Найти в Дзене
ГодЛитературы

«Служить бы рад…» Александр Грибоедов

230 лет назад, 15 января 1795 года, родился Александр Сергеевич Грибоедов, автор одной гениальной комедии и главный герой не менее яркой судьбы Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк» «Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – говорил о Грибоедове Александр Пушкин. И впрямь жизнь поэта и дипломата не уступает мушкетерским романам Александра Дюма по обилию опасных поворотов, схваток, взлетов и падений... И личностью он был сложной, колючей, ранимой и сильной одновременно. Его далекий предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился в Россию из Польши в свите Лжедмитрия I. В России Гржибовские превратились в Грибоедовых. При царе Алексее Михайловиче один из представителей этого рода – Федор Грибоедов – благодаря незаурядным талантам достиг высокого положения при дворе. Он искусно владел пером, был одним из составителей Соборного уложения 1649 года
Оглавление

230 лет назад, 15 января 1795 года, родился Александр Сергеевич Грибоедов, автор одной гениальной комедии и главный герой не менее яркой судьбы

Портрет А. С. Грибоедова. Евсей Моисеенко, 1956 год
Портрет А. С. Грибоедова. Евсей Моисеенко, 1956 год

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

«Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – говорил о Грибоедове Александр Пушкин. И впрямь жизнь поэта и дипломата не уступает мушкетерским романам Александра Дюма по обилию опасных поворотов, схваток, взлетов и падений... И личностью он был сложной, колючей, ранимой и сильной одновременно.

Грибоедов в детстве
Грибоедов в детстве

Его далекий предок Ян Гржибовский в начале XVII века переселился в Россию из Польши в свите Лжедмитрия I. В России Гржибовские превратились в Грибоедовых. При царе Алексее Михайловиче один из представителей этого рода – Федор Грибоедов – благодаря незаурядным талантам достиг высокого положения при дворе. Он искусно владел пером, был одним из составителей Соборного уложения 1649 года и создал панегирическую «Историю о царях и великих князьях земли Русской».

И мать, и отец автора «Горя от ума» принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых. Только Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а Сергей Иванович – из захудалой семьи. Неудивительно, что мать в семье верховодила. Отца – отставного секунд-майора – всерьёз интересовала только карточная игра… Высшим авторитетом в их доме считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет. Дядя стал для него символом великосветской бессмыслицы, которую Александр ненавидел. Если нужно было «приложиться к ручке» какой-нибудь знатной дамы – он предпочитал сказаться больным.

Отреставрированный фасад усадебного дома Грибоедовых. Хмелита — бывшая усадьба дворян Грибоедовых , государственный музей-заповедник. Расположена в Вяземском районе Смоленской области. Фото: Wikimedia
Отреставрированный фасад усадебного дома Грибоедовых. Хмелита — бывшая усадьба дворян Грибоедовых , государственный музей-заповедник. Расположена в Вяземском районе Смоленской области. Фото: Wikimedia

Дом Грибоедовых славился музыкальными вечерами. Александр с раннего детства считался талантливым музыкантом и композитором-импровизатором. Это увлечение он сохранил на всю жизнь. К сожалению, к записи своих музыкальных сочинений он относился небрежно, зато те два вальса, которые остались от Грибоедова-композитора, исполняются и в наше время.

Он удивлял воспитателей своей глубокой сосредоточенностью и даже ранней мудростью. В наше время Грибоедова непременно назвали бы вундеркиндом. И в Благородном пансионе, и в Московском университете он был на несколько лет моложе однокашников, но учился без натуги и выделялся блестящими знаниями. Еще юношей Грибоедов свободно владел французским, английским, немецким и итальянским, понимал латынь и греческий, позже выучил несколько восточных языков.

На кафедре в те годы царил Алексей Мерзляков – знаток риторики и поэзии, стихотворец и оратор, от которого, говоря по чести, частенько разило ромом. Его еще мальчишкой приметила императрица Екатерина. Мерзляков слагал ей оды, а прославился песнями в народном духе, одна из которых – «Среди долины ровныя» – известна и в наше время. В те годы почтенный профессор считался литературным старовером: он восхищался Ломоносовым и Державиным, к новой волне в русской поэзии относился не без раздражения. Грибоедову мерзляковский консерватизм во многом оказался близок.

