- В нашей системе ценностей цифровые ресурсы — это только помощники. Они не заменяют учителей или родителей, они создаются не для того, чтобы перестроить сферу образования на новый лад.
- Однако надо подчеркнуть: сегодня нейросети уверенно находят применение в сфере образования, и многие задачи цифрового мира невозможно решить без ИИ. Главное — здраво и осознанно подходить к использованию технологий и следить, чтобы они не диктовали, как трансформировать обучение, а служили достижению как маленьких, так и глобальных образовательных целей.
В последние годы группа компаний «Просвещение» активно развивает цифровые образовательные технологии (или EdTech-направление). Генеральный директор профильного подразделения ООО «Образовательные технологии ПРО» Александр Доттер рассказал в интервью исследовательскому агентству Smart Ranking о том, как внедряются инновации, каковы перспективы и риски применения технологий искусственного интеллекта в сфере образования и как всё это соотносится с деятельностью традиционной школы и учителей.
— Какие EdTech-проекты сегодня развиваются в рамках группы компаний «Просвещение» и каких удалось достичь результатов?
— Мы начали работать на рынке EdTech чуть больше трёх лет назад. Можно сказать, что данное направление — это стартап в рамках группы компаний, у которой есть большие возможности для исследований в сфере проектирования, разработки и актуализации образовательных продуктов.
Прежде всего мы развиваем сервисы на нашей платформе Lecta, в том числе «К школе готов», «Я сдам ЕГЭ», «Цифровые рабочие тетради». Последний включает защиту от списывания и дает учителям возможность автоматически назначать и проверять домашние задания.
Всего у нас более 10 продуктов для детей, их родителей, педагогов и учебных заведений. У платформы Lecta около 5 млн пользователей, и мы продолжаем ее развивать, взаимодействуя с разными партнерами. На протяжении трёх лет мы ежегодно показывали двукратный рост.
— Как вы оцениваете такие темпы роста с учетом того, что сами назвали себя стартапом?
— Кто-то может сказать, что мы развиваемся не так быстро, как могли бы. Но важно понимать: группа компаний «Просвещение» — масштабный представитель сферы образования, который не может просто реализовывать массовые проекты без уверенности в том, что они принесут более высокие образовательные результаты. Сначала мы должны в этом убедиться с помощью апробаций и исследований. Мы не стремимся к инновациям ради инноваций.
— Какие сегодня существуют препятствия у внедрения EdTech-технологий в школах? Как вы строите ваше взаимодействие с ними и другими своими потребителями?
— Сегодня основные инновации развиваются на базе классических школ. Конечно, онлайн-школы работают за счет цифровых технологий и позволяют сделать качественное образование доступным в разных условиях, но я уверен, никто и ничто не заменит живого общения с учителями.
В нашей системе ценностей цифровые ресурсы — это только помощники. Они не заменяют учителей или родителей, они создаются не для того, чтобы перестроить сферу образования на новый лад.
Что касается взаимодействия, то существует триада, которую формирует потребитель: это он сам, его окружение, вовлеченное в выбор продукта, и те, кто его оплачивает. Например, если продукт выбирают учителя и администрация школы, важно, чтобы он соответствовал актуальным нормам и образовательным программам. Соответственно, вопрос покупки технологий, будь то распределенный реестр или искусственный интеллект, будет упираться в целесообразность его внедрения и то, сколько ресурсов на это потребуется.
— Какие направления EdTech вы считаете перспективными? Во что планируете вкладываться?
— Прежде всего, нам интересны решения, которые помогают готовиться и готовить к экзаменам, формировать индивидуальные задания. Кроме того, мы видим большой потенциал цифровых помощников, которые не относятся непосредственно к образованию, но связаны с ним. Например, может быть востребован органайзер педагога-репетитора.
Вторая сфера наших интересов — новые образовательные форматы. Мы вдохновляемся опытом лучших российских педагогов, которые повышают эффективность обучения с помощью оригинальных активностей. Например, дополнительные учебные материалы могут быть представлены в виде подкаста.
Издательство «Просвещение» уже выпускает учебники и рабочие тетради с цифровым дополнением, которое включает авторские видеолекции, познавательные видеоролики, 3D-модели, интерактивные упражнения с автопроверкой, алгоритмы использования разных сервисов и приложений и многое другое. Это существенно расширяет возможности учителя в подготовке и подборе материала для уроков и делает процесс обучения более интересным для детей.
