 - первой половины 20 века" - пример "Очоко"
Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство 19 - первой половины 20 века" - пример "Очоко"

“Токкури” - общий термин для керамических колб, используемых для подачи саке, обычно с узким горлышком для сохранения тепла, но встречается и множество других форм. Объем - редко больше 360 мл

Декор наборов для саке очень разнообразен, особенно интересны “поющие наборы” и наборы с “литофанией”. В “поющих наборах” звуки издают все предметы комплекта. На верхней части кувшинчика возле горлышка сидит фарфоровая птичка. Когда в сосуд наливают или выливают жидкость, птичка начинает свистеть. Покачивая сосуд из стороны в сторону, раздается целая песенка. Секрет появления звука в особой конструкции, при которой происходит движение воздуха, рождающее звук.

Поющий набор сакадзуси, фарфор, роспись, золочение, литофания, Япония 1930-е
Поющий набор сакадзуси, фарфор, роспись, золочение, литофания, Япония 1930-е

Чашечки в наборах для саке, также оригинальны. Они могли быть "поющими" и издавать птичий щебет во время пития. В дополнение к этому, на дне размещалось секретное изображение - “литофания”

Литофания - это способ нанесения изображения путем изменения толщины изделия. Картинку можно увидеть под определенным углом, можно сказать - фарфоровые водяные знаки. В качестве основного изображения выступало лицо гейши, существует более 30 различных видов рисунка. Одни более распространены, другие очень редки, например, парные гейши или обнаженные. Литофания на японском фарфоре применялась с 1800-ых до 1950-ых годов.

Пиалы с литофанией
Пиалы с литофанией

ПРЕДСТАВЬТЕ...

... вы пьёте вкусный чай из чашки тонкого японского фарфора и, допивая последний глоток, на свету вы видите, как из донышка вам улыбается таинственная японская барышня.

-7

Военная наградная посуда в Японии до середины ХХ века имела широкий ход. Служащие вооружённых сил получали подобные подарки от родных, близких, односельчан и сослуживцев, а иногда делали их себе сами.

Обычно подобные предметы входили в наборы, состоявшие из нескольких чашек (3-5 штук) с одинаковым узором и сосудом для саке в схожем стиле. Подобные предметы были актуальны в Японии, поскольку ритуал испития саке являлся частью как системы армейских ритуалов, так распространённого среди жителей страны синтоизма.

Императорская армия - наградная чашка для сакэ, Япония, фарфор
Императорская армия - наградная чашка для сакэ, Япония, фарфор

На регулярной основе наградная атрибутика стала встречаться с 1895 года - момента окончания китайско-японская войны (日清战争, 1894-1895), в результате которой Япония получила контроль над Корейским полуостровом. Упоминание этого сюжета на памятных чашках для саке является самым ранним.

Памятная посуда различалась по материалу и составу, которые менялись соответственно месту, занимаемому в социальной иерархии адресатом подарка: от трёх золотых чашек для саке к серебряным, а затем - лаковым. Также варьировалось количество: от трёх до одной.

Серебряная чашечка и изображением 16-лепестковой хризантемы
Серебряная чашечка и изображением 16-лепестковой хризантемы

Фарфоровые чашки для саке - сакадзуки (или их разновидность с более высокими вертикальными краями - отёко) были наиболее дешёвым вариантом памятного подарка, связанного с военной службой. Значительно более ценными были наборы деревянных лаковых чашек, а также оловянная, серебряная и золотая посуда. Такие подарки как правило делали высшему офицерскому составу от имени императора. В этом случае на посуде присутствовала хризантема или павлония (она же - Адамово дерево, в Японии именуемая "кири") - символы императорской семьи.

Простым жителями запрещалось использовать изображение вышеупомянутых растений, поэтому владение предметом с изображением хризантемы говорило о заслугах перед императорской фамилией. Наиболее почётным считалось изображение 16-лепесткового цветка.

Каталог, выпущенный мастерской префектуры Миэ в 1920-30-х
Каталог, выпущенный мастерской префектуры Миэ в 1920-30-х

Фарфор же становился уделом рядовых военнослужащих. При этом у них было преимущество - индивидуальность. В то время как офицерские наборы делались по стандартным образцам, не отличавшихся разнообразием, у рядового состава имелась возможность более широкого выбора.

Сувениры из фарфора можно было сделать довольно легко. Сохранились рекламные брошюры японских мастерских, которые занимались изготовлением такой продукции: заказчик мог выбрать символику, её расположение на посуде, а также заказать подпись и выбрать цвета оформления. Нередко на посуду наносилось имя будущего владельца. Вот здесь можно посмотреть на один из каталогов, выпущенный мастерской префектуры Миэ, которой управлял мастер по фамилии Сасаки: в каталоге 1920-30-х годов представлены варианты оформления для фарфоровых изделий: сакадзуки, отёко, сосудов для саке, а также чайников и чайных чашек.

Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство  19 - первой половины 20 века"
Иллюстрация из книги "Японское традиционное гончарство 19 - первой половины 20 века"

Японские традиции прослеживаются не только в исполнении и декорации керамических изделий, но также и в их применении, которое до сих пор имеет место быть в современной Стране восходящего солнца. Характерная сервировка стола остается прежней, с небольшими тарелочками и пиалами для мисо-супа, натто и множества других "сайд-дишес" - таков рацион наших современников с восточного архипелага. Может подобная подача блюд и есть секрет азиатского долголетия и худобы.

Тем не менее, 20 век многое изменил в японской культуре и это можно проследить в керамике и посуде. Эти изделия запечатлеют в себе быт старого порядка, будучи предметами каждодневного использования, передают нам важные данные и ценности, являясь свидетелями изменений, через которые проходила каждая японская семья.