-4

О забытом поэте замолвите слово. Владислав Озеров

В то время кумиром читающей публики был молодой поэт и драматург Владислав Озеров и не было в Петербурге более популярного зрелища, чем его романтическая трагедия «Димитрий Донской». Грибоедов высмеивал эту моду и даже написал пародийную драму «Дмитрий Дрянской», в которой не пощадил модные романтические увлечения тогдашних театралов.

Корнет и дуэлянт

Как только армия Наполеона перешла Неман – Грибоедов добровольцем встал в воинский строй. Его приняли корнетом в ополченческий Московский гусарский полк, который формировал на свои средства граф Пётр Салтыков – внук знаменитого фельдмаршала, героя Семилетней войны. Принять участие в боевых действиях Грибоедову не удалось: вплоть до взятия Парижа русскими войсками он состоял в кавалерийском резерве. Там он сдружился с Александром Алябьевым – офицером иркутского полка и замечательным музыкантом. В последние месяцы войны Грибоедов служил при штабе генерала Андрея Кологривова, с которым надолго сохранил добрые отношения. Как только войны отгремели – Грибоедов уволился из армии. Сменил гусарский ментик на мундир министерства иностранных дел – чтобы служить, а не прислуживаться. И служить «не лицу, а Отечеству».

-5

Павел Катенин. 22 декабря

Молодой дипломат поселился в столице. В кругу литераторов и артистов к нему относились почти восторженно, хотя ничего значимого к тому времени Грибоедов не написал… Актер Петр Каратыгин однажды подивился: «Сколько Бог вам дал талантов! Вы поэт, музыкант, ученый, к тому же, были лихим кавалеристом!» Грибоедов ответил на комплимент саркастически: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Во время «литературной войны» между карамзинистами и сторонниками министра просвещения Александра Шишкова молодой Грибоедов не примыкал ни к кому. Посмеивался и над прогрессистами, и над консерваторами. Единомышленника и соавтора он нашел в Павле Катенине, который к тому времени успел прославиться переводами из Гёте и Шиллера.

Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова,1873 год. Иван Крамской. ГТГ
Портрет писателя Александра Сергеевича Грибоедова,1873 год. Иван Крамской. ГТГ

Держался Грибоедов несколько заносчиво, в молодые годы не избегал салонной круговерти. Был горяч. «Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащённой и самодовольной тупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице», – вспоминал Александр Бестужев.

Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой (1799-1848). Музей Пушкина
Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой (1799-1848). Музей Пушкина

И с такими замашками Грибоедов вошёл в сонм поклонников балерины Авдотьи Истоминой – той самой, о которой Пушкин писал: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна».

Грибоедов не претендовал на сердце танцовщицы, но его забавлял любовный многоугольник, который выстраивался вокруг неё. С этим увлечением связана самая известная дуэльная история Грибоедова. Именно он однажды после спектакля привез балерину на квартиру своего приятеля Александра Завадовского, где она провела двое суток. Этот визит привел в ярость записного ухажера Истоминой Василия Шереметева. По законам благородного общества, им оставалось одно – поединок. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева — известный бретер, корнет лейб-уланского полка Александр Якубович, по определению современника – «храброе и буйное животное». Причем после первого поединка должна была состояться и дуэль секундантов… Но Завадовский пристрелил Шереметева. Увидев, что их товарищ смертельно ранен, секунданты отложили свою схватку.

С Якубовичем они встретились в Тифлисе. Там, «на холмах Грузии», и стрелялись.

Александр Иванович Якубович (1792-1845). акварель Н.Бестужева, 1831 г. Фото: Wikimedia
Александр Иванович Якубович (1792-1845). акварель Н.Бестужева, 1831 г. Фото: Wikimedia

Сведения об этой дуэли разноречивы – как это всегда и бывает в подобных случаях. Но, скорее всего, у обоих имелись серьезные намерения. Якубович стрелял первым. Грибоедов отделался ранением в руку. Сам он целил обидчику в голову – и едва не попал. С тех пор раздробленный мизинец мешал Грибоедову музицировать, и он заказал специальный чехол, который надевал на покалеченную руку, чтобы по-прежнему играть на фортепьянах.

