Найти в Дзене

«ЦИТАДЕЛЬ» МИХАЛКОВА –ОСКАР ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Андрей МУСАЛОВ «Ветеран границы» уже писал о «киношедевре» главного российского режиссера Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние». Напомним – фильм снятый за баснословные для России 50 миллионов долларов (а по слухам – гораздо больше!) провалился не только в отечественном прокате, но и на Каннском фестивале, где всегда благоволили тем, кто создает «альтернативную» историю нашей страны. Никита Сергеевич не успокоился. В 2011 году он выпустил-таки вторую часть «Утомленных сонцем-2», которую сурово назвал «Цитаделью». В отличие от первой провальной части, вторая провальная часть почти не шла в российском прокате. Но это и не главное, поскольку Михалков задумал для фильма взять Очередную международную премию. Поскольку режиссер обижен на Каннский фестиваль, он решил не везти свое новое творение туда, а прямиком отправил его в Лос-Анджелес. Там фильм, метко названный одним из критиков «авгиевыми конюшнями лжи», должен побороться за… премию Оскар. Первый и главный вопрос, котор

Андрей МУСАЛОВ

«Ветеран границы» уже писал о «киношедевре» главного российского режиссера Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние». Напомним – фильм снятый за баснословные для России 50 миллионов долларов (а по слухам – гораздо больше!) провалился не только в отечественном прокате, но и на Каннском фестивале, где всегда благоволили тем, кто создает «альтернативную» историю нашей страны.

Никита Сергеевич не успокоился. В 2011 году он выпустил-таки вторую часть «Утомленных сонцем-2», которую сурово назвал «Цитаделью». В отличие от первой провальной части, вторая провальная часть почти не шла в российском прокате. Но это и не главное, поскольку Михалков задумал для фильма взять Очередную международную премию. Поскольку режиссер обижен на Каннский фестиваль, он решил не везти свое новое творение туда, а прямиком отправил его в Лос-Анджелес. Там фильм, метко названный одним из критиков «авгиевыми конюшнями лжи», должен побороться за… премию Оскар.

Первый и главный вопрос, который возникает при просмотре «Цитадели» - где те самый баснословные миллионы? Да, конечно в кадре мельтешат тыщщи людей массовки, не меньшее количество отечественных актеров первой величины, задействованных в секундных эпизодах. Есть несколько танков и паровозов. Но до размаха озеровского «Освобождения» «Цитадели» явно далеко. Ведь в России за 50 миллионов в России можно было много чего сделать. Отстроить в натуральную величину Сталинград, например. Или устроить атаку тысячи танков на фоне атомных взрывов (этому маститому режиссеру можно поучиться у Бондарчука-младшего). Но нет, в «Цитадели» нет никакого эпического размаха.

-2

А что есть? Есть видение поля боя с точки зрения… комара! Да-да – вот комар на стадии личинки. Вот он подрастает. Вот долго-долго летит, пока не находит актера Мерзликина, которого и кусает. Хороший, в общем-то, актер, звезда «Бумера» и «Крепости», как-то неубедительно отмахивается от назойливого насекомого. И тут до зрителя доходит – так вот же они деньги! Комарик-то не простой, а нарисованный на компьютере. А это подороже обычного гнуса, снятого обычной камерой. Компьютерный комар – это пара, а то и тройка миллионов долларов. Затем компьютерные насекомые будут назойливо преследовать персонажей фильма. То мотыльки, то – паучки. И каждый – за несколько миллионов условных единиц. А еще нарисованные самолеты, нарисованная кровища. Проверить сколько на самом деле стоит вся это нарисованная бутафория ни одна комиссия не сумеет. Одно слово – виртуальность…

-3

Следует отметить, что вся компьютерная графика «Цитадели» отличается крайне низким качеством. Избалованные «Аватарами» оскаровские академики, вряд ли оценят. Может они оценят глубину знаменитой русской актерской школы? Тоже вряд ли. В фильмах Михалкова актеры имеют особую, неповторимую манеру игры. Они выпячивают глаза, бессвязно бормочут (а чаще шепчут) абсолютно глупые фразы, либо дико истерят (столь же бессвязно). Догадаться, что именно происходит зритель может только по косвенным признакам. Впрочем, кого интересует этот зритель, когда Оскар на кону!