— Вы верите в массовое внедрение ИИ-технологий в образовании?
— Нейросети открывают широкие возможности для новых подходов к обучению, контролю знаний, мониторингу качества образования на уровне государства.
Сегодня они уже обеспечивают визуальный контроль на ЕГЭ, выступают основой системы прокторинга, автоматизированной диагностики и оценки усвоения материала. ИИ дает возможность организовать обучение по индивидуальной траектории. Он может быть задействован в диагностике знаний, выборе контента, корректировке и адаптации образовательного трека. Обучение в таком формате уже предлагают в премиум-сегменте, а нейросети сделают его доступным для всех. Также ИИ-технологии позволяют создавать открытые образовательные пространства, где обучение идет нелинейно и непредсказуемо (в том числе для педагога) для обеспечения наилучшего образовательного результата.
Но есть и более «приземленное» применение нейросетей — например, разметка контента. Тематические планы периодически меняются, поэтому было бы полезно, если бы контент, подавляющий объем которого составляют учебники, пособия, лекции, имел гибкое оглавление. Текст должен быть протегирован, а перечень и структура тегов должны постоянно меняться. Масштаб этой задачи невероятен. При этом искусственный интеллект, который способен анализировать и каталогизировать огромные объемы текста и графики за считаные секунды, может решить ее быстро. Для государства могут быть также полезны решения, которые позволяют формировать статистику эффективности образования, для управленцев — инструменты автоматического анализа учебных планов, заданий, оценок и т. д.
— А каковы риски массового использования нейросетей?
— При безответственном массовом внедрении технологий мы можем упустить самое главное — качество обучения. Например, если совсем не будет живого общения, высока вероятность, что многим ученикам будет сложнее осваивать трудные темы, запоминать пройденное, самостоятельно расширять кругозор.
Также есть риск, что, работая исключительно в цифровой среде, ученики и учителя будут повышать в основном свою цифровую грамотность, а уровень предметных, практических, функциональных и гибких навыков будет снижаться. Если весь учебный процесс выстроить исключительно вокруг одного-двух устройств, то велика вероятность, что будут сходить на нет такие навыки, как креативность, аналитическое мышление, прогнозирование, решение нетривиальных задач и многие другие. Кроме того, ученик и учитель не будут знать, предположим, как работать с микроскопом или как в реальности выстроить электрическую цепь.
Помимо проблем с обучением нам может грозить цифровой разрыв, при котором у людей будет разный уровень доступа к искусственному интеллекту. А еще до сих пор не закрыты отдельные этические вопросы. Например, вопрос авторства и ответственности за содержание материала, созданного посредством нейросети.
Однако надо подчеркнуть: сегодня нейросети уверенно находят применение в сфере образования, и многие задачи цифрового мира невозможно решить без ИИ. Главное — здраво и осознанно подходить к использованию технологий и следить, чтобы они не диктовали, как трансформировать обучение, а служили достижению как маленьких, так и глобальных образовательных целей.
— К вам приходят стартапы с предложениями о покупке? Вам интересно развиваться через M&A?
— К нам часто приходят как стартапы, так и уже коммерчески успешные компании с предложениями о партнерстве в различных формах. Например, в рамках сотрудничества с компанией Startech мы учредили номинацию «Лучший проект в сфере образования» премии Startech.Awards. Мы получили порядка 80 заявок от стартапов и рассмотрели их вместе с коллегами из Skillbox, «Яндекс Практикума» и других EdTech-компаний. Мы искали уникальные продукты с понятной оригинальной идеей, с новым подходом к содержанию, формату, методологии обучения и развития детей, с конкретной целевой аудиторией. Нам было важно, чтобы продукт уже оценили пользователи, чтобы он был востребованным и обладал потенциалом для масштабирования.
— Каким вы видите будущее «Просвещения» в EdTech? Есть ли у вас образец для подражания?
— Мы ориентируемся на те ценности, которые легли в основу работы «Просвещения» почти 100 лет назад. Мы проводим множество исследований и апробаций, активно работаем с педагогическим сообществом. Наши продукты учитывают потребности всех участников учебного процесса, актуальные задачи образования, психологию и особенности восприятия современных детей, уровень технологического развития, региональную повестку и многое-многое другое.