Горе от ума

«Чем просвещеннее человек, тем полезнее он Отечеству», – говорил Грибоедов. И старался следовать этой максиме. Когда ему предложили занять вакансию посольского секретаря в Персии – он незамедлительно согласился. Там, за три года, в совершенстве изучил фарси и даже научился слагать недурные стихи на языке Хайяма. Но главное – именно там он написал «Горе от ума». Комедия с московским колоритом впервые привиделась ему в стране Саади, в беседке, во время дневного сна в саду. Впрочем, возможно, это легенда. Есть свидетельства, что он замыслил нечто подобное «Горю» еще в 1812 году или чуть позже.

Эриванская крепость — место, где впервые была поставлена пьеса. . Сегодня — территория Ереванского комбината «Арарат». Фото: Wikimedia
Эриванская крепость — место, где впервые была поставлена пьеса. . Сегодня — территория Ереванского комбината «Арарат». Фото: Wikimedia

Но в Тифлисе и в Персии у поэта быстро сложилась галерея характеров. Сам Грибоедов так объяснял Катенину план своего «Горя»: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку… и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим… Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют… он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Эта пьеса и в наше время остаётся загадкой, которую каждый режиссер, каждый актер, да и читатель пытается раскрыть по-своему. Сатирическая комедия и психологическая драма в одном клубке. Усмешка пополам со страданием, сарказм, перемешанный с исповедью. Ведь «горе от ума» и «мильон терзаний» – это то, из чего состояла жизнь самого Грибоедова.

-10

Павел Басинский: «Каждый русский не один раз в жизни цитировал "Горе от ума"»

Он прочитал в лицах свою комедию самому популярному русскому поэту того времени – Ивану Крылову. Старик выслушал всю пиесу не перебивая, но в финале махнул рукой: «Цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Крылов – сам служивший цензором – не ошибся. Грибоедову так и не удалось ни опубликовать полный текст комедии, ни увидеть её на сцене. И всё-таки он познал сладость писательской славы: количество рукописных копий «Горя» превышало тираж любого тогдашнего литературного журнала. А Пушкин первым заметил, что половина строк грибоедовской комедии «должны войти в пословицу».

Ни один литературный разговор в те годы не обходился без цитат из Грибоедова. А он всё чаще ощущал себя белой вороной. Его тянуло подальше от светской суматохи – туда, где ощущался русский дух. «Только в храмах Божиих собираются русские люди, думают и молятся по-русски. В русской церкви я – в отечестве, в России!» – признавался Грибоедов. Мало кто из его ровесников в те годы испытывал подобные чувства.

-11

Фаддей – первый злодей

Грибоедов, к ужасу вольнолюбивого общества, дружил с Фаддеем Булгариным – ярым «охранителем» и заклятым врагом литераторов пушкинского круга. Именно Булгарину удалось опубликовать отрывки из «Горя от ума» в альманахе «Русская талия». Ему же Грибоедов оставил свою комедию «в полную собственность», в последний раз отбывая в Персию.

После «Горя» он прожил девять лет, но так и остался классическим автором одной книги. Куда-то исчезла легкость стиха, не уступавшая крыловским басням. Исчезли крылатые выражения. Даже в грибоедовских письмах маловато литературного блеска. Ума, иронии, прозрений там в избытке, но стиль тяжеловесен, далек от ювелирной огранки. Это скорее эпистолии политика, который интересовался изящной словесностью, чем поэта, ставшего дипломатом. Да и его стихи – что ранние, что поздние – не идут ни в какое сравнение с «Горем». Творческое бессилие угнетало его: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал. Не слишком ли я от себя требую? Умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. Что у меня с избытком найдется, что сказать, – за это ручаюсь. Отчего же я нем? Нем, как гроб!»