Заметьте, автор данной статьи до последнего не касался сюжета второй части «великого фильма о великой войне». Поскольку абсолютное безумие и лживый исторический фон первой части, кажется уже не превзойти. Ан – нет! Это возможно: «Цитадель» побеждает «Предстояние», хотя и с небольшим перевесом.

-4

Итак, как мы помним из «Предстояния», комдив Котов (убитый в первом «Утомленном солнце» и внезапно воскресший во втором) вновь понадобился товарищу Сталину. Зачем же вождю народа с лицом Михалкова в разгара Великой отечественной зачем-то понадобился какой-то комдив? В «Цитадели» загадка раскрывается. Комдив должен возглавить очередное преступление кровавого советского режима. Отец народов таинственно называет этот план «черная пехота». Стало быть, Котову следует собрать у 15 000 «трусов отсиживавшихся в тылу» (видимо работников тыла, у которых была «бронь») и бросить их в атаку на некую цитадель. Мол, немцы потратят на эту самую черную пехоту пули, а «кровавый режим» преподнесет это как очередное преступление немцев.

За Котовым едет привычно гадкий персонаж Митя. На фронт он прибывает в синей фуражке с золотыми погонами и неуставной прической. Видимо, костюмеры Михалкова не осведомлены о существовании для сотрудников НКВД полевого обмундирования. Но это не главное. Главное показать диссонанс между кровавым, нарядным палачом из «кровавой гэбни» и таким простым, «своим в доску» Котовым. Тот одет совсем уж фантасмагорично: в тельняшку с кокой-то жилеткой, что совсем не напоминает бойца РККА, да еще из штрафбата. Зато при Котове его знаменитая железная рука с выкидными лезвиями, как у Фредди Крюгера. Этими лезвиями он ловко уничтожает врагов и открывает консервы.

-5

Так вот, Митя приезжает в окопы, находит Котова. Тот убегает в сторону немцев и случайно возглавляет атаку. Митя бежит следом и вдруг оказывается с Котовым в одной воронке. Вернуться он не может – поскольку позади заградотряд. И пулеметчик из заградотряда, увидав перед собой полковника НКВД в парадной униформе, начинает с остервенением палить и кричать, мол «вперед, скотина»! В этот момент закрадывается подозрение, что «Утомленные солнцем» никакая не трагедия (как было заявлено в первых частях картины) а самая, что ни на есть – комедия!

При просмотре оставшегося экранного времени в этом открытии убеждаешься все больше. Конечно юмор у Михалкова тот еще, но все же! Вот жирный гадкий водитель не хочет вести раненых. Дочка Котова смело стреляет ему в ногу из нагана. А прибежавший на стрельбу патруль говорит: «Правильно, таких стрелять надо!» Хи-хи! А потом этот жирный водитель с простреленной ногой убегает и прямо в него попадает бомба. Ха-ха – очень смешно! Грузовик с ранеными и беременной женщиной, попадает под налет немецкой авиации. А тут баба под бомбежкой начинает рожать (куда ж без такого-то избитого эпизода). Раненые принимают роды и называют ребёнка (отцом которого оказывается немец) Иосифом Виссарионовичем, в честь Сталина. Очень-очень весело!

Но, разумеется, главный гэг «Цитадели» – штурм этой самой цитадели «черной пехотой». Михалков-Котов в кожаном пальто и генеральской фуражке возглавляет атаку одетых в гражданское платье «паникеров и трусов». В атаку все идут, понятное дело с дрынами да кольями (так смешнее).

-6

В крепости сидят немецкие пулеметчики. Они пьют кофий да слушают патефоны – ждут, когда придут русские чтобы всех поубивать и воплотить замысел гадкого Сталина. Вдруг одному из пулеметчиков что-то мешает целиться. Он выглядывает в амбразуру – оказывается это нарисованный на компьютере паук, зависший перед прицелом (еще несколько миллионов долларов). Пулеметчик пытается его отогнать, машет руками, но тут в него попадает невесть откуда взявшийся советский снайпер. Пулеметчик падает, что-там цепляет и разбивает, от этого чего-то начинается пожар, он доходит по проводам (!) до артиллерийского погреба и вся крепость взлетает на воздух!

-7

В общем – буффонада и клоунада. Так и представляешь, как Михалков воображал как при просмотре этого эпизода зрительный зал взорвется от дикого гомерического хохота. Смеялся ли кто на самом деле – не известно. В кинотеатр зритель, как известно не особенно-то и пошел.

Разумеется, в фильме имеются и сентиментальные моменты, призванные, очевидно, привлечь внимание женской аудитории. В одном из эпизодов тщательно воссоздана сцена из первых «Утомленных солнцем». Якобы к Котову приезжает его бывшая многочисленная семья, чтобы окончательно расставить все точки над i. Правда жену Котова играет не Ингеборга Дапкунайте (она благоразумно отказалась от роли еще на стадии прочтения сценария) а Виктория Толстоганова. Вот в этом эпизоде Никита Михалков показывает свою сильную сторону. Ему здорово удаются сцены с со старыми бабками, женскими интригами, психопатиями и истериками. Под его чутким руководством Виктория Толстоганова невероятно долго истошно верещит и заламывает руки. Что именно ее героиня желает выразить не совсем понятно. Видимо, пытается сообщить своему бывшему мужу, что между ними все кончено, но об этом так сразу и не поймешь. Михалков требует для себя внимательного и чуткого зрителя.

-8

Другим сентиментом стала одна из заключительных сценок кинокартины. В ней дочь Надя (почему-то немая) находит своего репрессированного папу. Из расположенной неподалёку медсанчасти она, замечая отца в бинокль, бежит к нему и попадает на минное поле. При этом, конечно же наступает на мину, но не взрывается. Котов приказывает ей отойти и вместо неё наступает на эту мину за несколько секунд до взрыва. Зритель надеется, что мятежный комдив погиб навсегда…

Но нет – последней сцене фильма Котов и Надя едут на танке во главе танковой колонны советских войск, направляющейся на Берлин. На пути им встречается сумасшедший немецкий регулировщик. Танкисты пытаются немца застрелить. Но тут за него вступается русскоязычная женщина (сумасшедшая конечно же) в исполнении Инны Чуриковой. Полчаса экранного времени она убеждает, что немца убивать не нужно. Наконец, все с этим соглашаются и едут дальше.

-9

В ходе просмотра становится очевиден великий замысел великого режиссера – война это очень смешно. Юмор, хоть и черный, приправленный кишками, кровищей и безостановочным унылым матом, но зато такой искрометный. Что там Тарантино с его «Бесславными ублюдками» и фальсификацией истории? У нас свой герой имеется! Осознав идею фильма больше не переживаешь из-за каких-то там «исторических неточностей». Михалков же читал «исторические документы в закрытых архивах». И история эта ему не понравилась.

-10

Как эти необразованные советские людишки смогли победить культурных европейцев? Никак. Значит, следует придумать свою собственную историю. Смешную конечно. А то, что юмор не понятный ну так кто ж виноват, что зритель такой глупый попался. Жаждет исторической правды, требует почтительного отношения к прошлому своей страны, а то и вовсе желает получить за свои деньги хорошую внятную историю… Да и кого волнует этот зритель, когда речь идет о «великом фильме»? Главное чтобы второй Оскар дали, а остальное не важно!

Фото из сети интернет