Памятная надпись на стене комбината. Фото: Wikimedia
Памятная надпись на стене комбината. Фото: Wikimedia

Замыслы были. И главный из них – пьеса о 1812 годе, абсолютно непохожая на «Горе от ума». Он хотел написать настоящую патетическую трагедию – панегирик русской воинской славе. Действие начиналось на Красной площади и в Кремле. В Архангельском соборе «возникают тени давно усопших исполинов – Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра». Далее – пожар Москвы и отступление Бонапарта… Воплотить столь размашистый план так и не удалось.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Дж. Доу и мастерская Фото: Wikimedia
Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Дж. Доу и мастерская Фото: Wikimedia

От тюрьмы до ордена

После декабрьского восстания Грибоедов оказался под следствием. Его имя неосторожно упомянул на допросе Сергей Трубецкой. Почти полгода Грибоедову пришлось провести в заключении. Говорят, что надсмотрщики – по сходной цене – частенько выпускали его из затвора, чтобы подозреваемый мог от души поужинать и поиграть на рояле.

В те дни за Грибоедова хлопотал генерал Алексей Ермолов, у которого автор «Горя от ума» служил адъютантом «по дипломатической части». В итоге его – одного из крайне немногих – выпустили на волю с «очистительным аттестатом» и даже повысили в чине. Грибоедов действительно не имел отношения к восстанию, хотя дружил со многими декабристами. «Благородный образ мыслей, откровенность и чистота всех дел его и помыслов снискали ему милостивое внимание правосудного и великодушного монарха», – высокопарно рассказывал Фаддей Булгарин о встрече Грибоедова с простившим его царём.

Александр Сергеевич Грибоедов. Акварельный портрет работы Петра Андреевича Каратыгина Фото: Wikimedia
Александр Сергеевич Грибоедов. Акварельный портрет работы Петра Андреевича Каратыгина Фото: Wikimedia

В своей комедии Грибоедов написал злую карикатуру на «солдафонов» – полковника Скалозуба, но военные относились к нему благодушно. Даже не слывший интеллектуалом Иван Паскевич, в котором многие примечали скалозубовские замашки. Он считал Грибоедова человеком «редких способностей» и доверял ему почти безоглядно.

После победной для России Персидской войны Паскевич вёл мирные переговоры с представителями шаха. Грибоедов был его правой рукой. Он не только составил все параграфы договора, но и вёл протоколы переговоров, постоянно вносил коррективы в текст трактата, отвоёвывая у персов позицию за позицией.

10 (22) февраля 1828 года в Туркманчае, под Тебризом, стороны подписали договор. Новая граница между Россией и Персией устанавливалась по реке Аракс. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, а также крепость Аббас-Абад. Кроме того, подтверждалось исключительное право России держать военный флот на Каспии. Особой гордостью Грибоедова была высокая контрибуция – 20 миллионов рублей серебром, – которую шах обязывался выплатить Петербургу. Одновременно дипломаты подписали «Акт о торговле», защищавший права русских купцов на всей территории Ирана. Это был бесспорный триумф России.

Нина Александровна Чавчавадзе (1812-1857). Фото: Wikimedia
Нина Александровна Чавчавадзе (1812-1857). Фото: Wikimedia

Паскевич предоставил Грибоедову честь «поднести договор» императору, прекрасно понимая, что за этим последует щедрая награда. И Николай I по достоинству оценил заслуги «вестника богов»: пожаловал ему чин статского советника, орден Святой Анны 2-й степени, «алмазами украшенный», и четыре тысячи червонцев. Вручили дипломату и медаль «За Персидскую войну», о которой Грибоедов говорил, что она «во 100 раз дороже Анны». В одночасье он стал влиятельным политиком.

Всё-таки напрасно в Паскевиче видели прототип полковника Скалозуба. Этого героя Грибоедов откровенно презирал, а с графом Эриванским сработался.

Погибший на чужбине

Триумфатор вернулся в Персию в ранге посла и молодого супруга. Незадолго до этого, в Тифлисе, неприступный Грибоедов в первый и последний раз в жизни сдался без боя – юной княжне Нине Чавчавадзе. Они обвенчались в древнем соборе Сиони.

Подданные шаха воспринимали Туркманчайский мир как национальную катастрофу, и могущественных недругов у Грибоедова в Тегеране было немало. Россия как раз вступила в войну с Турцией – и персы надеялись уклониться от исполнения договора, воспользовавшись запутанной международной ситуацией. Часть контрибуции они намеревались выплатить не звонкой монетой, а шёлком – но Грибоедов получил из Петербурга чёткое предписание: бороться за каждый рубль. И был непреклонен. Главным противником Грибоедова в Персии был Аллаяр-хан, опальный министр, пытавшийся вернуть утраченное влияние, манипулируя религиозными чувствами соотечественников.

Здание русского посольства в Тегеране, где 30 января (11 февраля) 1829 года произошло массовое убийство сотрудников русского посольства и укрывшихся в нём армянских беженцев взбунтовавшейся тегеранской толпой. Среди погибших был и глава дипмиссии писатель Александр Грибоедов. Фото: Wikimedia
Здание русского посольства в Тегеране, где 30 января (11 февраля) 1829 года произошло массовое убийство сотрудников русского посольства и укрывшихся в нём армянских беженцев взбунтовавшейся тегеранской толпой. Среди погибших был и глава дипмиссии писатель Александр Грибоедов. Фото: Wikimedia

Под его влиянием богословы настраивали обывателей против русских, называли Грибоедова завоевателем и виновником новых налогов, которые тяжким бременем легли на персов. Кроме того, Грибоедова обвиняли в укрывательстве «неверных». Он действительно – в соответствии с туркманчайскими предписаниями – скрывал нескольких армян на территории посольства, чтобы переправить их в Россию. 30 января 1829 года духовные власти объявили русским священную войну. К дому русской миссии направилась разгоряченная толпа. Начался кровавый погром. В тот день погибли все сотрудники русского посольства, кроме одного, самого осторожного – Ивана Мальцова. Он предлагал спасение и Грибоедову, нужно было только воспользоваться подземным ходом. Но посол ответил горделиво: «Русский дворянин в прятки не играет». Он всегда держал шпагу ближе к ладони, больше всего боялся бесчестия и погиб как солдат, защищая знамёна своей империи.

Тифлис. Церковь Святого Давида и гробница А. С. Грибоедова. Конец XIX века Фото: Wikimedia
Тифлис. Церковь Святого Давида и гробница А. С. Грибоедова. Конец XIX века Фото: Wikimedia

Его оплакивал не только Петербург, но и весь христианский Кавказ. Храбрость Грибоедова сомнений не вызывала. Другой вопрос – мог ли он избежать кровавой развязки? Министр иностранных дел Карл Нессельроде докладывал шефу жандармов Александру Бенкендорфу: «Несмотря на несколько лет, проведённых в Тавризе, и беспрестанные столкновения с персами, он плохо узнал и плохо оценил народ, с которым имел дело». Это не помешало министру организовать торжественную встречу грибоедовского гроба в Тифлисе – из уважения к статусу посла Российской империи. Персы побаивались новой войны, и сочли за благо откупиться от северного соседа щедрыми дарами. Единомышленники Грибоедова сочли сговорчивость императора позорной.

Грибоедов завещал похоронить его в Тифлисе, на горе Мтацминда, в монастыре Святого Давида. Его юная вдова создала одну из самых запоминающихся эпитафий на свете: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Грот с могилами А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе на горе Мтацминда Фото: Wikimedia
Грот с могилами А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе на горе Мтацминда Фото: Wikimedia

Хрестоматийная история

-19

Письмовник. Грибоедов — Мазаровичу

Только после смерти автора началась настоящая литературная и театральная судьба его грустной, нервной и такой богатой на крылатые выражения комедии. Первоначально цензура не пропускала ее даже не из политического страха – до таких рассуждений пьесу просто не дочитывали. Пугала начальная «безнравственная» сцена ночного хождения помещика Фамусова к служанке Лизе – быть может, самой обаятельной героине этой комедии. А уж когда дело дошло до либеральных проповедей Чацкого и его критических оценках «века минувшего» – цензоры совсем перепугались. Даже постановку 1825 года, которую затеяли питомцы Петербургского театрального училища, закрыли. Премьера, на которой присутствовал Грибоедов, состоялась в офицерском театре в Ереване.

-20

Побег в Арзрум, или Самое загадочное путешествие Пушкина (№ 7)

А в столицах иногда играли только отрывки из пьесы, которая уже стала легендарной и вызывала ажиотаж, который еще больше пугал власти. Тем более что и Чацкого, и Грибоедова связывали с декабрьскими событиями 1825 года. Первая полная (но с цензурными правками!) постановка в Александринке прошумела в 1831 году. После этого «Горе» по всей России ставили часто, ставят и в наше время.

Что до публикаций, в конце 1824 года Фаддей Булгарин помог опубликовать несколько сцен «Горя» в альманахе «Русская Талия». Отдельным изданием комедия впервые была напечатана уже после смерти автора, в 1833 году – полностью, но с большими цензурными купюрами и заменами. Полностью и без купюр комедия вышла в России только в 1862 году. А в советские времена стала хрестоматийной и не выпадала из школьной программы.

Горельеф Грибоедова на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Фото: Wikimedia
Горельеф Грибоедова на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Фото: Wikimedia

Между тем, весьма популярной комедия стала задолго до полной публикации. Она расходилась в списках по всей России – сотнями, тысячами экземпляров. К сожалению, как правило, – с ошибками. Даже когда вышли первые – куцые – издания. И крылатыми десятки грибоедовских фраз стали именно по рукописным вариантам пьесы.

Постепенно сложились стереотипы театральной интерпретации «Горя». Лучшие актеры разрушали их, вытягивали из классической пьесы что-то свое, собственное.

Сохранилась легенда о постановке Всеволода Мейерхольда с Эрастом Гариным в роли Чацкого и молодым Игорем Ильинским, который предстал в фамусовском халате. В той постановке играл и Михаил Царев, который позже, на сцене Малого, сыграл Чацкого в спектакле, который на долгие годы стал хрестоматийным – в том числе благодаря телеверсии.

Блестящих постановок «Горя» даже на нашем веку было немало. Сергей Юрский в спектакле Георгия Товстоногова подчеркнул в Чацком идеализм и живость. «БДТ был на подъеме. Он создавал своего зрителя – думающего, рефлексирующего, ищущего ответы на самые злободневные вопросы бытия. Этот зритель шел к нам в поиске ответов в наших спектаклях. Вот почему о «Горе от ума» не просто заговорили. Это был взрыв. А секрет успеха прост. Главного героя приводил к крушению надежд, к жизненной катастрофе фактически, к горю, именно его ум. И мы рассказывали и об этом самом уме, и об этом самом горе. Точно следуя названию пьесы, которое дал ей автор», – вспоминал актер об этой роли.

Виталий Соломин в Малом олицетворял молодецкий вызов, прямодушие и влюбленность. Кстати, верный Грибоедову Царев в том спектакле играл Фамусова.

-22

Запомнился и несколько усталый, ленивый Чацкий в исполнении Олега Меньшикова. Он, кажется, с самого начала не верил, что дело может сладиться. Время набросило на грибоедовский «мильон терзаний» поволоку изначального пессимизма. Ну, а многое вы вспомните и без меня.

-23

Грибоедовское «Горе» всегда будет вызывать споры. Это живая комедия – даже через 200 лет. Пушкин как раз два века назад писал Вяземскому по-дружески: «Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умён». Многие согласны с этим мнением. И критикуют Чацкого за то, что он усердно «мечет бисер» перед недостойными людьми. Но именно в этом – нерв пьесы! Это пылкость не по годам умного, но вовсе не мудрого и обиженного, самолюбивого и влюбленного человека. Неужели он должен был дипломатично помалкивать? Потому и стал Чацкий, быть может, первым русским знаковым литературным героем. Героем, за которым стоит поколение. По крайней мере, его немалая часть. И это победа Грибоедова.